- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Пакистан: провал переговоров федеральных властей с Движением Талибан Пакистана

21 января 2014 г. Г.С.Хак, лидер праворелигиозной партии  Джамаат улема-е-Ислам-С  (ДУИ-С)  объявил, что «дистанцируется от предложения премьер-министра способствовать  проведению мирных переговоров между талибами и правительством». Обосновывая свою позицию, он заявил, что правительство не настроено серьезно на конструктивный диалог.

Придя к власти в мае 2013 г. новый премьер-министр Пакистана Миан Мухаммад Наваз Шариф сделал решительное заявление об искоренении терроризма в стране.  Его политическая партия — Пакистанская мусульманская лига Наваз Шарифа (ПМЛ Н) продолжила курс бывшей правящей Пакистанской народной партии (ПНП) на консолидированное мнение всех политических сил страны. В сентябре 2013 г. была созвана Все-партийная конференция (ВПК)  для выработки единой позиции в отношении боевиков. В резолюционной части  ВПК подчеркнула необходимость политического диалога с повстанцами Движения Талибан Пакистана /ДТП), исключая вмешательство военных и проведение боевых операций  против них  на территории страны.

Федеральные власти инициировали предварительные контакты с руководством ДТП. И все же прямой диалог Исламабада и ДТП не состоялся;  в первых числах ноября 2013 г., накануне официально назначенной  даты, был убит лидер ДТП Хакимулла Масуд  в результате авиаудара американского беспилотника. В ноябре 2013 – январе 2014 по стране прокатилась волна терактов, направленных в первую очередь против военнослужащих федеральной армии Пакистана. Много жертв было среди гражданского населения.

В декабре 2013 премьер-министр Наваз Шариф вновь подтвердил необходимость продвигать процесс диалога с талибами. Он обратился в первую очередь к праворелигиозным партиям и Партии справедливости, правящей  в провинции Хайбер-Пахтунхва (основного ареала активности повстанцев ДТП) расширить сотрудничество  и продолжить переговоры с  ДТП.

Среди первых лиц, к кому обратился премьер за посредничеством,  был   Г.С.Хак,  лидер праворелигиозной партии Джамаат улема-е-Ислам-С. И выбор был неслучайным. Он  патронирует медресе Дар-уль-Улюм Хаккания, и его часто называют «отцом  Талибана».   Пакистанская пресса пишет, что в свое время в этом учебном заведении обучался  мулла Омар (будущий эмир Исламского эмирата Афганистан, 1996 – 2001 гг. и лидер афганских талибов).  Г.С.Хак и мулла Омар (согласно пакистанским источникам) поддерживают контакты и в настоящее время.

Г.С.Хак, неоднократно  подчеркивал, что возглавляемая им партия выступает за «исламскую идентичность» и срывает  усилия, направленные на преобразование Пакистана в светское государство».  Он выступает с критикой  США, обвиняя в чинимых ими препятствиях  переговорам с ДТП.

Получив согласие  от ДТП, Г.С.Хак, уже 2 января 2014 г. информировал  премьер-министра о готовности пакистанских талибов к переговорам.  Ответа не последовало. Молчание премьера было истолковано, с одной стороны, как отказ от открытого диалога, с другой выявило внутренние противоречия не только среди политической элиты, но  и внутри праворелигиозного политического сообщества Пакистана. Лидер   партии Джамаат улема-и-Ислам-Ф   маулана Фазлур Рехман  выступил против  решения премьер-министра о привлечении лидера  Джамаат улема-е-Ислам-С  к «мирному процессу».   Партия   ДУИ-Ф более весомо по сравнению с ДУИ С    представлена на политическом поле в Пакистане; имеет своих представителей в законодательных и исполнительных органах власти. Многие пакистанские аналитики полагают, что это стало одной из причин  почему правительство объявило о том, что не обращалось к лидеру ДУИ-С с просьбой о посредничестве в переговорах с  талибами.     В 2013 г. маулана Фазлур Рехман отказался играть какую-либо роль в привлечении талибов к столу переговоров. Обосновывая свою позицию уже после прихода к власти Наваз Шарифа, он заявил, что «мощный истеблишмент не поддерживает этот процесс».

Январь 2014 г. был отмечен резким противостоянием между  военными и боевиками. Все началось с подрыва машины с военнослужащими  недалеко от Банну в агентстве Южный Вазиристан  в зоне племен на границе с Афганистаном. Погибли 20 солдат, десятки были ранены.  Запрещенная ДТП  взяла на себя ответственность за нападение. Боевики также провели атака на  армейские блок-посты в районах долины Сват, агентстве Хайбер и т.д.

19 января 2014 г., пресс-секретарь ДТП Ш.Шахид подтвердил  готовность талибов к диалогу. Одновременно было заявлено, что военные действия федеральных сил против повстанцев противоречат серьезному настрою на мирные переговоры. Следует подчеркнуть, что к этому дню ДТП «опустило» требование о повсеместном  введении   шариата, настаивая только на прекращении авиаударов и  выводе войск федеральной армии из Территории племен федерального подчинения (ТПФУ).

Штаб сухопутных войск провел  военные  операции  по уничтожению боевиков в зоне пуштунских племен, в агентствах Северный Вазиристан и  Хайбер. Обе стороны понесли значительные потери.    Пакистанские СМИ писали, что «…удары с воздуха в Северном Вазиристане и районах проживания племен Хайбер 21  января 2014 г. были в отместку за два крупных нападения талибов на военные объекты».

Политическое и военное руководство страны предприняло  крутой поворот от диалога к решительным действиям — одобрило  точечные удары по укрытиям талибов и их тренировочным лагерям, подтвердило совершенствование разведывательной работы и т.д.   Одновременно гражданские власти подтвердили, что  вариант диалога с боевиками не следует рассматривать как проявление слабости.  Остается без ответа только один вопрос – стоит ли Пакистан на пороге очередной гражданской войны?