- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Военные операции на Территории племен федерального управления Пакистана (2002-2014 гг.)

После террористического нападения на Международный аэропорт имени Джинны (г. Карачи), произошедшего на прошлой неделе, Вооруженные силы Пакистана начали масштабную операцию «Зарб-е Азб» в зоне племен. Ее цель – «покончить» с боевиками. Это не первая операция, проводимая с подобной целью. Необходимость периодически вводить войска в зону племен свидетельствует о том, что с помощью одной военной силы полностью решить проблему терроризма невозможно.

«Аль Мизан» (2002 г.)

Первой военной операцией стала «Аль Мизан» в 2002 г. Ее главной целью были арест или ликвидация боевиков, воюющих против правительственных сил Пакистана, прежде всего иностранцев. С начала 2002 г. ВС Пакистана начали вводить войска на территорию агентства Южный Вазиристан. 22 июня того же года 11 военнослужащих ВС Пакистана и шесть боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ) были убиты во время боя в деревне Азам Варсак (Южный Вазиристан).

В октябре 2003 г. армейское подразделение численностью 2,5 тыс. чел. предприняло штурм деревни Багхар (Южный Вазиристан), в результате которого погибли 31 военный и 7 – боевиков (остальные смогли уйти).

«Калуша» (2004 г.)

Более масштабная операцией в зоне племен стала «Калуша-1», начавшаяся в средине марта 2004 г. со штурма трех домов исламистских лидеров, подозревавшихся в укрытии иностранных боевиков. В одном из этих домов не раз останавливался Тахир Юлдашев, лидер Исламского движения Узбекистана (ИДУ). Во время штурма погибли десятки людей, однако раненый Т.Юлдашев смог скрыться. Слух о его гибели распространился по Калуше. В результате перестрелки с вооруженные жители погибло 46 военных, по официальным данным, или, по неофициальным, – в два раза больше. Более 10 военных были захвачены в заложники.

Ответная операция, получившая название «Калуша-2», была начата 16 марта силами регулярной армии при поддержке тяжелой артиллерии, десятка ударных вертолетов «Кобра» и военной авиации. В результате ее были освобождены почти все заложники, убиты около 60 боевиков, задержаны – около 160, бульдозерами срыты 83 дома, принадлежащих боевикам, разрушена ирригационная система.

В 2004 -2005 гг. были проведены около 70 более-менее крупных военных операций в двух частях Вазиристана. К концу 2004 г., по официальным данным, со стороны ВС погибли 250 чел., а со стороны боевиков – 174, включая арабов, узбеков и чеченцев.

В целом, серия военных операций в зоне племен, по словам одного из военных, преследовала следующие цели:

Результатом боевых действий стало уничтожение инфраструктуры террористов, которые временно потеряли возможность вести организованные действия, уменьшение проникновения боевиков с территории Афганистана, привлечение большинства племен на сторону Исламабада, общая стабилизация в FATA.

Вместе с тем, изменили свою тактику и боевики. Они стали действовать малыми, слабо связанными между собой группами, избегающими прямых боестолкновений с армией Пакистана. Боевики начали более активно использовать самодельные взрывные устройства (СВУ) и оружие, которое можно было бы применять вне досягаемости средств поражения пакистанских военных (например, РПГ и ПЗРК).

«Залзала» (2008 г.)

Новое обострение ситуации началось со штурма силовиками мечети «Лал Масджид» в Исламабаде летом 2007 г. В ответ боевики похитили 200 пакистанских военнослужащих в Южном Вазиристане. В январе 2008 г. они взяли штурмом форт Сарарогха, в котором базировались военные подразделения Пакистана. За этим последовали нападения на форты в Саравакаи, Сплитои, Ладха и некоторых других местах Южного Вазиристана.

24 января 2008 г. началась операция «Залзала». Ее целью были поимка и уничтожение Байтуллы Махсуда, главы «Пакистанского движения Талибан» (ПДТ/TTP). Во время операции использовались моторизированные части, тяжелая артиллерия, танки, бульдозеры и самолеты, а также средства радиоэлектронной борьбы.

