- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Судан: политические реформы и смена внешнеполитического курса?

Как мы уже отмечали ранее, правящая в Судане — Партия национального конгресса» (ПНК) — одобрила пакет реформ во внутренней и внешней политике государства. В своих комментариях глава международного сектора партии М.дль-Дердири заметил, что «партия понимает всю сложность налаживания полномасштабного и эффективного национального диалога в условиях отсутствия полномасштабного формата политических свобод и многопартийности». В рамках решения этой задачи руководство будет предпринимать шаги, которые должны продемонстрировать «добрую волю» и «стремление партии к диалогу». Одним из таких проявлений, видимо, необходимо считать отмену запрета на издание оппозиционного Хартуму печатного органа Партии народного конгресса» газеты «Ray al-Shaab» («Мнение народа»), последовавшее незадолго до выступления главного координатора международной деятельности правящей партии. Отметим, что Партия народного конгресса основана харизматичным лидером суданских «Братьев-мусульман» и одним из основателей «Зеленого интернационала» Х.ат-Тураби вскоре после его окончательного разрыва с президентом О.аль-Баширом.

Этот шаг суданского лидера, по оценке ряда обозревателей, свидетельствует о попытках Хартума ослабить давление на Х.ат-Тураби с целью использования его возможностей по налаживанию более тесных и доверительных контактов не только с руководством общемирового движения «Братьев-мусульман» в Дохе, но и, как ни парадоксально это звучит, с западными странами. Тот же Х.ат-Тураби недавно был приглашен Госдепартаментом США в Вашингтон для «проведения ряда встреч с представителями общественных и политических кругов». Этот визит приятеля Усамы бен Ладена (а именно Х.ат-Тураби активно лоббировал в свое время предоставление суданской территории под фактически «запасной аэродром» лидеру «Аль-Каиды») в США во многом знаменателен и свидетельствует, как минимум, об одной принципиальной вещи. Американцы не отказались, несмотря на все события в АРЕ, от принятой на волне «арабской весны» новой внешнеполитической концепции по установлению и развитию контактов с «Братьями-мусульманами», как с наиболее реальной политической силой в мусульманском мире в среднесрочной перспективе. Более того на Ближнем Востоке именно «умеренные исламисты», по мнению Госдепартамента США, являются в наибольшей степени внятной альтернативой салафитам, а не автократические монархические  или  светские диктаторские режимы.

М.аль-Дердири также в рамках «нового курса» объявил о подготовке запуска процедуры нового национального диалога с целью подготовки  проекта новой конституции Судана, т.к. Ныне действующая, по его оценке, является, скорее, тормозом развития внутренних свобод. С этой целью президент О.аль-Башир в ближайший месяц-два должен встретиться с лидерами внутренних оппозиционных партий для того, чтобы обсудить с ними формат будущего конституционного собрания. Это интересный момент, который пока кроме декларации ни к чему не обязывает. В рамках национальный диалога можно обсуждать этот проект сколь угодно долгий период времени. То же самое относится и к ослаблению давления на Х.ат-Тураби. Национальная служба безопасности, отменяя запрет на издание партийного органа, оговорила его рядом условий, что позволяет в принципе снова все вернуть на круги своя в очень ограниченный срок. Это означает, что мы пока видим более декларацию о намерениях, нежели кардинальное решение. Вернее – вполне реализуемые Хартумом шаги в случае, если остальные внутриполитические силы поддержат этот тренд. В противоположном варианте — все это останется намерениями, и не более. К тому же внутренние трансформации, по нашей оценке, в большей степени преследуют цель обеспечить прорыв на внешнеполитическом направлении. В планах Хартума — повторить успех Ирана и за счет целого ряда уступок и компромиссов резко улучшить свои отношения с Западом, и прежде всего – США. Это подразумевает отказ от жесткой исламистской риторики и возможное предоставление своей территории как под концессии на льготных условиях иностранным компаниям, так и под чисто военные базы. Собственно, уже сейчас на территории Судана в Хартуме  располагается самая крупная станция АНБ в регионе, и ничего не мешает эту практику развить. В суданском руководстве также понимают и всю оборотную сторону такой инициативы. Это, в первую очередь, широкий допуск на территорию Судана многочисленных иностранных НПО. Далее, трансформация позиции по Дарфуру, Южному Крдофану и Голубому Нилу в сторону явного смягчения позиции, а также налаживания компромисса с Джубой по вопросу того же Абъея. Все эти болезненные уступки предполагается сделать в обмен лишь на снятие экономических санкций и, возможно, максимальное списание (или реструктуризацию) внешнего долга Судана, составляющего 45 млрд долларов США на сегодняшний день. Такой поворот в сторону Запада – объективная реальность,    без которой Хартум вряд ли может рассчитывать на свое политическое выживание в среднесрочный период времени.

Страны Персидского Залива, которые долгое время рассматривались как альтернатива Западу, надежд на инвестиции не оправдали. Более того, в условиях укрепления контактов и отношений Хартума и Тегерана тот же Эр-Рияд категорически отказался от сотрудничества и свернул даже те немногие программы экономического взаимодействия, которые существовали. Доха также не торопится оказывать поддержку суданскому режиму, что и привело, в конечном счете, к отказу Хартума в полной мере принимать катарское посредничество в преодолении кризиса в Дарфуре.

Но есть два больших препятствия на этом пути сближения Судана с Западом. Это обвинительные вердикты Международного уголовного суда (МУС) в отношении самого президента О.аль-Башира и части его ближайших единомышленников. Всестороннее сближение с Западом возможно только при условии начала сотрудничества с МУС в полном объеме, а это означает уход О.аль-Башира с политической арены, как минимум. Нет никакой уверенности в том, что он готов на такой сценарий. Плюс вызывает опасение возможная негативная реакция упертых исламистов, особенно из «молодого крыла» правящей ПНК, которые однозначно отрицательно относятся к перспективе дружбы с «большим сатаной». Какие внутренние катаклизмы в данном случае возможны, остается только предполагать. Но вполне реальны и покушения на президента, и попытки организации массовых выступлений и государственного переворота.

Собственно, и недавнее удаление «старой гвардии» с ключевых постов в государственной и партийной машине косвенно подтверждает наличие такой фронды «новому курсу» внутри правящей верхушки.

И что самое главное – Иран не Судан. Хартуму просто реально нечем торговаться, в отличие от Тегерана, за компромисс с Западом. Иранский рынок углеводородов несравненно более мощен, чем суданский, серьезно пострадавший от процесса отделения Южного Судана. У Тегерана еще была и есть ядерная программа, чего Хартуму даже не снилось в самых сладких снах. Единственная надежда остается на то, что в Вашингтоне (а в Брюсселе — уже давно) сильно разочарованы действиями президента С.Киира, который уверенно ведет Южный Судан к распаду на этнической почве. Южносуданское лобби в Госдепартаменте США во главе со С.Райс в этой связи находятся явно не в фаворе у администрации президента Б.Обамы, и это дает Хартуму пока только очень хрупкую надежду на смену внешнеполитического курса со стороны США на суданском направлении