- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Ливане: апрель 2014 г.

Политическая ситуация в Ливане в апреле 2014 года характеризовалась относительной стабилизацией обстановки. Политические баталии стали менее насильственными и переместились с улиц городов на страницы газет и в здание ливанского парламента, депутаты которого 23 и 30 апреля безуспешно пытались избрать нового президента страны.

Согласно ливанской конституции, президента выбирает парламент. Для избрания президентом кандидат в первом туре выборов должен набрать две трети голосов депутатов. В случае, если президент не будет избран в первом туре, во втором туре ему достаточно получить простое большинство голосов. В первом туре, прошедшем 23 апреля, выставили свои кандидатуры три политика: Самир Джаджаа, Анри Хелу и Амин Жмайель. Двое последних были абсолютно непроходными. Бывший президент страны Амин Жмайель давно уже не является политическим тяжеловесом, а его партия «Катаиб» занимает определенные посты в правительстве только потому, что они зарезервированы за партией Таифскими соглашениями 1990 года. Неудивительно, что за Жмайеля быд подан всего один голос. Кандидатура политика-центриста Анри Хелу была выдвинута Левым блоком Валида Джумблата. А.Хелу принадлежит к старой маронитской семье . Его дедом по матери был известный ливанский журналист и интеллектуал Мишель Шиха, а отцом – депутат ливанского парламента Пьер Хелу. Однако сам Анри Хелу до сего времени проявлял себя в ливанской политике более чем скромно. Он является архитектором по специальности, закончил Джорджтаунский университет, а в 1980-е годы работал в различных архитектурно-строительных проектах в Канаде и во Франции. В политику Хелу вошел в 2003 году, став депутатом ливанского парламента от блока Джумблата. 16 голосов, поданных за Хелу – несомненный успех для этого малоизвестного до сего времени даже в Ливане политика, но президентом ему стать не суждено, по крайней мере, в ближайшее время. Его кандидатура была выставлена Джумблатом для того, чтобы создать иллюзию альтернативных выборов, а также, чтобы в очередной раз показать свой политический вес. Джумблат позиционирует себя не как конфессионального друзского, а как общенационального политика, включив в свою фракцию нескольких христианских и суннитских депутатов.

Для Самира Джаджаа голосование в парламенте 23 апреля также было относительным успехом, учитывая, что за его кандидатуру отдали свои голоса 48 депутатов от Коалиции  14 марта Саада Харири. Однако политическое будущее Джаджаа как президента вызывает сильные сомнения. 52 депутата от Коалиции 8 марта, возглавляемой «Хизбаллой» подали пустые бланки для голосования, саботируя тем самым избрание Самира Джаджаа. Прошлое этого кандидата отягощено многочисленными преступлениями, в том числе и против мирного населения в период гражданской войны 1975-1990 годов. Неслучайно многие депутаты парламента (в том числе и депутаты-марониты) явились на голосование с табличками, на которых были написаны имена ливанцев, убитых боевиками «Ливанских сил». Избрание Джаджаа способно внести дополнительный раскол в и без того нестабильное ливанское общество. Для «Хизбаллы» его кандидатура категорически неприемлема, так как Джаджаа внес в свою программу требование о государственной монополии на силовые структуры и применение вооруженной силы, что способно подорвать вооруженные формирования исламского сопротивления.

Одним из интересных моментов первого тура голосования было то, что ведущий маронитский политик Мишель Аун не внес свою кандидатуру для участия в выборах. Его кандидатура не была выдвинута Коалицией 8 марта. 27 марта с.г., выступая на телеканале «Аль-Манар», Хасан Насралла объявил о  том, что у Коалиции есть единый кандидат и обещал в ближайшее время назвать его имя. Было бы логично, если бы Насралла назвал имя Мишеля Ауна, своего главного союзника по политическому блоку, однако этого не произошло. Аналитики ливанской газеты Daily Star отмечают по этому поводу, что М.Аун также стремится стать «сильным президентом». В поисках поддержки своим президентским претензиям Аун в последнее время все больше заигрывает с блоком Харири. Его зять Джебран Басиль и брат С.Харири Надер Харири находятся в постоянном контакте.  В то же время в нынешних условиях сильный президент не нужен ни «Хизбалле» ни ее противникам из лагеря Саада Харири. Лишний раз это было продемонстрировано поведением депутатов от Коалиции 8 марта в первом туре голосования, подавших пустые бланки.

