Правящая в Судане Партия национального конгресса (ПНК) официально объявила, что она в скором времени завершит процесс формирования нового кабинета министров. Об этом заявлено по итогам совещания бюро ПНК, которое проводил второй вице-президент Хаджи Адам Юсеф. Тем самым опровергнуто заявление ряда оппозиционных деятелей о том, что процесс формирования нового кабинета министров безнадежно «затянут». В этой связи особо подчеркнуто, что президент Судана Омар аль-Башир проводит активные консультации с руководителями фактически всех политических партий. Однако не упомянуто о возможном вхождении в новое правительство представителей махдистов (партия «Аль-Умма») или юнионистов (Юнионистко-демократическая партия). А именно об этом говорил в свое время лидер махдистов — С.аль-Махди, когда выдвигал тезис о создании правительства «национального единства». И надо признать, что правящая партия совершит, возможно, фатальную ошибку, не воспользовавшись этим предложением. Бремя экономических реформ и сложностей сподручнее делить с оппозиционными партиями, причем особенно с учетом их крайней непопулярности и болезненности для подавляющей части населения. Инициатива С.аль-Махди таким образом являлась для суданского режима своеобразной палочкой-выручалочкой, и О.аль-Башир по идее, исходя из своего опыта, должен был бы к ней прислушаться. В таких тяжелейших условиях, которые не имеют краткосрочной перспективы преодоления, очень важно найти баланс сил, и дозировано допустить оппозицию к власти. Причем в первую голову в экономическом и социальном блоках. В принципе, с учетом того, что сын С.аль-Махди с некоторых пор является советником президента, то вполне вероятно, что такая инициатива его отца была хорошо подготовленным экспромтом и О.аль-Башир в настоящее время просто разыгрывает очередной акт политической пьесы. На это косвенно указывает следующее.
В заявлении сказано и о том, что в ПНК образовано десять подкомитетов с целью разработки и предоставления правительству новых предложений по проведению реформ в стране. При этом отмечено, что все новые программы и проекты реформирования тех или иных отраслей экономики и права будут содержать принципиально новый подход. Но ничего нового в этих реформах, судя по всему, не будет. Предстоит дальнейшее «затягивание поясов». Об этом вполне отчетливо и в один голос заявили участники двухдневного экономического форума, который завершил свою закрытую работу в Хартуме. Примечательно, что курировал его первый вице-президент О.Таха, а открывал О.аль-Башир. В рекомендациях, по нашим данным, содержатся призывы к дальнейшему сокращению статей бюджета. Также среди других рекомендаций отметим создание специальной комиссии по борьбе с коррупцией, активизация механизма «закята» (кстати, чисто мусульманский вариант), усиление координации между налоговой и финансовой полициями, реконструкция банковской системы, усиление внимания за развитием производства и экспортных статей, контроль за импортом в пользу его сокращения и активизация системы обмена валюты. Последнее подразумевает либерализацию «черного рынка», а это означает автоматическую девальвацию национальной валюты де-факто. Официальная инфляция и так достигла в прошлом месяце 40%, и этот процесс будет только нарастать. Нефтяные резервы страны, которые удалось саккумулировать за прошедшее десятилетие экономического бума, уменьшились к настоящему моменту на две трети. А это означает, что отступать и проедать более нечего. При этом пособия и заработная плата не только замораживаются, но и в ряде случаев должны будут быть сокращены. Постепенно могут отменяться и субсидии на отдельные товары. Напомним, что недавнее решение об отмене субсидий на топливо привело к его подорожанию на 60%. Министр финансов Али Абдул-Расул заявил, что правительство поддерживает данные рекомендации. И не только он, но и партийный функционер М.Халафалла, который курирует в ПНК экономический блок.
А это означает, что подавляющее большинство рекомендаций будет в скором времени реализовано. Отмена субсидий на топливо привела к массовым народным волнениям. Новая программа вполне может вызвать ещё более мощную волну протестов, не говоря уже о продолжении децентрализации и разгула бандитизма в Дарфуре и других «проблемных» штатах. Недавно широко объявленное перемирие с боевиками из Движения за справедливость и равенство (ДСР) в этом штате имеет скорее пропагандистский характер. На мир с Хартумом пошла только не самая большая часть группировки, которая ориентируется на своего соплеменника, чадского президента И.Деби. Довольно мощная группа во главе с братом покойного лидера ДСР Ибрагима по-прежнему не признает никаких компромиссов с суданским режимом. Пытается трансформироваться в политическую партию и Революционный фронт Судана (РФС). Очень неспокойно в воинских гарнизонах в тех же Южном Кордофане, Голубом Ниле и Дарфуре. Ощущается недостаток продовольствия, боеприпасов, регулярны задержки жалования. То есть вариант решения проблемы сепаратизма чисто военным путем, о чем заявило недавно главное военное командование Судана, откладывается.
Одновременно Судан будет вынужден отказаться от своих планов по увеличению расходов на безопасность и оборону, не говоря уже о первоначальных планах глобального перевооружения армии. При таком варианте силовая составляющая власти ослабевает, а возможность успокаивать народные возмущения денежными субсидиями снижается в разы. Все это чревато вспышкой уже «суданской весны», причем с ярким исламистским оттенком. Напомним, что самыми мощными критиками режима, не считая естественно повстанцев из РФС являются как раз сторонники харизматичного лидера радикального исламизма Хасана аль-Тураби и молодые исламисты из молодежного крыла ПНК. Причем последние далеко не прогрессивны в своих убеждениях. Несмотря на то, что эта «оппозиция» недавно разгромлена, а ее лидер Г.ат-Табани выведен из состава правительства и смещен с поста руководителя партийной фракции в парламенте, это совсем не означает того, что в случае начала массовых стихийных протестов они вновь не обретут силу и влияние. И в принципе большинство населения скорее воспримет их в качестве своих вождей, нежели чем того же традиционного и политически одряхлевшего «светского» С.аль-Махди.