- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Новая конституция Туниса: свобода, равенство, ислам

Над проектом новой тунисской конституции, разработка которого началась еще в октябре 2011 года, работало шесть комиссий, представляющих политические партии, пропорционально их представительству в парламенте. В ходе разработки новой конституции Национальная конституционная ассамблея вела дебаты и проводила голосование по каждой отдельной статье. 26 ноября 2014 года депутаты Национального собрания большинством в 200 голосов (из 216) проголосовали за принятие новой конституции. Результаты этого голосования означают, что (в соответствии с конституцией) референдум проводиться не будет, т.к. новый Основной закон утвержден законодательным органом большинством в 2/3 голосов.

Спикер тунисского парламента Мустафа бен Джаффар охарактеризовал эту конституцию как «результат консенсуса», который поможет в дальнейшем построить демократическое государство, основанное на «праве и равенстве». Президент страны Монсеф Марзуки на церемонии подписания документа заявил, что принятие Основного закона является «победой над диктатурой».

Западная пресса разразилась дифирамбами в адрес конституции Туниса,  охарактеризовав ее  как одну из самых «прогрессивных» в арабском мире; «исторической вехой» охарактеризовал принятие тунисской конституции  глава ООН Пан Ги Мун. Глава дипломатии ЕС Кэтрин Эштон также поздравила Тунис с этим событием, отметив, что эффективный национальный диалог позволил стране поддержать курс на «демократический переход». С этим вполне можно согласиться, если учитывать тот факт, что конституция любой страны закрепляет, прежде всего, новое соотношение политических сил. В отличие от новой конституции Египта, закрепившей победу военных над исламистами, новый Основной закон Туниса закрепил итоги национального диалога и тот консенсус, который был достигнут между исламскими и светскими политическими партиями. Документ, при этом, не потерял своих исторических достижений и традиционных ценностей.

Прежняя Конституция тунисского государства действовала с 1959 года и была одной из самых «старых» конституций арабского мира. В первоначальном виде Конституция Тунисской Республики состояла из 64 статей, а в последней редакции 2002 года – из 78 статей, объединенных в 10 глав, но по-прежнему оставалась очень  «краткой» конституцией с целым рядом специфических особенностей.

Новая конституция является более пространной – она состоит из 146 статей. Остановимся на основных положениях самого «прогрессивного» документа в арабском мире.

Конституция начинается с преамбулы, в которой «во исполнение целей революции 17 декабря 2010 г. – 14 января 2011 г.» провозглашаются основные принципы тунисского государства: приверженность исламу, общечеловеческим ценностям, арабо-мусульманской идентичности; национального единства, основанном на гражданстве, братстве, солидарности и социальной справедливости; республиканскому демократическому режиму; гражданскому обществу, в котором суверенитет принадлежит народу; принципу разделения властей; политическому плюрализму и политической конкуренции; верховенство права; уважение прав и свобод человека; равенство прав и обязанностей граждан – мужчин и женщин; независимость судебной власти; равноправное развитие регионов; во внешней политике – укрепление единства стран Магриба; интеграция с мусульманскими и африканскими странами и сотрудничество с другими зарубежными странами; поддержка борьбы угнетенных за свои права и поддержка принципа права народов на самоопределение; поддержка национально-освободительных движений, в том числе – палестинского освободительного движения, а также выступление против всех форм оккупации и расизма.

Первая статья, гласящая, что «Тунис – свободное, независимое и суверенное государство; его религия – ислам, язык – арабский, государственный строй – республика» теперь дополнена положением о том, что «эта статья не может быть изменена». То же положение относится и ко второй статье, в соответствии с которой Тунис является гражданским государством, основанным на «воле народа и верховенстве права».

Прежде всего, конечно, обращает на себя внимание, что Тунис еще раз подтвердил свою роль флагмана в отношении защиты и реализации прав женщин во всех областях, подняв их на конституционный уровень. Вспомним в этой связи, что, после провозглашения политической независимости был проведен пересмотр целого ряда законодательных положений, касающихся прав женщин, в интересах обеспечения большего равенства между мужчинами  и женщинами и для усиления роли и влияния женщины в обществе. Тунис стал первой страной, где было создано Министерство по делам женщин и семьи. Более того, были приняты конкретные меры, в частности, в целях организации школьного обучения для женщин и сформирован (в 1991 году) отдельный правительственный орган – Центр научных исследований, документации и информации в интересах женщин (ЦНИДИЖ). В том же году был создан и важный орган, призванный защищать и гарантировать права человека на национальном уровне – Высший комитет по правам человека и основным свободам, который функционировал как консультативный орган при президенте республики. Комитет этот работал довольно активно, давал свои заключения по вопросам прав человека, проводил различного рода исследования в этой области и принимал жалобы частных лиц в отношении нарушений в области прав и свобод человека. Достижения Туниса в области защиты прав человека,  поощрении прав женщин и реализации гендерного равенства неоднократно отмечались различными комиссиями ООН.

