- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О положении христиан-коптов в АРЕ

Во время празднования 7 января христианами-коптами АРЕ Рождества нынешней египетской властью были предприняты беспрецедентные меры для обеспечения безопасности.

Практически, все храмы страны охранялись полицией, что неудивительно, так как прошедший год, по мнению многих вовлеченных в тему обозревателей, стал одним из самых тяжелых за почти двухтысячелетнюю историю наибольшей христианской общины Ближнего Востока. В частности, по данным организации «Международная амнистия», в 2013 в результате атак исламистов были серьезно повреждены 43 храма и более 200 объектов общественной и частной собственности коптской общины.

Следует также отметить, что опасаясь за свою жизнь Египет после революционных событий 2011 года, по данным различных правозащитных организаций,  покинуло от 100 000 до 300 000 коптов.

Эти цифры особенно красноречивы, если учесть, что межконфессиональные отношения между исламским большинством АРЕ и христианами-коптами, составляющих около 10% населения страны, при старой власти, в целом, не выглядели столь катастрофически.

Режим эпохи Х.Мубарака пытался регулярно демонстрировать терпимость к представителям различных конфессий, стремясь всячески сгладить межконфессиональные противоречия в стране.

Невзирая на то обстоятельство, что согласно конституции официальной религией Египта являлся ислам, власть при Мубараке носила подчеркнуто светский характер.

Более того, начиная с 2003 г., праздник Рождества Христова — 7 января был провозглашен властью Египта общенациональным праздником и, соответственно, выходным днем в стране (христиане-копты пользуются юлианским календарем).

Однако, несмотря на попытки власти снизить межконфессиональное напряжение стычки на религиозной почве случались в стране регулярно. Поэтому христианское меньшинство Египта поддержало светскую оппозицию страны, начавшую революцию 2011 года, надеясь, что новая власть изменит их положение к лучшему.

Однако, с приходом к власти исламистов, ситуация для коптов заметно осложнилась.

Поначалу политика нового президента страны М.Мурси по отношению к христианскому меньшинству внешне мало чем отличалась от политики Х.Мубарака. Новый режим всячески стремился продемонстрировать коптам свое расположение. Придя к власти, М.Мурси заявил, что намерен придерживаться светской направленности дальнейшего развития египетского общества. В правительстве «брата-мусульманина» Хишама Кандиля христианин-копт отвечал за научные вопросы, а одним из трех ближайших советников М.Мурси был копт, занимаюшийся проблемами политического переходного процесса в стране. Также М.Мурси подписал указ о строительстве новой церкви, которого коптская община добивались 17 лет.

Однако царящая в стране атмосфера радикализма приводила к частым провокациям на бытовом уровне.

В частности, в результате одной из таких провокаций, произошедших в апреле прошлого года перед главным христианским собором Святого Марка в Каире, погибло 2 копта и больше 80 получили ранения. Беспорядки вспыхнули после отпевания в соборе четырех христиан-коптов, погибших накануне в ходе столкновений между христианами и мусульманами неподалеку от Каира.

Показательно, что тогда президент АРЕ М.Мурси позвонил духовному лидеру египетских коптов папе Тавадросу II и осудил нападение на христиан заявив, что он рассматривает нападение на собор как «нападение на себя лично». Впрочем, в ответ  Тавадрос ІІ, до этого уже не раз выступавший с критикой в адрес власти обвинил президента М.Мурси в пренебрежении своими обязанностями, потребовав от него принятия решительных мер по защите христиан и подчеркнул, что христианам-коптам «нужны действия, а не только слова», а также, что христианская церковь в Египте даже в самые тяжелые времена не подвергалась таким нападениям. Кроме того, в своих критических заявлениях глава египетских христиан заявлял, что к коптам нельзя относиться как к меньшинству, поскольку они составляют «неотъемлемую часть нации».

Следует также отметить, что Коптская церковь бойкотировала заседания с участием президента М.Мурси в рамках так называемого «национального диалога», называя эти встречи проявлением лицемерия.

Как и следовало ожидать, после отстранения от власти военными М.Мурси папа Тавадрос ІІ заявил, что план передачи власти временному правительству, изложенный генералом А.Ф.ас-Сиси, был разработан «честными людьми, которые пекутся об интересах Египта».

Некоторые исламисты истолковали эти слова как указание на то, что Коптская церковь участвовала в заговоре по свержению президента. Это привело к массовым нападениям на коптов и их собственность. Наиболее кровавым стал август прошлого года. Особенно ситуация обострилась после разгона двух палаточных лагерей сторонников М.Мурси в Каире. Рядом неправительственных организаций, события этого месяца, учитывая количество жертв, разрушенных храмов, домов, школ и магазинов коптского меньшинства, были названы «самыми жестокими за всю историю современного Египта».

Чтобы выразить свою поддержку христианской общине страны исполняющий обязанности президента Египта Адли Мансур  посетил накануне коптского Рождества папу Тавадроса ІІ. Важно отметить, что это первый визит главы государства к главе Коптской церкви со времен правления Гамаля Абдель Насера. Преемники Насера либо ограничивались поздравлениями по телефону, либо направляли главе коптских христиан своих представителей.

Впрочем, и нынешнее, вроде бы, слегка улучшившееся положение коптов нельзя назвать стабильным, поскольку основной причиной регулярных межконфессиональных обострений является тяжелая экономическая ситуация в стране. Исторически, как известно, в таких случаях самым виноватым оказывается религиозное или этническое меньшинство.  В случае с нынешним Египтом это, разумеется, копты.

А поэтому, без улучшения социально-экономического положения в стране христиане-копты будут всегда чувствовать себя в опасности, даже если столь беспрецедентные меры для обеспечения безопасности возле коптских храмов, которые мы могли наблюдать во время нынешнего Рождества, приобретут перманентный характер.