- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ирак: позиционное противостояние противоборствующих сторон продолжается

В Ираке продолжается позиционное противостояние. Как мы и предполагали, восставшие сунниты и не начали наступать на Багдад. Их основной задачей являлось установление надежного контроля над территорией «суннитского треугольника» с рядом ключевых нефтяных месторождений, а также значительной частью сирийско-иракской границы. Наступление на Киркук, а тем более на Багдад, без достаточной поддержки  тяжелой техники и авиации (сунниты пока сумели захватить только 10 советских вертолетов Ми-28, которые еще предстоит довести до ума, хотя пилоты и техники у суннитов уже есть), да еще и двигаясь по территории с явно враждебным местным населением, является заранее проигрышным делом. По крайней мере, в настоящий момент времени. С учетом того, что «Исламское государство» (ИГ) всего лишь видимая часть «суннитского айсберга», основу которого составляет племенное ополчение и старые «баасистские кадры», можно предположить, что специалистов по военной тактике там хватает. Например, бывший военный атташе в Москве Абдель Кадер стал фактически комендантом захваченного повстанцами Мосула.

Это влияние «старой баасистской гвардии» сказывается и на организационных шагах, призванных создать военную и гражданскую структуру нового государственного образования. В частности, создана собственная разведслужба ИГ, получившая название «Совет по безопасности и разведке» (СБР). Возглавляет СБР Абу аль-Анбари (Касем Рашид аль-Джибури), бывший во времена Саддама Хусейна одним из высокопоставленных офицеров иракских спецслужб. Он представляет племя джибури, играющее ключевую роль в стратегически важной, приграничной к Сирии, провинции Анбар. При этом необходимо апомнить, что в свое время американские спецслужбы сумели создать из племен этой зоны очень сильный противовес «пакистанской» «Аль-Каиде» и фактически ликвидировали ее струтктуры в этом регионе. Нынешнее восстание обусловлено еще и тем фактом, что бойцов этой племенной милиции, несмотря на все старания американцев, правительство Н.аль-Малики так и не инкорпорировало в национальную армию. как это было обещано ранее.

Одна из основных задач, поставленная перед новой структурой, это создание надежного и эффективного подполья в столице страны и ее пригородах, которое могло бы сыграть свою роль в случае организации наступления суннитских повстанцев на Багдад. Одновременно Абу аль-Анбари курирует и создание контрразведывательных подразделений на территории Ирака и Сирии, которая сейчас контролируется ИГ. На СБР также возложена задача по выявлению и совершению террористических акцийв отношении американских военных инструкторов и обслуживающего  персонала  беспилотников, переброшенных в конце июня с.г. в Ирак по просьбе Багдада. Напомним, что Абу аль-Анбари в своей деятельности подотчетен лично лидеру ИГ Абу Бакру аль-Багдади. Назначение Абу аль-Анбари многие эксперты расценивают как еще одно доказательство того, что бывшие баасисты играют одну из центральных ролей в структуре ИГ. Бывший ближайший соратник С.Хусейна Иззат Ибрагим ад-Дури и бывший полковник иракской армии Абу Ахмед аль-Альвани, который возглавляет военный совет ИГ, являются самыми важными советниками Абу Бакра аль-Багдади.

Все это вынуждает Тегеран наращивать свои усилия по спасению режима Н.аль-Малики. Военное присутствие иранцев в Ираке продолжает нарастать. 7-я дивизия  «Вали Аср» Корпуса стражей исламской революции (дислоцируется постоянно в Хузестане) переброшена на юг Ирака еще в конце июня с.г. Арабоговорящие военные из КСИР расположены в шиитских центрах Наджаф и Кербела, где они задействованы на охране шиитских святынь. В этом им помогают ополченцы из иракской шиитской «Армии Бадра». Еще ряд подразделений КСИР размещены непосредственно в Багдаде и прикрывают столицу на возможных направлениях наступления.

Спецназ иранских вооруженных сил  дислоцирован в иракском регионе Мехран. Он с конца июня с.г. задействован непосредственно в боевых действиях. По меньшей мере, один офицер этого подразделения Алиреза Мосшаджари уже погиб в Ираке в начале июля с.г., о чем сообщили тегеранские газеты.

Руководитель элитного подразделения  КСИР «Аль-Кудс» Кассем Солеймани является командующим экспедиционным корпусом иранских силовиков и координирует все его действия. Штаб К.Солеймани, в котором задействовано 200 иранских военных, расположен в аэропорту Багдада.

Заместитель К.Солеймани и начальник его штаба Абу Мехди Моханденси отвечает за подготовку (а вернее – воссоздание) иракской армии по чисто шиитскому принципу комплектования. На данный момент под руководством иранских инструкторов подготовлено два подразделения новой иракской армии по двести бойцов в каждом. Лагеря для тренировки новобранцев находятся в окрестностях города Насирия. В самом скором времени эти воинские части отправятся на фронт.

Несмотря на то, что говорить о каком-то решительном контрнаступлении  правительственных войск пока рано, необходимо констатировать, что Багдаду при иранской поддержке удалось стабилизировать ситуацию и относительно укрепить линию фронта. Ряд экспертов в этой связи ожидает начала генерального наступления правительственных войск не ранее октября-ноября с.г. До этого времени иракская армия будет просто не готова к такого рода операциям.

Ситуация может кардинально измениться только в случае резких провокаций суннитов против шиитских святынь, что однозначно вызовет сразу же прямое военное вторжение со стороны Ирана. Но в Тегеране очень не желают реализации такого сценария и постараются его избежать любой ценой. Ситуацию в Ираке серьезно осложняет участие иранских силовиков в поддержке сирийского режима и заставляет их действовать фактически на два фронта, что является стратегически и финансово обременительным.