- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Борьба с терроризмом

В последнее время сторонники терроризма продемонстрировали, что их действия совершаются не только на Северном Кавказе, они распространились также и на европейские районы России. Более того, в 2013 г. были открыты сети организации «Тафкир валь-хиджра» в Москве и Подмосковье1 [1]. В группы входили чеченцы, дагестанцы, ингуши, туркмены, а также славяне2 [2]. Естественно, продолжается вяло текущая война в Дагестане и других северокавказских республиках. В 2013 г. в этом регионе было убито более 400 человек, в т. ч. более 200 боевиков3 [3]. Опросы населения свидетельствуют, что подготовку новых террористических операций считают возможными 71% опрошенных, а 49% полагают, что силовики не спасут их от терактов4 [4].

Основной целью террористов является оказания воздействия на общество, привлечение его внимания к выдвигаемым ими требованиям. Следовательно, основной задачей экстремистов является то, что в информационном обществе описание терактов и перечисление задач, которые ставят перед собою террористы, распространяется телевидением, радио, газетами и интернетом. Конечно, экстремисты пользуются и технологическим развитием – лук, меч и кинжал уступают винтовке, гранатомету или переносному зенитному ракетному комплексу. К сожалению, возможности террористов обеспечивать современные средства для подготовки операций оказывается выше возможностей государства противостоять терактам.

Экстремисты уделяют значительное внимание пропагандистской работе. Это необходимо, чтобы вербовать сторонников и объяснять обществу то, что преследуют террористы. Пропаганда осуществляется рядом методов, включая распространение листовок, сборища адептов на квартирах, проповеди в мечетях, использование интернета и т. п.

Финансы обеспечиваются террористическим группировкам различными способами. Часть из них поступает от нелегальной торговли наркотиками, оружием, цветными и редкоземельными металлами, алмазами и брильянтами. Деньги предоставляются сочувствующими слоями населения, а также из благотворительных фондов. Часть поступлений переводиться легально созданными компаниями. Для перевода денег используется, в частности, хаваля (использовавшему ее человеку достаточно сдать деньги в одной стране и явится в другой стране, назвав номер счета). Не всегда правоохранительные органы знают, как добываются деньги и как они переводятся. Например, мало что известно об источниках финансирования «Аль-Каиды» и переброске средств в другие регионы.

Только 33% процента россиян считают, что рост терроризма объясняется социально-экономическими причинами5 [5]. Но на самом деле распространение экстремизма связано с ними. Возьмем в качестве примера Советский Союз. Имевшая в то время уверенность в будущем привела к тому, что террористические операции почти полностью прекратились. В современных же условиях модернизация общественной жизни, рост числа безработных, привлечение людей из деревень в города, а также рост сепаратистских настроений влияют на самосознание людей. Говоря другими словами, если у человека есть работа, есть, где жить, дети ходят в школу, а под окнами стоит машина, то он ни о каком салафизме не думает. Еже ли человек лишается работы, то он начинает рассуждать, что плохо было при социализме, а при капитализме он вообще стал безработным, а ведь существует третий путь, путь, который указывает бог, и ему нужно следовать.

Сверхзадачей является выправление социальных условий, особенно на Северном Кавказе, где велика доля безработной молодежи. Ведь не секрет, что источником террористов-смертников являются наиболее депрессивные зоны этого региона6 [6]. Следует иметь в виду то, что этнический терроризм представляет собою опасность, с которой весьма трудно бороться. Конечно, для этого требуются проводить реформу экономики, а для этого необходимо время. Но иного пути попросту нет.

Средством борьбы с терроризмом должна служить пропаганда, наносящая удар по террору, позволяющая населению понять цели экстремистов и осудить применяемые ими методы. При этом работа должна выполняться как по каналам, используемые террористами — путем распространения листовок, проповедей в мечетях, публикации статей в интернете, но с другой стороны включать в себя телевидение, радио, статьи и книги в газетах. Конечно, необходимо запрещать использование интернета для пропаганды салафитских идей. Кстати, 72% респондентов заявили о негативном отношении к тому, что на сайтах имеется в свободном доступе информация экстремистов, а 92% из них склоняются к ограничению доступа к такой информации7 [7]. Естественно, надо, кроме того, работать с диаспорами, тем более, что такая работа приносит заметный эффект.

Не меньшее значение имеет перекрытие финансирования терроризма. Причем эта работа должна проводится как внутри страны, так и путем установления контактов с зарубежными органами.

