- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ближний Восток: КСА против Катара

Противоречия между Эр-Риядом и Дохой по своему накалу начинают в некоторых случаях даже превосходить глобальное шиитско-суннитское противостояние. Это утверждение, конечно, имеет определенную долю натяжки и преувеличения, но по всем признакам Катар для Саудовской Аравии сейчас представляет собой проблему не меньшую, чем Иран.

В этой связи достаточно вспомнить ожесточенную перепалку между руководителями катарской и саудовской делегациями на последнем саммите ССАПГЗ в Кувейте в декабре с.г., что, в общем-то, является беспрецедентным. Но это только видимая вершина айсберга. На самом деле между двумя этими монархиями развернулась ожесточенная подрывная война по всем основным узловым точкам Ближнего Востока. Это, прежде всего, Египет, где идет борьба между военными и «Братьями-мусульманами». Именно поддержка последних особенно раздражает Эр-Рияд, что было публично и заявлено новому катарскому эмиру Тамиму на саммите в Кувейте.

Катарцы, несмотря на отказ от целого ряда направлений по распространению своего влияния в узловых точках Ближнего Востока, тем не менее, продолжают наращивать его в том же Египте, Ливии и Йемене. Сохраняют свое присутствие катарцы и в рамках внутрисуданского урегулирования. Глобально это можно охарактеризовать как сохранение и укрепление своего авторитета в мусульманском мире через контроль над движением «Братья-мусульмане». Что противоречит основной внешнеполитической доктрине КСА, опирающихся в продвижении своих интересов, прежде всего, на салафитские группы и движения. Этот «водораздел» достаточно отчетливо проявился в процессе т.н. «арабской весны», на волне которой «Братья-мусульмане» в ряде стран с большим преимуществом и в результате самых «чистых» в истории этих государств выборов сумели взять государственную власть. Тогда саудовцы в качестве альтернативы стали финансово и организационно стимулировать создание ячеек салафитов, получивших название «Ансар ад-дин». Следует отметить, что последние в среднем примерно в два раза уступают «братьям» по электоральнму весу. Отсюда и поддержка Эр-Риядом на первый взгляд абсолютно «неродственного» им идеологически режима военных в АРЕ, которые совершили откровенный военный переворот и свергли законное правительство «братьев».

В настоящее время катарско-саудовское противостояние идет в основном в Ливии, Египте и Йемене. Причем Ливия сейчас рассматривается  в саудовском руководстве как одно из приоритетных направлений. Посол Ливии в КСА А.аль-Бадри 15 декабря с.г. провел встречу в Эр-Рияде с министром внутренних дел Мохаммедом бен Наифом, что само по себе является беспрецедентным случаем. Саудовский министр пообещал усилить поддержку Триполи в рамках борьбы с исламистскими группами в стране, которые препятствуют выстраиванию нормальной вертикали государственного управления. Естественно, что речь идет о тех группах, которые финансируются и находятся в плотной орбите Дохи.

Данная встреча тематически прошла в продолжение переговоров, состоявшихся в ноябре с.г., между командующим Национальной гвардии королевства принцем Мутаебом  и министром обороны Ливии А.ат-Тани

Одновременно с учетом охлаждения отношений КСА и США, связанного с сирийским конфликтом и потепления отношений между Вашингтоном и Тегераном, саудовцы стараются разыграть «свою игру» с Европой. Здесь и резкое сближение с Парижем с целью максимально ослабить сложившуюся при бывшем президенте Н.Саркози ось Париж-Доха посредством заключения с французскими компаниями ряда очень дорогостоящих контрактов. Помимо этого идет активная лоббистская деятельность и в Брюсселе. В частности, саудовцы всячески поддерживают принятие европейским парламентом подготовленную сейчас резолюцию по стабилизации ситуации в Ливии. Здесь необходимо отметить, что в ней крайне негативно оценивается роль «ряда стран Персидского залива», которые всячески препятствуют установлению стабильности в стране. Очевидно, что речь идет, прежде всего, о Катаре, который в отличие от других аравийских монархий играл ведущую роль в организации свержения режима М.Каддафи и до сих пор  активно влияет на внутриливийскую ситуацию.

Катар также не остаются в долгу и стараются ударить по самым болевым точкам Саудовской Аравии. В этой связи необходимо отметить резкий поворот Дохи  по ситуации в Сирии, который характеризуется кардинальным изменением катарской позиции по блокированию с Эр-Риядом в рамках поддержки отрядов сирийской оппозиции. Ливийские «добровольцы», за рекрутированием и направлением которых в Сирию для участия в боевых действиях на стороне оппозиции стоял Катар, отозваны на родину. Напомним, что до недавнего времени это была самая многочисленная иностранная группа, которая воевала против режима Б.Асада.

Но речь идет не просто о занятии Катаром нейтральной позиции  на сирийском направлении. Сразу же после своего прибытия в Бейрут новый катарский посол в этой стране 15 декабря с.г. срочно встретился с «человеком номер два» в партийной иерархии «Хизбаллы» — Наимом Касемом. Как следствие, через две недели в Ливан был направлен анонимный личный посланец эмира Катара, который встретился с генеральным секретарем партии шейхом Насраллой. Во время этих встреч обсуждалась, естественно, ситуация в Сирии, и в частности – формы помощи со стороны Катара по ликвидации руками бойцов «Хизбаллы» просаудовских исламистских групп в Ливане и Сирии. Многие эксперты полагают, что это только прелюдия перед системным изменением позиции Дохи в отношении внутрисирийского конфликта, свидетелями чего мы станем уже в самом скором времени.