- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Парламентские выборы в Ираке: изменит ли новый Избирательный закон политическую ситуацию?

30 апреля на фоне непрекращающейся волны насилия в Ираке прошли очередные парламентские выборы (первые после вывода в 2011 году американских войск и третьи после свержения Саддама Хусейна), на которые возлагают большие надежды, т.к. страна зашла в политический тупик: парламент фактически недееспособен, отсутствие кворума не позволяет принимать никакие законопроекты, утверждать финансирование необходимых объектов, осуществлять парламентский контроль. Члены Совета представителей должны избрать президента Ирака в течение 30 дней после своего первого заседания. Президент, в свою очередь, назначает премьер-министра из победившей коалиции или политической партии.

Выборы проходили с 27 по 30 апреля, за 328 мест в иракском  парламенте боролись более 9 тысяч кандидатов из 107 партий (список 39 коалиций был опубликован в феврале 2014 г.)

Конституция Ирака 2005 года впервые ввела двухпалатный парламент, состоящий из Совета союза (верхняя палата) и Совета представителей (нижняя палата), которой отводится основная роль в законодательном органе власти. Совет союза (по конституции) должен формироваться из представителей районов и провинций, не входящих в состав районов. В Совет представителей избирается 1 депутат от каждых 100 000 жителей путем всеобщего, прямого и тайного голосования. Эта палата, избираемая сроком на 4 года, согласно конституции, должна представлять все слои населения, при этом не менее четверти от общего количества депутатов должны составлять женщины.

Роль иракского парламента по конституции является  центральной в силу достаточно широко закрепленных полномочий (обычно присущих развитым парламентским государствам),  среди которых могут быть выделены такие традиционные сферы парламентской деятельности, как законодательная, бюджетная, внешнеполитическая и парламентского контроля.  Совет представителей утверждает бюджет страны,  может обсуждать политику правительства, выражать вотум недоверия премьер-министру или отдельным министрам, досрочно освобождать от должности президента. Совет представителей обладает широкими полномочиями и в области государственного управления: он утверждает глав и членов Федерального кассационного суда, глав генеральной прокуратуры и Департамента судебных инспекций, начальника Генерального штаба армии. Кроме того, Совету представителей предоставлено право введения чрезвычайного положения в стране и объявления войны.

Введение демократических норм электорального права в Ираке началось еще в 2004 году. В настоящее время основой избирательного законодательства является Конституция 2005 года и разработанный на ее основе Избирательный закон 2005 года с поправками, внесенными в 2009 и 2013 гг. и Закон № 11 «О Высшей независимой избирательной комиссии» от 2007 года.

За организацию и проведение избирательного процесса отвечает Высшая независимая избирательная комиссия (ВНИК), являющаяся независимым органом, сформированным Советом представителей в мае 2007 г.  Комиссия включает в себя 9 членов, подконтрольных Совету представителей, и имеет 19 избирательных отделений: по одному в каждом губернаторстве, два отделения – в Багдаде и региональное отделение в Регионе Курдистан. В соответствии с законом, ВНИК обладает следующими полномочиями: осуществляет регистрацию избирателей;  регулирует регистрацию политических партий для участия в выборах и списки кандидатов; занимается аккредитацией наблюдателей, представителей партий и СМИ;  принимает жалобы и разрешает избирательные споры (если истцы не обращаются в специальный судебный орган); издает правила и инструкции, обеспечивающие проведение избирательного процесса; удостоверяет правильность процедур;  объявляет окончательные результаты голосования.

Фундаментальные принципы избирательной кампании, закрепленные в законе, — равенство между кандидатами, нейтралитет электоральной администрации и транспарентность кампании. Избирательная комиссия устанавливает, что предвыборная кампания ведется на четырех языках: арабском, ассирийском, курдском и туркменском.

Согласно принятым в ноябре 2009 года изменениям, был особым образом отрегулирован механизм выборов в административном районе Киркук.  Внесенные  изменения позволили также голосовать иракцам, проживающим за рубежом. На нынешних выборах ВНИК открыла 19 пунктов для голосования за рубежом.

Всего на выборах в 2014 г. в Ираке было открыто 8642 избирательных центра и 51403 пункта голосования, из которых: 48765 – обычные пункты, 81 пункт – для «условного» голосования и 2557 пунктов – для голосования представителей спецслужб. Голосование в обычных пунктах осуществляется в соответствии с окончательным списком избирателей, в котором было зарегистрировано 21 503 891 избиратель. Министерство обороны и Министерство внутренних дел создают свой особый список избирателей, который содержит 1 023 829 избирателей, которые проголосовали 14 апреля. Специальные пункты голосования были созданы для тех, кто отсутствовал в период регистрации избирателей, но может проголосовать в месте проживания, либо в той провинции, из которой гражданин был переселен.

