Начало марта 2014 г. оказалось для властей Азербайджанской Республики весьма насыщенным с точки зрения встреч с зарубежными партнерами. 3 марта 2014 г. президент страны И.Алиев принял делегацию Американского еврейского комитета, возглавляемую исполнительным директором Д.Харрисом, 4 марта 2014 г. министр труда и социальной защиты населения С.Муслимов провел переговоры с послом Государства Израиль в Республике Р.Арпазом, 5 марта 2014 г. была организована встреча И.Алиева с генеральным секретарем Организации Исламского Сотрудничества Иядом бин Амин Мадани. Не отказавшись ни от одного из указанных мероприятий, азербайджанские власти снова поставили себя перед необходимостью четко выверять шаги на международной арене, чтобы не вызвать неодобрения партнеров. Об обсуждавшихся проектах и перспективах их воплощения на практике пойдет речь в настоящей статье.
Первой, из названных выше, является встреча с представителями Американского еврейского комитета. Традиционно такого рода мероприятия проводятся с 2008 г. и представляют важность не только для развития диалога Азербайджана с американским еврейством, но и создают благоприятную атмосферу для обсуждения азербайджано-израильских инициатив. По сообщениям пресс-службы Американского еврейского комитета беседа И.Алиева с делегацией продлилась больше часа, а по ее завершении Д.Харрис заявил: «До тех пор пока вы не посетите Азербайджан и не увидите страну своими глазами, вы не можете представить себе динамизм и стратегическую важность этой нации для США, Европы, и для Государства Израиль»[i] [1].
Однако в этом году переговоры не оказали существенного влияния ни на ситуацию на азербайджано-израильском треке, ни на положение Израиля на международной арене, как это было, к примеру, в 2010 г. в период разрастания конфликта вокруг инцидента с «Флотилией свободы». Большие успехи можно отметить в контактах Американского еврейского комитета с Азербайджаном. Так, помимо встречи с И.Алиевым трехдневный визит делегации включал переговоры с министром иностранных дел республики Э.Мамедъяровым, помощником президента по оборонным вопросам В.Алиевым, руководством Азербайджанской Государственной Нефтяной Компании (ГНКАР), а также лидерами азербайджанских еврейских общин и посещение синагог в Баку.
Кроме того, встреча с Американским еврейским комитетом совпала по времени с принятием решения о сокращении финансовой помощи США, выделяемой Азербайджану. Информация об этом появилась на официальном сайте Государственного департамента США 4 марта 2014 г. Таким образом, Соединенные Штаты продолжили сокращение финансирования проектов в данном государстве, которое началось несколькими годами ранее. Оно, по всей вероятности, связано с решением перенаправить средства на развитие Азиатско-тихоокеанского региона, о чем также говорится в документе от 4 марта 2014 г. Впрочем, в отличие от прошлых лет, когда ситуацию комментировали руководители отдела Кавказа и региональных конфликтов Госдепартамента США, официальных разъяснений для властей Азербайджанской Республики пока сделано не было. В этой связи переговоры с руководством Американского еврейского комитета несколько сгладили ситуацию, позволив надеяться на развитие контактов с США по этой линии.
Основной темой Азербайджано-израильских переговоров 4 марта 2014 г. были возможности двустороннего сотрудничества в области труда и социальной защиты населения, что стало особенно актуальным после проведенных в Азербайджане реформ. Согласно информации, размещенной в день встречи на сайте республиканского Министерства социальной защиты и труда, переговоры получили статус ознакомительных. По этой причине они проводились не на уровне министров двух стран, а между израильским послом и азербайджанским министром.
Для того чтобы заручиться поддержкой предполагаемого партнера министр социальной защиты и труда подчеркнул достигнутые страной успехи в сфере борьбы с безработицей и увеличения доходов населения. Также С.Муслимов обратил внимание на то, что Азербайджан стремится к привлечению иностранных инвестиций и снижению доли нефтяного сектора в ВВП республики. Одной из ключевых задач сегодня, по мнению министра, являются преобразования обеспечивающие баланс спроса и предложения на рынке труда.
Израильское участие в этой связи может быть представлено следующим образом. Во-первых, традиционной формой взаимодействия является привлечение инвесторов из еврейского государства и реализация совместных проектов. Заинтересованность сторон именно в развитии инновационных проектов может существенно расширить число участников двусторонних инициатив, что позитивно скажется на экономиках обоих государств. Во-вторых, стороны коснулись вопроса о развитии программ по лечению и реабилитации инвалидов, что, с одной стороны, являлось бы существенной помощью медицине Азербайджана, а с другой, позволило бы совершенствовать программы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями. В-третьих, Азербайджан крайне заинтересован в имеющемся у Израиля опыте социальной защиты населения и реформирования рынка труда. В этой связи весьма продуктивным может являться деятельность с привлечением израильских экспертов или организация тренингов для специалистов из Азербайджана. Это могут быть проекты, реализуемые при поддержке МАШАВ, или аналогичные инициативы.