В мае 2008 г. ВС Пакистана объявили об успешном завершении операции. К успешно выполненным задачам «Залзалы» можно отнести временное освобождение территории Южного Вазиристана от боевиков и уничтожение их инфраструктуры. При этом, ключевые фигуры TTP не были ликвидированы. За этот успех население Южного Вазиристана заплатило высокую цену. В одном только январе 2008 г. военные срыли 4 тыс. домов. Они включали не только жилища боевиков, но и здания, находившиеся рядом с объектами террористической инфраструктуры. В результате операции 200 тыс. чел. стали внутренними мигрантами.

«Рах-е Раст» (2009 г.)

В начале 2009 г. пакистанские талибы попытались укрепить свои позиции в стране, воспользовавшись переходным периодом в стране, связанным с падением режима Первеза Мушаррафа. Новый президент Асиф Али Зардари, заручившись поддержкой основных политических сил, принял решение о мирном соглашении с талибами в долине Сват, что означало введение законов шариата в этой области. Однако пакистанские талибы в апреле 2009 г. захватили соседний округ Бунер.

Весной 2009 г. ВС Пакистана развернули широкомасштабную операцию «Рах-е Раст», результатом которой стало вытеснение талибов из Свата и Бунера и перенос военных действий в FATA. Использовались ударные вертолеты, авиация, тяжелая артиллерия. Для освобождения г. Мингора, в котором закрепились около 300 боевиков, были задействованы воздушно-десантные подразделения и части специального назначения. В результате операции были уничтожены более тысячи экстремистов.

«Рах-е Ниджат» (2009 г.)

Военная операция «Рах-е Ниджат» на территории агентства Южный Вазиристан началась 17 октября с ввода около 28 тыс. военных. Решение о начале военных действий было принято после серии террористических актов, из которых наиболее провокационным стало нападение на генеральный штаб ВС Пакистана в г. Равалпинди, осуществленное боевиками 10 октября. Перед военными была поставлена задача изолировать террористов на территориях FATA, а затем очистить от них эти территории и не допустить их возвращения. К началу военной операции были убиты Байтулла Махсуд и Тахир Юлдашева при помощи американских БПЛА (drones).

В течение всей военной операции было уничтожено, по приблизительным оценкам, около 300-400 боевиков.  Если учесть, что накануне военной операции численность TTP и их союзников оценивалась в 10 тыс. чел., то становится очевидной ограниченность успеха. К этому надо добавить, что во время операции не был обнаружен ни один из руководителей TTP и других террористических и экстремистских организаций. Можно предположить, что руководство пакистанских талибов использовало традиционную тактику растворения среди беженцев, ведь военная операция спровоцировала массовую внутреннюю миграцию.

***

Между операциями «Рах-е Ниджат» 2009 г. и нынешней «Зарб-е Азб» крупных операций в зоне племен не предпринималось.

В целом, в военных операциях Пакистана сложно найти признаки долгосрочной стратегии. Военные действия Исламабада в FATA носят, как правило, ответный характер, являясь реакцией на террористические акты.

Военные операции и активность боевиков ведут к тяжелым потерям. По официальным данным, в 2001-2013 гг. в провинции Хайбер Пахтунхва и FATA погибло около 49 тыс. человек в связи с участием Пакистана в антитеррористической кампании, из них 15,7 тыс. военнослужащих. К этому надо добавить спровоцированную насилием внутреннюю миграцию.

Террористическое нападение на аэропорт в Карачи и уже раздающиеся угрозы боевиков организовать акции отмщения за операцию «Зарб-е Азб» в Исламабаде и городах провинций Панджаб и Синд свидетельствуют о том, что главная задача прошедших военных операций не была решена. Боевики все еще находят приют на территории племен. Они все еще вынашивают террористические планы и пытаются их реализовывать.

Однако винить в этом военных нельзя. Они подготовлены и оснащены для решения определенных задач, которые, в целом, успешно выполняются в рамках военных операций. Неразумным и неэффективным было бы решать с помощью вооруженных сил задачи, которые должны решать другие институты государства, включая федеральные, провинциальные и местные органы власти, полицию и специальные службы. Военные усилия могут быть частью долгосрочной комплексной стратегии по социально-экономическим и политическим развитию и интеграции зоны племен в Пакистан. Но они не могут заменить эту стратегию.