Требуется установить контроль над выезжающими за границу на учебу в медресе. Конечно, лица, попавшие в религиозные учебные заведения в Сирии (до начала конфикта), Тунисе или Марокко, учатся исламу реформаторской направленности. Но, с другой стороны, в Аль-Азхаре, несмотря на ориентацию руководства университета на умеренную трактовку мусульманской религии, часть преподавателей придерживается взглядов, близких к «Братьям-мусульманам». Люди, получающие образование в Саудовской Аравии в духе ваххабистского ислама, играющего в этой стране традиционалистскую роль, по возращении в Россию переходят на фундаменталистские позиции. Кстати, этот момент показывает, что мусульманская идеология будет играть ту роль, которую в нее вкладывают придерживающиеся этой идеологии люди.

И, конечно, надо прибегать к методам подавления террористов. При этом лица, задействованные в антиэкстремисткой борьбе, должны быть не обычными военнослужащими. Эти группы должны состоять из специалистов не только хорошо знающих военное дело, но и обладающими умением использовать специальные методы. Они должны быть снабжены мобильными средствами для переброски в самую отдаленную часть страны. Более того, они знают информацию о структуре террористической организации, численном составе, целях, используемой тактике. Но необходимо понимать, что использование военных методов считается целесообразным лишь для борьбы с крупными соединениями террористов, а когда они растворяются среди мирных жителей, применение против них военнослужащих нецелесообразно. Следовательно, на этом этапе в игру вступают другие силы, связанные со спецслужбами.

И еще один момент. Возлагать только на государство задачу противодействия терроризму было бы непозволительно. С властями должны сотрудничать диаспоры, неправительственные организации, частный сектор и церкви.

Имеет значение установление связей с зарубежными партнерами. Кстати, во второй чеченской кампании эти связи показали свою эффективность. Естественно, внимание «Аль-Каиды» к Северному Кавказу сейчас ослабло. Прежде всего, сказался разгром террористов в Чечне, падение привлекательности салафитских идей среди населения этого региона, а также переключение внимания руководства этой организации на другие районы. Но, тем не менее, вмешательство «Аль-Каиды» в северокавказские дела остается. Более того, в начале этого года иракские исламисты объявили, что за взрывами в Волгограде стоят их структуры и что их действия связаны с позицией, которую Россия занимает по Сирии. В САР среди 70-80 тыс.боевиков, сражающихся с властью, имеется 30-40 тыс. фундаменталистов, 200 из которых составляют российские граждане8 [8]. Их возвращение в РФ после окончания войны в Сирии способно повлиять на стабильность общества. Неизвестно, как поведет себя Движение «Талибан» после ухода коалиционных сил из Афганистана. Конечно, с кое-какими странами арабского мира и Среднего Востока поддерживаются связи по линии борьбы с террором. Но, видимо, настало время установить связи с региональными организациями типа контртеррористического комитета ЛАГ.

Итак, терроризм начал приобретать в России массовый характер. Их системы имеют организованную структуру, финансовые поступления и штаб-квартиры. В конечном счете, целью экстремистов является развал РФ путем выхода из нее целых регионов. Все это требует роста внимания к проблеме экстремизма со стороны государства и общества в целом.

1 [9] Alexanova L. Experts urge all-out struggle against radical Islam in Russia. // Russia & India report, 01.12.2013 — at: indras.in/society/2013/12/01/experts-urge-all-out-struggle-against-radical-islam-in-russia_31279.html

2 [10] Ibidem.

3 [11] Camier G. Le terrorisme islamiste menace – t – il les Jeux Olympiques de Sotchi? // Le Depeche.fr, 31.12.2013 – a: www.ladepeche.fr/article/2013/12/31/1785315-terrorisme-islamiste-menace-jeux-olympiques-sotchi.html

4 [12] Большинство россиян поддерживает ужесточение по противодействию терроризму. // Осетинское радио и телевидение, 13.02.2014 – на:osradio.ru/osoboe/685557-osoboe.html

5 [13] Там же.

6 [14] Там же.

7 [15] Хлобустов О.М. Некоторые актуальные вопросы информационного противодействия экстремизму и терроризму. Выступление на III Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 18-19 октября 2012 года. // Национальный антитерророистический комитет – на: nac.gov.ru/content/4272.html

8 [16] Alexanova L. Experts urge all-out struggle against radical Islam in Russia…