Примечательно, что израильским дипломатом не поднимался вопрос об открытии посольства Республики Азербайджан в Израиле, который активно обсуждался, как во время визита министра иностранных дел Азербайджана Э.Мамедъярова в еврейское государство 21-24 апреля 2013 г., так и при открытии Торговой палаты Израиль-Азербайджан 28 августа 2013 г. Возможно, Р.Арпаз счел состав присутствовавших не подходящим для обсуждения столь важной для политико-дипломатичнских контактов проблемы, или на израильские власти подействовало заявление главы пресс-службы МИД Азербайджана Э.Абдуллаева, сделанное им на пресс-конференции 19 апреля 2013 г. о том, что открытие посольства пока не входит в планы республики. Комментируя этот вопрос независимому порталу «Эхо», политолог З.Ализаде считает такого рода позицию оправданной, говоря о том, что Азербайджан не требует от Израиля действий, которые подрывали бы позиции страны в регионе. Следовательно, еврейское государство должно действовать также[ii] [2].
5 марта 2014 г. состоялась встреча И.Алиева и генерального секретаря Организации Исламского Сотрудничества (ОИС) Ияда бин Амин Мадани, избранного на этот пост 1 января 2014 г. Она также носила характер предварительного обсуждения будущего взаимодействия. В беседе с лидером Азербайджана генсек ОИС поблагодарил страну за поддержку его кандидатуры, а также подчеркнул важность республики для деятельности организации в различных областях. В дальнейшем, во время переговоров с Министром культуры и туризма Азербайджана А.Гараевым стороны договорились о подписании рамочного соглашения об отношениях в данной области, а также обсудили азербайджано-армянские отношения. Как отмечается на сайте Министерства культуры и туризма, Ияд бин Амин Мадани заявил о поддержке ОИС азербайджанской стороны.
Таким образом, в начале марта 2014 г. азербайджанские власти, так или иначе, получили возможность обменяться мнениями с силами, в отношениях с которыми традиционно заинтересованы. О значимости Азербайджана для них в некоторой степени говорит состав прибывших в страну делегаций и характер принятых решений. Так контакты республики с США, весьма вероятно, пострадают в связи с принятием решения о сокращении финансовой помощи в следующем году и отсутствии официальных комментариев по этому вопросу. Впрочем, этого результата можно было ожидать, т.к. тенденция к сокращению средств, выделяемых Азербайджану, наблюдается уже не первый год. ОИС, организовав визит на уровне генерального секретаря и поддержав азербайджанскую позицию по нагороно-карабахскому конфликту, наоборот, подчеркнула важность связей с республикой.
Наиболее интересной в данной связи кажется позиция Израиля. Прежде всего, как видно из характера обсуждавшихся инициатив, интересы еврейского государства, сделавшего ставку на развитие инновационного сотрудничества и американского еврейства, чьи представители провели переговоры с помощником президента по оборонным вопросам и руководством ГНКАР, не совпали. Впрочем, этот факт вряд ли может оказать существенное влияние на происходящее.
Прежде всего, отмечая перспективность проектов в сфере инноваций в ходе нынешних консультаций, Израиль не отказывается от традиционных направлений взаимодействия. В частности, по сообщениям газеты «Jerusalem Post» во время переговоров Ш.Переса и Э.Мамедъярова в апреле 2013 г. президент Израиля подчеркнул важность именно нефтяного сектора, а, встретившись 22 января 2014 г. в рамках Всемирного экономического форума, Б.Нетаньяху и И.Алиев выразили желание сотрудничать в военной и экономической сфере. Поэтому стоит говорить о том, что стороны лишь стремятся расширить спектр контактов.
В том, что касается взаимодействии с американскими еврейскими организациями, пока первостепенное значение имеет разъяснение позиций еврейского государства по вопросу переговоров с палестинцами, а также утверждение того, что «в мире нет более важного альянса, чем американо-израильский», что продемонстрировала речь Б.Нетаньяху на саммите AIPAC 4 марта 2014 г. Как считает корреспондент газеты «Haaretz» А.Шавит, комментируя ситуацию в статье от 6 марта 2014 г., решение этой задачи займет время, т.к. американскому еврейству не всегда просто найти баланс между образом Израиля, создаваемым на такого рода мероприятиях и реальной страной.
Во-вторых, Израиль вновь принял решение оставить без внимания вопрос об открытии посольства Азербайджана, который активно обсуждался в 2013 г. Это обстоятельство может объясняться нежеланием сторон на нынешнем этапе возвращаться к дискуссии по наиболее спорным вопросам. Получив от МИД Азербайджана вполне однозначный ответ, премьер-министр Израиля Б.Нетаньяху использовал площадку Давосского форума для согласования действий с И.Алиевым. В настоящий момент воплощение этих договоренностей на практике гораздо важнее дискуссий по вопросам, на которые Израиль пока не готов дать окончательный ответ в силу особенностей своей политики на Кавказе.
[i] [3] Цит. по American Jewish Committee. URL.: http://www.ajc.org/site/apps/nlnet/content3.aspx?c=
7oJILSPwFfJSG&b=8478375&ct=13720205¬oc=1
[ii] [4] Подробнее см.: Т.Максутов Открытие посольства в Израиле Азербайджану пока не выгодно. URL: http://www.echo.az/article.php?aid=52541