Теперь эта проблематика довольно широко закреплена в новой конституции. В отличие от предыдущей конституции (где полностью отсутствовала глава о правах и свободах), новая конституция содержит целую главу «Права и свободы», состоящую из 29 статей. Статья 20 гласит, что все граждане – женщины и мужчины – имеют равные права и обязанности и равны перед законом без какой-либо дискриминации. Государство гарантирует гражданам – мужчинам и женщинам – индивидуальные и коллективные права и обеспечивает условия для достойной жизни. Статья 45 еще более усиливает положение женщины в обществе и гарантирует защиту, поддержку и дальнейшее развитие «достигнутых женщинами прав», равное представительство в избираемых органах власти. Государство также «принимает все необходимые меры» с тем, чтобы исключить насилие в отношение женщин.

Впервые появилась статья о политических партиях, в соответствии с которой гарантируется свобода образовывать политические партии, союзы и ассоциации. При этом, нет никакого запрета на деятельность партии по конфессиональному принципу, отмечается лишь, что партии в своих уставах и деятельности «должны соблюдать конституцию и законы, отвергать насилие», а их финансовая деятельность должна быть прозрачной.

Принципиально новой и не характерной для других конституций является статья 43, провозглашающая «право на воду», в соответствии с которой обязанностью как государства, так и общества является «сохранение иррациональное использование воды». Статья эта впервые в конституционном праве обозначает крайне важную проблему для всего человечества – проблему дефицита воды. В конце ХХ века эта проблема приобрела для Арабского Востока региональное значение и стала уже представлять определенную угрозу не только для его дальнейшей хозяйственной деятельности, но и политической стабильности. В дальнейшем ситуация с водой будет только усугубляться: аналитики делают более чем пессимистичный прогноз водообеспеченности арабских стран пресной водой на душу населения. Конечно, крайне важно, решать эту проблему уже сейчас. Поднятие «водной проблемы» на конституционный уровень требует принятие текущего законодательства, которое должно конкретизировать комплекс мер для реализации конституционного положения. В этом плане Тунис, видимо, также будет первопроходцем.

Интересной является статья 59 конституции, которая носит, скорее, политический характер и закрепляет, что оппозиция является «неотъемлемой частью Палаты депутатов» и обладает всеми правами, которые предоставляют ей возможность выполнять свои парламентские функции. Более того, конституция гарантирует оппозиции представительство в парламентских комитетах, а также  руководство Комитета по финансам, докладчика в Комитете по внутренней политике. Оппозиция может также ежегодно формировать и руководить комитетом по расследованию, внося, таким образом, свой «активный и конструктивный вклад в работу парламента».

Этой статьей тунисская конституция (во избежание в дальнейшем дестабилизации политической ситуации) закрепила итоги национального диалога, начатого в конце прошлого года между исламистами и светской оппозицией, когда в рамках «рабочей карты», достигнув консенсуса,  президент Туниса Монсеф Марзуки поручил экс-министру промышленности Махди Джомаа сформировать непартийное правительство, состоящее из профессионалов, которое должно было заменить предыдущее правительство, в котором преобладали исламисты.

Определенным изменениям подверглись статьи, регламентирующие взаимоотношения органов государственной власти. Ключевой и самый сложный вопрос, стоявший на повестке дня конституционной реформы,  был решен в пользу смешанной республики, когда исполнительная власть делится между избираемым президентом и премьер-министром, назначаемым парламентом.

В соответствии с предыдущей конституцией Тунис был президентской республикой, характерной чертой которой являлась легализация личной власти и сильная централизация государственного управления. Исполнительная власть была фактически независима от законодательной, президент был наделен огромными полномочиями (прежняя конституция страны отводила главе государства 21 статью в разделе «Исполнительная власть»).