После провала первого тура голосования второй тур был назначен спикером ливанского парламента Набихом Берри на 30 апреля. Однако этот тур также был сорван из-за того, что большая часть депутатов, представляющих Коалицию 8 марта, не явилась на заседание парламента.  Настроения этих ливанских парламентариев выразил один из лидеров «Хизбаллы» шейх Наим Касем, заявивший, что не видит смысла в голосовании по кандидатуре президента в условиях политического и общественного раскола в Ливане. «Сколько бы раз мы ни собирались, результат будет один и тот же. Лучше вообще отложить выборы», — отметил шейх. В этих условиях велика вероятность того, что парламент может в конце концов продлить полномочия действующего президента Мишеля Сулеймана. Такие прецеденты уже были в ливанской истории в президентства Ильяса Храуи и Эмиля Лахуда.

На ситуацию в Ливане в апреле 2014 года продолжала оказывать влияние гражданская война в соседней Сирии. 14 апреля было объявлено о гибели в Сирии съемочной бригады ливанской телекомпании «Аль-Манар» в составе 3-х человек: журналистов Хамзы Хадж Хасана, Халима Алу и Мухаммеда Мунтиша.

Одним из положительных моментов развития ситуации в Ливане в апреле стала относительная стабилизация обстановки в Триполи. Большое влияние здесь оказала ливанская армия, в последнее время значительно увеличившая свою популярность в обществе. Индикатором этого стала, в частности, реплика спикера парламента Набиха Берри, сказанная депутату Халеду Дахеру, пожаловавшемуся на «несправедливые» действия ливанской армии в Триполи: «Справедливо она действует или несправедливо, но это твоя армия и ты обязан ее уважать». 14 апреля министр юстиции Ашраф Рифи заявил о том, что обстановка в Триполи нормализовалась и новых раундов насилия не предвидится. При этом он объявил о том, что выписаны 200 ордеров на арест зачинщиков беспорядков. Пикантность ситуации заключается в том, что Рифи, будучи сам уроженцем Триполи, был известен как один из покровителей салафитских экстремистов. Ливанская прокуратура выписала ордера на арест лидера алавитской Арабской демократической партии Али Эйда, а также командиров незаконных вооруженных формирований суннитских экстремистов: Зияда Мухаммеда Салеха, Саада Мансура Мухаммеда аль-Масри, Абу Омара Мансура, Амида Хаммуда. В этой связи ливанские аналитики отмечают, что покровители экстремистов из движения «Мустакбаль» захотели сдать салафитов после того, как нужда в оказании давления на «Хизбаллу» отпала после формирования правительства.

Основным внешнеполитическим событием в апреле 2014 года можно считать визит министра иностранных дел Ливана Джебрана Басиля в Российскую Федерацию, состоявшийся 24-25 апреля. Д.Басиль провел переговоры с министром иностранных дел РФ С.В.Лавровым, на которых выяснились близость или совпадение позиций обеих стран по большинству вопросов. Д.Басиль заявил о том, что Ливан высоко оценивает миротворческие усилия России на Ближнем Востоке и заинтересован в повышении роли на Ближнем Востоке. Д.Басиль отметил, что одной из основных целей его визита было желание повлиять через Москву на Дамаск в части, касающейся возвращения сирийских беженцев из Ливана на родину. По его мнению, после успехов сирийской правительственной армии хотя бы часть беженцев может вернуться на родину, так как Ливан уже не справляется с огромным количеством сирийцев, нашедших убежище в этой стране. Бейрутская газета Daily Star отмечает, что в ходе визита министра в Россию обсуждались также вопросы военно-технического сотрудничества, причем ливанская делегация получила обещания российской стоны в помощи, которая будет оказана в модернизации ливанской армии.

В ходе завершающей пресс-конференции он особо подчеркнул, что две российские энергетические компании участвуют в тендере на разработку природных богатств Ливана и нынешнее правительство страны приветствует участие России в разработке газовых месторождений на средиземноморском ливанском шельфе. С приходом Басиля на пост министра иностранных дел экономическое направление становится одним из приоритетных в деятельности ливанского дипломатического ведомства. Так, 7 апреля в своем интервью газете «Ас-Сафир» Басиль призвал ливанские посольства за рубежом, не стесняясь выступать экономическими агентами для ливанских предприятий в проведении выгодных для страны сделок.

Таким образом, обстановка в Ливане в апреле 2014 года характеризовалась политической  неустойчивостью. Острый общественно-политический раскол между движением «Хизбалла» и его союзниками с одной стороны и Коалицией 14 марта с другой продолжает оставаться основным фактором развития внутриполитической ситуации. Если в прошлом году частичный вакуум власти объяснялся правительственным кризисом, то в настоящее время страна рискует остаться без главы государства.