- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Пакистан: накануне политической бури

Марш протеста или, как его называют «Азади марш», состоялся   14    августа 2014 г.  Инициаторами массового похода на столицу страны, Исламабад, стали две политические партии: правящая в провинции Хайбер-Пахтунхва  Партия справедливости,  возглавляемая  Имран Ханом и  Народное движение Пакистана (НДП). Дата 14 августа выбрана неслучайно, в этот день  в 1947 г. была провозглашена независимость Пакистана.

Основное требование участников политической акции – отставка действующего премьер-министра Миан Мухаммада Наваз Шарифа. Основное обвинение – фальсификация итогов выборов в Национальную ассамблею и провинциальные собрания провинций Синда и Хайбер-Пахтунхва в мае 2013 г.  и, соответственно, отмена  их результатов.  ПС, в первую очередь,  настаивает на пересчете  голосов в  четырех избирательных участков (в мегаполисе Карачи и Территориях племен федерального управления /ТПФУ). В случае отказа со стороны  федеральных властей Партия справедливости планирует  народную акцию в поддержку  новой всеобщей избирательной кампании.

Наваз Шариф  в третий раз  триумфально вернулся во власть  в результате победы на всеобщих парламентских выборах политической партии, названной его именем – Пакистанской мусульманской лиги Наваз (ПМЛ Н). Церемония инаугурации состоялась в июне 2013 г. Он «низверг» основного политического соперника – экс-президента Асифа Али Зардари. Он является сопредседателем Пакистанской народной партии, которая получила на выборах незначительное число мест в НА, сохранив лидерство только в верхней палате парламента – Сенате.

В те дни представлялось, что сильная и властная фигура Наваз Шарифа непреклонна ни перед какими вызовами в стране.

Однако год спустя  премьер срочно собирает своих советников, представителей парламентских партий и оппозиции для консультаций по вопросу как не допустить протестного марша 14 августа. Глава кабинета министров  ищет  поддержки  политических партий в Национальной ассамблее. 

Определенная растерянность Наваз Шарифа, по нашему мнению, связана с тем, что партии ПС и НДП представляют собой новый вид политической оппозиции в Пакистане, и традиционная  политическая элита оказалась не  готова к вызовам.  В прежние годы Наваз Шариф не сталкивался с подобным.  Его давний политический оппонент – бывшая правящая Пакистанская народная партия в настоящее время занимает лидирующие позиции только в родной для клана Бхутто-Зардари провинции Синд. Активный выход на политическую арену  страны  партии ПС сломал, по замечанию профессора В.Н.Москаленко,  устоявшуюся двухпартийную систему в стране.

Федеральный кабинет министров (большинство – представители правящей ПМЛ Н) подчеркивает  необоснованность  требования о проведении досрочных  выборов спустя один  год после  избирательной кампании 2013 г. В заявлениях его членов указывается, что предыдущие выборы  были свободными и справедливыми,  в них участвовало  более 80 процентов граждан, имевших право голоса.

Политические партии страны разделилась по вопросу о проведении марша. Позицию Наваз Шарифа поддержали: ПНП, Джамаат — улема-и ислам (Ф) и другие.   Они предложили несколько вариантов по ограничению  протестного движения  в крупных  городах страны: от запрета марша протеста  вплоть до  ареста Имран Хана.  Со своей стороны премьер  Наваз Шариф категорически отверг идею выразить вотум недоверия правительству  провинции Хайбер-Пахтунхва, подчеркнув, что уважает мандат Партии справедливости.        Наваз Шариф обратился к лидерам праворелигиозной партии Джамаат-и-Ислами (ДИ)  с просьбой поддерживать контакты с Имран Ханом. Первоначально ДИ придерживалась позиции проведения переговоров с Имран Ханом.   Позднее ее лидеры  заняли выжидательную позицию, высказывая тревогу по поводу нынешнего политического кризиса в Пакистане. 

Важен и еще один сюжет. Уже в период подготовки марша протеста, требования Партии справедливости дополнительно привлекали  сторонников из других политических партий, в частности, из бывшей правящей  (2003 – 2008 гг.) Пакистанской мусульманской лиги Каид-и Азама (ПМЛ К).  Ее лидер Первез Елахи  заявил, что ««Азади марш» закончится только после отправки премьер-министра Наваз Шариф в отставку.  14  августа все будут на дорогах и намерены добраться до пункта назначения в Исламабаде, чтобы свергнуть правительство».   Подтверждается высказанный ранее тезис об укреплении и расширении социальной базы оппозиции  правящей администрации.

Несколько партий предложили посреднические услуги в переговорах между правительством   и  Партией справедливости.   Бывший президент Пакистана А.А.Зардари  обсуждал с лидером ПС Имран Ханом текущую политическую ситуацию в стране, но ограничился общими заявлениями. 

Политические партии, поддерживающие премьера Наваз Шарифа, высказывают  мнение, что  организовав марш протеста, Имран Хан стремится отвлечь внимание от актуальных проблем в Хайбер-Пахтунхва.  Они заявляют о  неэффективности  провинциального правительства, подчеркивая, что  многие инфраструктурные и социальные проекты в течение года не были реализованы (90 млрд  рупий, выделенных Исламабадом на развитие,  были возвращены  в центр), и, таким образом. Имран Хан отвлекает внимание от своих промахов управленца

Премьер-министр Наваз Шариф не ограничился только  «переговорной» составляющей  локализации марша протеста.  Опасаясь массовых протестов в столице, задолго до 14 августа, опираясь  на Статью 245 Конституции Пакистана, он  ввел в столицу части федеральной армии сроком на три месяца. Решение главы кабинета министров  вызвало противоречивую реакцию даже среди его сторонников. Но факт остается фактом. С целью обеспечения надлежащего уровня безопасности в Исламабаде местная полиция предприняла беспрецедентные меры по охране столицы. Для патрулирования улиц были задействованы 4 000 полицейских. Накануне Дня независимости  в некоторых  районах  столицы власти перекрыли дороги контейнерами с тем, чтобы не пропустить колонны протестующих.

Марш протеста – открытый вызов оппозиции правящей Пакистанской мусульманской лиге Наваз Шарифа и лично премьер-министру страны. Протестующие применили  ту же тактику и методы  достижения целей, которые всегда были в арсенале  клана Шарифов. Вспомним, например,  марш весной 2009 г. с требованием восстановления в должности бывшего главного судьи Верховного суда Пакистана И.Чоудхри. Правящая в те годы ПНП пошла на уступки ПМЛ Н. Какой сценарий выберет Наваз Шариф в августе 2014 г. – покажет  время.