«Условное» голосование позволяет избирателям не быть включенным в списки избирателей, но проголосовать, и их голоса будут считаться действительными после их верификации Избирательной комиссией. Такого рода голосование проводится в больничных учреждениях и тюрьмах.

Подсчет голосов производится сразу после закрытия избирательных участков. Подсчет проводят сотрудники избирательного участка, без перерыва, в присутствии наблюдателей и представителей политических партий. Во время процедуры подсчета голосов никто не может покидать избирательный участок.

Международные наблюдатели и представители политических партий, зарегистрированные Избирательной комиссией, могут следить за процессом регистрации избирателей, голосованием и подсчетом голосов. Представители политических партий, не согласные с решением руководителя избирательного пункта,  могут представить свою жалобу в Избирательную комиссию. Жалобы по процессу голосования и подсчету голосов со стороны избирателей могут быть представлены в день голосования руководителю избирательного пункта.

Юридический избирательный отдел Кассационного суда имеет исключительную юрисдикцию по вопросам рассмотрения апелляций на решения Избирательной комиссии. После рассмотрения всех апелляций ВНИК утверждает окончательные результаты голосования.

Важные изменения, внесенные в Избирательный закон в 2013 году,  касались использования системы открытых списков, по которой избиратель может выбирать в списке политическое объединение, политическую партию или отдельного кандидата. Под «политическим объединением», согласно закону, подразумевается: партия, зарегистрированная на выборах  в Совет представителей Законом № 45 от 2013 года; индивидуальные (независимые) кандидаты; коалиция двух или более политических партий или независимых кандидатов, представляющих объединенный список кандидатов на выборах.

Избирательный закон в редакции 2013 года ввел новый метод распределения мандатов – Сент-Лагю, который не дает преимуществ крупным партиям, но повышает шансы небольших партии (в соответствии с Законом о выборах в редакции 2009 года право на получение дополнительных мест получали только те партии, которые прошли в парламент).  Теперь места в парламенте будут распределяться между кандидатами в открытом списке последовательно, одно за другим, пропорционально поданным за них голосам. Сначала места будут предоставлены участвующим политическим объединениям в соответствии с количеством полученных голосов. Затем подсчитывается число голосов, полученных каждым кандидатом внутри списка. Кандидат, получающий наибольшее число голосов внутри списка, объявляется победителем; за ним следуют кандидаты, получившие меньшее число голосов. Иными словами, на каждом этапе очередное место присуждается тому политическому объединению, которое обладает наибольшей квотой. Таким образом, введение данного метода подсчета голосов делает возможным более широкое парламентское представительство.

При этом предусматривается, что на каждых трех победивших кандидатов – мужчин, должна быть одна женщина – кандидат. Основная часть мест пропорционально распределяется между 18 провинциями Ирака. Незначительная часть мандатов являются компенсационными: 7 мест предусмотрено на национальном уровне для партий, общенациональный уровень поддержки которых не нашел отражения на уровне отдельных провинций; 8 мест – предназначены для представителей национальных и религиозных меньшинств.

Новая редакция Закона о выборах увеличила количество парламентских мест с 325 до 328. Эти три дополнительных места также предусмотрены для партий на национальном уровне.

Для предотвращения подтасовок результатов выборов тогда же ВНИК начала процесс внедрения в избирательный процесс технологии автоматизированной регистрации избирателей. На эти цели было выделено 250 млн долларов с тем, чтобы перейти полностью к электронному голосованию на следующих выборах в 2018 г. (сейчас эта система работает частично).

Таким образом, новый Избирательный закон Ирака представляется весьма демократичным. Однако, как известно,  основной недостаток пропорциональной системы, проявляющийся  в странах с неустоявшейся партийной системой и слабыми традициями парламентаризма  – нестабильность правительства, т.к. широ­кое представительство самых разных политических сил в законодательном органе власти не позволяет одной партии получить абсолютное большинство, побуждает к образованию различных парламентских коалиций, обострению между ними противоречий, долгому поиску компромисса и, в конечном счете, —  правительственному кризису. Так, после предыдущих выборов (2010 года) правительство в Ираке окончательно было сформировано только через 10 месяцев. Новый Совет представителей будет, видимо, еще более раздробленным, чем его предыдущий состав со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.