- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Алжиро-французский след в попытке исламизации Французской Полинезии

Для Французской Полинезии, ассоциирующейся преимущественно с «тропическим раем» и отдыхом VIP-уровня, опасность распространения агрессивного радикального ислама сохраняется. Проблема, связанная с его «несанкционированным» распространением, неожиданно возникла в конце 2013 г.

14 октября 2013 г. в столице этой заморской территории Франции г.Папеэтэ (остров Таити) неожиданно объявился «имам» Хишан аль-Баркани, который посредством местных СМИ объявил об открытии в Папеэтэ «молитвенной комнаты», рассчитанной на прием до 500 человек одновременно.

По имеющимся данным, этот выходец из печально знаменитого парижского предместья Сан-Дени, имеющий в том числе алжирские корни, появился здесь еще в сентябре 2013 г. под видом «путешествующего студента» и тут же начал агрессивно вовлекать в ислам представителей местного населения, мотивируя свои действия в том числе тем, что «мусульманская религия хорошо подходит для полинезийского языка».

Размах охвата деятельности «имама из Сан-Дени», который сразу стал претендовать на 500 адептов, учитывая на почти полное отсутствие здесь прежде мусульман и относительную малочисленность населения (26 тысяч человек в самой столице Папеэтэ из 130 тысяч человек его агломерации), впечатляет.

О наличии у него серьезных денежных ресурсов говорит и тот факт, что для агитации и пропаганды имам стал активно использовать местные СМИ, в которых стали появляться соответствующие предложения, сопровождаемые в том числе «промоакциями» с едой и даже намеками на возможную «карьеру» и заработки. Соответственно, у него очень быстро появились и адепты.

Однако уже 18 октября местные власти закрыли организованную им мечеть. Произошло это под влиянием поднявшейся бури негодования в социальных сетях со стороны местных жителей и французов из метрополии, которые сравнили появление имама на острове с бирюзовыми лагунами с внезапно возникшим цунами и стали требовать полного запрета ислама в регионе.

«Ответную волну», отбившую первое наступление радикального ислама, фактически подняла местный политик Теаки Дюпон Теикиваеохо. Будучи по происхождению таитянкой, большую часть времени проживающей во французской Бретани, занимающей пост регионального советника, она активно пытается повысить свое значение и в политической среде в Папеэтэ.

Обладая одновременно довольно привлекательной внешностью и неженской харизмой, она смогла мобилизовать противников исламизации Французской Полинезии, которые устроили массовое выступление в социальных сетях под лозунгами: «Нет мечети во Французской Полинезии», «Нет исламистам на Таити» и т.д.

Также противники исламизации региона стали распространять более объемные комментарии, в которых выражали опасение, что «если исламизацию не остановить сейчас, завтра на райских островах начнутся конфликты, послезавтра – резня, а послепослезавтра на вольнолюбивых полинезийских женщин пришлые арабы наденут паранджи». Были и более радикальные призывы: «Это — захватчики, Полинезия должна мобилизоваться, чтобы изгнать всех этих потенциально опасных людей, которые готовы превратить Полинезию в аналог парижских пригородов. Сражайтесь, друзья, защищайте Полинезию!»

В этой связи сама Теаки Дюпон Теикиваеохо сделала соответствующий запрос властям и устроила «вброс» в социальные сети, подчеркнув, что еще 140 лет назад колонизаторы принудительно навязали местным жителям христианство и что сейчас почти тоже самое пытаются сделать «исламские проповедники. Однако христианство сейчас является частью полинезийской культуры, чего не скажешь об исламе, противоречащем ей».

По её словам, имам сознательно обманул как власти этой заморской территории Франции, так и местных жителей и вместо культурного диалога стал с помощью денег агрессивно навязывать переход полинезийцев в ислам.

Теаки Дюпон Теикиваеохо считает, что своими действиями и манерой поведения новоявленный имам «Ударил полинезийцев. Его неуважительное поведение вновь открыло рану колонизации, перенаправив её в жёсткое русло, чем вызвало сильную ответную реакцию, обусловленную тем, что мы хотим сохранить мир. Перед ним не будут закрыты двери, если он действительно прибудет с целью прочесть лекции, а не вовлекать с помощью денег адептов, чтобы превратить Таити в парижские предместья».

В результате массовой волны негодования, спустя три дня после объявления об открытии мечети и исламского культурного центра, они были закрытывластями Папеэтэ. О серьёзности ситуации говорил тот факт, что это сделал сам вице-мэр Чарльз ФонгЛуа, отвечающий за бизнес-планирование и градостроительство столицы Французской Полинезии, который лично явился по адресу расположения мечети (улица Гогена, 11) в сопровождении четырех полицейских.

Сделано это было на том основании, что арендатор, позиционируя снятое им помещение как общественное, не предупредил об этом власти, не предоставил необходимые документы и доказательства безопасности для нахождения людей в помещении, которое изначально создавалось как офисное.

