- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Индивидуальный джихад как новый фактор современного терроризма

Примерно в 2011 году в мире возник новый тренд – индивидуальный джихад. Отчасти это было вызвано тем, что после терактов 11 сентября 2001 года Запад ужесточил меры по борьбе с терроризмом, усилил работу спецслужб и контроль над информацией, появляющейся в средствах массовой информации и в интернете. В связи с этим для террористических организаций стало намного сложнее действовать привычными методами, особенно учитывая, что многие ведущие теоретики и практики джихада были убиты или захвачены в ходе операций войск США. Новые идеологи террористической сети «Аль-Каида» начали совершать террористические акты на открытых фронтах, например в Сирии и Мали. Джихад на открытых фронтах подразумевает, что у моджахедов под контролем есть определенные территории с населенными пунктами, которые служат им базой для мобилизации и концентрации сил, подготовки и отдыха. Однако это некое открытое противостояние противников, которое осложнилось из-за значительного технического преимущества войск США и стран Запада. Нужна была новая концепция. Постепенно стали распространяться идеи об индивидуальных террористических действиях, которые получили название «нападение одиноких волков».

Концепция индивидуального джихада предполагает совершение террористических акций людьми, не входящими ни в какие организации. Главные достоинства этой формы джихада – доступность, эффективность, высокая безопасность и невозможность предотвратить нападение. Рассмотрим более подробно каждое из этих свойств. Доступность заключается в том, что подчерпнуть идею индивидуального джихада довольно просто, для этого стоит лишь посетить веб-сайты радикальных исламистов или почитать онлайн-журнал Inspire (Вдохновляй), который с 2011 года издает «Аль-Малахим медиа» — пропагандистское подразделение «Аль-Каиды на Аравийском полуострове» (AКАП). Периодичность издания — раз в 7–10 месяцев, а объем составляет около 70 страниц. Сам факт того, что «Аль-Каида на Аравийском полуострове» выпускает столь объемный англоязычный продукт, посвященный идеологии и методам индивидуальных террористических акций, а также детально рассказывающий как создать бомбу в домашних условиях или каким способом лучше совершить теракт, говорит о многом.

Эффективность связана в первую очередь с тем, что «нападения одиноких волков» по большей части отличаются своей целенаправленностью, но теракт проводится по отношению не к конкретному лицу или объекту, а к «врагу» вообще. То есть выбор «цели» широкий и абсолютно непредсказуемый. Более того, акты индивидуального джихада ведут в некоторой степени к военному и политическому успеху, поскольку заставляют выбранные в качестве «целей» государства постоянно менять политику и законодательство в области безопасности и сеют панику среди простого населения. Основным преимуществом таких терактов является тот факт, что западные спецслужбы не могут предупредить их. «Одинокие волки» не присоединяются к каким-либо группировкам, это не нужно для совершения индивидуального джихада. Они не уезжают в полевые лагеря для тренировок, они продолжают жить с тех странах, где жили до того, как пришли к экстремистским идеям.

В плане безопасности индивидуального джихада имеется в виду, что при данной тактике нет никакой необходимости искать достоверные каналы или выходить на определенных людей из террористических группировок, когда велика вероятность быть пойманным в процессе подготовки теракта или вверить свою судьбу подставному лицу из спецслужб. «Одинокий волк» ни от кого не зависит.

В целом, практику индивидуального джихада зачастую осуществляют абсолютно обычные люди, а сам террористический акт носит незатейливый характер. Цель индивидуального джихада не ограничена какими-либо рамками, жертвой может стать любой человек независимо от цвета кожи, вероисповедания, национальности и социального статуса. В плане оружие для нанесения удара может быть использовано что угодно, от обычного кухонного ножа или железного прута до пистолета и самодельной бомбы.

Одним из основных теоретиков индивидуального джихада является сириец Абу Мусаб аль-Сури. Он также является одним из авторов журнала Inspire и известной работы «Школа индивидуального джихада и маленькие ячейки». Согласно данной работе, «Цель операций сопротивления и индивидуального джихада — нанести как можно больше человеческого и материального ущерба Америке и её союзникам. А также дать им понять, что сопротивление стало феноменом, стало общественным восстанием против их враждебности, которая распространяется от Центральной и Южной Азии, Филиппинских островов и Индонезии — на востоке, до берегов Атлантики — на западе, и от Кавказа, Балканских стран и Северной Африки — на севере до Индии и Центральной Африки — на юге, по всему исламскому миру, в дополнение к местам с мусульманским населением»1 [1].

В качестве примеров индивидуального джихада можно привести нападение Абдулхакима Мухаммада на рекрутинговый центр армии в 2009 году, массовое убийство на военной базе Форт-Худ, совершенное Нидалом Хассаном в 2009 году, активная помощь американки Колин Лароз джихадистам, за что она была осуждена в 2011 году, убийства совершенные Мохаммедом Мера в Тулузе и Монтобане в 2012 году  и жестокое нападение двух молодых нигерийцев на британского солдата 22 мая 2013 года. Последний пример является наиболее показательным, поскольку преступление было совершено среди белого дня по отношению к абсолютно неизвестному им человеку, который не занимал каких-либо высоких постов и не был с ними связан. Получается, что два молодых «одиноких волка» напали на первого встречного человека, который просто был для них представителем «враждебного государства».

У индивидуального джихада много лиц и разновидностей, но, как правило, все эти случаи объединяет то, что за терактом не стоит какая-либо террористическая группа, а это внезапная, незапланированная атака какой-либо личности, находившейся или не находившейся в контакте с кем-то из террористов. Зачастую радикальные идеи такие люди подчерпывают из интернета: помимо различных сайтов со статьями и видео материалами информация экстремистского плана часто содержится в популярных социальных сетях, как Фейсбук (Facebook) и Твиттер (Twitter). Благодаря активному распространению масс-медии процесс радикализации обычных граждан стал куда проще и эффективнее: благодаря интернету пропаганда идей, обучение и мобилизация «одиноких волков» стала быстрее и сложнее для отслеживания. Более того, все это создает благодатную почту для роста «домашнего терроризма».

Таким образом, индивидуальный джихад стал новым фактором современного терроризма примером непредсказуемого и неконтролируемого насилия, а самое главное, возросла угроза радикализации общества изнутри.

1 [2] Чемодан Муджахида. Режим доступа: http://chemodanmudjahida.blogspot.ru/2012/07/blog-post_10.html