Решение этого принципиального вопроса предопределило и другие положения конституции, касающиеся государственно управления, а именно:

Кабинет министров формируется теперь премьер-министром, представляющим победившую на парламентских выборах партию или коалицию партий (за исключением постов министра обороны и министра иностранных дел, которые назначаются после консультаций с президентом). Премьер-министр разрабатывает общую генеральную политику правительства и обеспечивает ее реализацию, при этом конституция довольно подробно перечисляет полномочия главы правительства, в числе которых: руководство государственной администрацией и заключение международных договоров, носящих технический характер; издание правительственных декретов. Правительство обеспечивает реализацию законов на практике и отвечает за свою деятельность перед Палатой депутатов. Каждый член Палаты депутатов может представить письменные или устные вопросы правительству в соответствии с процедурными правилами. Отказ в доверии правительству предусматривает одобрение абсолютным большинством членов Палаты депутатов при одновременном представлении альтернативного кандидата на пост премьер-министра. Палата депутатов может выразить недоверие члену правительства после представления требования об отставке какого-либо министра Председателю палаты депутатов со стороны 1/3 ее членов. Окончательный отказ в доверии принимается абсолютным большинством голосов членов парламента  (ранее: президент сам назначал премьер-министра и остальных членов правительства, мог распустить правительство или освободить от занимаемой должности любого из его членов «по своему усмотрению»; правительство осуществляло «проведение в жизнь общегосударственной политики в соответствии с указаниями президента и устанавливаемыми им приоритетами», и являлось, по сути, придатком президентской власти, а президент осуществлял исполнительную власть «с помощью правительства»).

Законодательная инициатива осуществляется путем внесения законопроектов не менее чем 10 депутатами, президентом и премьер-министром  (ранее: президент определял  общую политику государства, ее основные направления и «информировал об этом Палату депутатов»).

Статья 69 устанавливает, что в случае досрочного роспуска Палаты представителей или в период парламентских каникул президент может издавать декреты, но с одобрения премьер-министра, которые должны быть представлены на одобрение Палаты представителей на ее очередной сессии. Эта статья также ограничивает законодательную инициативу главы государства (в предыдущей конституции Палата депутатов вообще могла  делегировать главе государства полномочия по принятию декретов, имеющих силу закона).

В соответствии с конституцией только глава правительства может представить для обсуждения в Палату представителей законопроекты, относящиеся к ратификации договоров и бюджету государства.

Президент объявляет состояние войны и заключение мира с одобрения большинства Палатой депутатов в 3/5 ее состава. Президент также объявляет состояние чрезвычайного положения и может принимать любые меры, связанные с этими обстоятельствами, после консультации с премьер-министров и председателем Палаты депутатов, и информирует об этом председателя Конституционного суда. В течение всего периода чрезвычайного положения Палата депутатов не может быть распущена сама и не может отправить в отставку правительство.

В соответствии с конституцией три министерства – обороны, иностранных дел и национальной безопасности – подчиняются президенту (ранее: в случае «непосредственной опасности существования Республики», президент мог «принимать любые необходимые чрезвычайные меры в соответствии с обстановкой»; мог объявлять войну и заключать мир «с одобрения Палаты депутатов»).

Предложить поправки к конституции имеют право президент или 1/3 членов Палаты депутатов. Каждое предложение, касающееся поправок к конституции, должно быть представлено в Конституционный суд, с тем, чтобы суд подтвердил, что такие предложения не относятся к статьям, которые в соответствии с конституцией, не могут быть изменены. Конституционные поправки принимаются абсолютным большинством членов Палаты депутатов. Президент может вынести конституционные поправки на всеобщий референдум.

Еще одним сложным вопросом конституционной реформы, на котором сосредоточилось тунисской общество, был вопрос о закреплении шариата в Основном законе страны. Однако, в этом отношении Тунис остался верен своим историческим секулярным традициям. Ислам провозглашается «религией государства», при этом гарантируется свобода вероисповедания, совести и отправления религиозных культов (статья 6). Интересно положение этой статьи о том, что государство нацелено на исключение из религиозной практики «такфира» (обвинения в неверии). Совершенно очевидно, что этим положением государство обозначает свое намерение бороться с экстремизмом не только в политической сфере, но и в религиозной практике, что, видимо, будет закреплено в текущем законодательстве.

Более того, Тунис становится одним из немногих арабских государств, который закрепляет приоритет международных договоров, одобренных и ратифицированных Палатой депутатов, над внутренним законодательством (статья 19).

Совершенно новой в конституции является глава «Конституционный суд» (статьи 115-121), которая подробно регламентирует порядок формирования, компетенцию и деятельность этого судебного органа, который впервые появляется в системе органов государственной власти Туниса. Конституционный суд, в частности, будет рассматривать и споря, возникающие между президентом и премьер-министром.

Таким образом, положения новой конституции Туниса позволяют сделать вывод о том, что страна, которая в течение многих десятилетий представляла собой суперпрезидентскую республику начала реальную трансформацию своей политической системы с существенным перераспределением полномочий в пользу законодательной власти и правительства. При этом правовой статус личности непосредственно не связан с конституционным закреплением курса государства на внедрение в повседневную жизнь исламских норм, напротив, конституция расширяет юридические рамки для реализации в полном объеме демократических прав и свобод граждан.