Одна из причин столь оперативной и жесткой реакции объясняется тем, что в этой заморской территории приближались муниципальные выборы. В частности, сама Теаки Дюпон Теикиваеохо претендует на пост депутата местного парламента.

Но есть и другие соображения против открытия представителями радикального ислама мечети в Полинезии. По мнению местных жителей, «в этом случае США и другие страны резко ограничат свободу нашего передвижения на своей территории как потенциально опасных лиц, включая и транзитные остановки». А это достаточно весомый довод для противников дальнейшей исламизации данной заморской территории, поскольку очень многие полинезийцы являются гастарбайтерами не только в США, но и других странах Запада, включая Австралию и Новую Зеландию.

Ход этот был сделан неслучайно. Регион этот, несмотря на созданный СМИ ореол, является депрессивным. Уровень безработицы является крайне высоким даже для кризисных стран, особенно среди молодежи. Не случайно и то, что Французская Полинезия регулярно появляется в рейтингах стран и местностей с наиболее высоким уровнем самоубийств на 100 тысяч человек населения.

Но эта первая неудача не остановила радикальных мусульман. Между тем, пусть и небольшое, но ядро новоявленных мусульман во Французской Полинезии всё же появилось. И они выражают возмущение действиями местных властей, которые закрыли только что созданную мечеть в пятницу, не дав провести пятничную молитву.

Сам Хишан аль-Баркани пытается «пробить» чиновничье сопротивление в том числе с использованием денежного ресурса. И после завершения выборов, учитывая то, что при былом «властелине» Французской Полинезии Гастоне Флоссе местное чиновничество в еще большей степени, чем раньше, было поражено коррупцией, можно предположить, что при изменении агрессивного подхода задумка «имама из Сен-Дени» может увенчаться успехом.

С другой стороны, эта попытка исламизации Французской Полинезии уже оказала серьезный расклад на внутриполитическую борьбу в этой заморской территории. Несмотря на её удаленность от мировых центров цивилизации, здесь кипят нешуточные страсти. Фактически, с конца 1990-х гг. то затихая, то вновь разгораясь, поднимается движение за освобождение Французской Полинезии от Парижа.

В 2003 г. местным властям удалось нейтрализовать главных возмутителей спокойствия в лице братьев Александра и Бориса Леонтьевых, видных местных политиков, потомков белоэмигранта-генерала Максима Леонтьева (первого в результате раздутого коррупционного скандала, самолет второго пропал при загадочных обстоятельствах над Тихим океаном). Несмотря на это, угроза автономистов и сепаратистов на этом не была снята с повестки дня.

Более того: ввиду того, что исламисты беспрепятственно прибывают сюда из Франции, это дает противникам сохранения власти Парижа во Французской Полинезии новый импульс. Не случайно, что теперь всё активнее звучат призывы оппозиции объединиться «против этой опасности, чтобы не было так, как в метрополии».

С другой стороны, эта история продемонстрировала практически абсолютную незащищенность региона от проникновения радикальных исламистов несмотря на то, что со стороны на эту заморскую территорию Франции проникнуть довольно тяжело из-за действия здесь особого визового режима для большинства иностранцев.

Однако опасность пришла из самой Франции. При этом сами местные власти даже не знали об активизации исламистов на своей территории. Поэтому несколько недель они не препятствовали деятельности имама, активно занявшегося прозелитизмом, открывшего мечеть и одновременно «Исламский культурный центр», даже не уведомив руководство Французской Полинезии.

Так, по словам Теаки Дюпон Теикиваеохо, она узнала о происходящем через прессу: «Я была потрясена, что о появлении этого имама в Полинезии никто абсолютно ничего не знал, и его присутствие обнаружилось лишь спустя месяц после его прибытия, когда он открыл мечеть и стал открыто обращать полинезийцев в ислам».

Почему радикальные исламисты сделали такой выбор? Казалось бы, Французская Полинезия находится достаточно далеко от центров мировой цивилизации и она должна была стать объектом подобного внимания в последнюю очередь. Тем не менее, исламистов она привлекает сразу по нескольким причинам. Обосновавшись здесь, они рассчитывают распространить своё влияние не только на другие, преимущественно «атолловые» республики региона, но и влиять отсюда на ситуацию в «соседних» Австралии и Новой Зеландии.

Кроме того, учитывая низкий уровень жизни в этих государствах, представители радикального ислама рассчитывают их вовлечь в свою деятельность с помощью денежных средств и получить в их лице серьезную силу, которую они будут использовать против Запада в регионе.

И, наконец, нельзя забывать о том, что именно здесь находятся два законсервированных, а не закрытых, как принято считать, ядерных французских полигона (Муруроа и Фангатаута). На первом испытания прекратились в конце 1990-х гг., но основное оборудование, осталось, о чем свидетельствует тот факт, что французские вооруженные силы, включая подразделения Иностранного легиона, продолжают его бдительно охранять, не пуская посторонних лиц. Учитывая то, что инфраструктура здесь осталась в рабочем состоянии, данный объект может представлять для радикальных исламистов потенциальную цель.