- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К развитию иракского кризиса. Часть 1

Последние недели показали, что военно-политический кризис, связанный с наступлением группировки «Исламское государство» (ИГ), будет иметь продолжительную историю. Президент США Б.Обама уже объявил о том, что «война с терроризмом может продлиться не месяцы, а годы». В то же время журналист британской газеты Independent Патрик Кокберн считает, что «Аль-Каида» в настоящее гораздо сильнее, чем десять лет назад, и теперь международному сообществу и Западу придется вести настоящую, а не имитационную войну с терроризмом. Под «Аль-Каидой» английский аналитик понимает всю совокупность террористических организаций, не имеющих единого руководства и скорее представляющих собой сеть автономно действующих групп. В связи с этим возникает ряд вопросов, разрешение которых может пролить свет на перспективы борьбы с новым террористическим монстром, контролирующим значительную часть северных провинций Ирака и около трети территории Сирии. Насколько  реально достижение внутриполитического суннитско-шиитского консенсуса в Ираке и сможет ли оно привести к успехам в войне с ИГ? Каковы военные и политические возможности иракских курдов в противостоянии террористам? Насколько реальны совместные действия Запада с Сирией против угрозы ИГ?

12 августа было объявлено о формировании нового правительства Ирака во главе с Хейдаром аль-Абади. Новым президентом Ирака, в соответствии со сложившейся политической традицией, стал курд Фуад Маасум. Хейдар аль-Абади является одним из ближайших соратников ушедшего в отставку Нури аль-Малики, лидера партии «Да’ава». Новому иракскому премьеру 62 года, с 1975 года до американской оккупации Ирака в 2003 году он проживал в Великобритании, где окончил электротехнический факультет Манчестерского университета. В эмиграции Х.аль-Абади активно участвовал в деятельности антисаддамовской шиитской исламистской оппозиции. О политических взглядах нового премьера мало известно даже в самом Ираке. Кажется, что основным критерием его назначения стало отсутствие  компромата: Х.аль-Абади не участвовал в кровавых антисуннитских чистках 2006-2007 годов и не замешан в крупных коррупционных скандалах. Необходимо отметить, что бывший премьер Н.аль-Малики, неразумная политика которого наряду с американской оккупацией Ирака во многом является причиной нынешней иракской катастрофы, до последнего не хотел уходить с поста главы правительства. В целях ускорения его ухода иранцам пришлось задействовать «тяжелую артиллерию». Вначале наиболее авторитетный шиитский богослов Ирака аятолла Али ас-Систани пригрозил в случае, если Н.аль-Малики добровольно не сложит полномочия, издать соответствующую фетву, призывающую к неповиновению его правительству, а затем в Багдад 10 августа для давления на Н.аль-Малики прибыл секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана контр-адмирал Али Шамхани. Нури аль-Малики ушел, оговорив такие привилегии и льготы, которые не получил даже российский президент Б.Ельцин после отставки в 2000 году: иммунитет от судебного преследования для себя и своих ближайших соратников, закрытие всех коррупционных дел, сохранение за собой правительственных резиденций и даже собственной гвардии в количестве 2500 человек.

В новом правительстве снова доминируют шиитские партии, альянс между которыми скорее напоминает «брак по расчету», чем искреннюю привязанность. Шиитский политический сектор Ирака делится на три части: Партию исламского призыва («Да’ава»), Высший исламский совет Ирака (ВИСИ) и партию «Ахрар» Муктады ас-Садра. Партия «Да’ава» (старейшая на Ближнем Востоке исламистская партия), лидером которой является Нури аль-Малики, была основана еще в 1957 году харизматичным аятоллой Мухаммедом Бакиром ас-Садром, исламским интеллектуалом, автором книг «Наша философия» и «Наша экономика». Интересно, что причиной образования партии являлся рост влияния коммунистов среди иракских шиитов. После революции 1968 года место основных врагов шиитского духовенства заняли баасисты. В 1980 году в преддверии войны с Ираном баасистское правительство развязало жестокие репрессии против шиитских исламистов. В частности, саддамовской охранкой был зверски замучен аятолла Мухаммед Бакир ас-Садр. Однако части активистов партии, в том числе будущему премьеру Н.аль-Малики удалось бежать из страны. Вскоре после этого руководство партии раскололось на три ветви, действовавшие в эмиграции в Тегеране, в Дамаске и в Лондоне. После вторжения в Ирак американцы сделали ставку именно на Партию исламского призыва, которую они рассматривали как более умеренную в сравнении с экстремистским, по их мнению, движением Муктады ас-Садра и слишком проиранским Высшим исламским советом Ирака. Именно американский посол Залмай Халилзад настоял на назначении Нури аль-Малики главой правительства в 2006 году. Остается добавить, что «Да’ава» наименее привязана к влиятельному шиитскому духовенству, хавза со штаб-квартирой в Неджефе. Среди ее руководства преобладают светские активисты, есть даже политики-женщины.

Движение «Ахрар» («Свободные») объединяет в своих рядах сторонников молодого харизматичного клерикала Муктады ас-Садра. Муктада ас-Садр является двоюродным племянником Мухаммеда Бакира ас-Садра и сыном великого аятоллы Мухаммеда Садыка ас-Садра, убитого баасистскими спецслужбами в 1999 году (автомобиль, в котором ехал аятолла вместе с двумя сыновьями был расстрелян в упор, а убийство списано на уголовников). В отличие от многих других шиитских активистов Мухаммед Садык ас-Садр никуда не эмигрировал, всегда находясь со своим народом. В начале девяностых годов правительство в Багдаде пыталось найти с ним общий язык, но его пятничные проповеди с критикой режима быстро сделали аятоллу врагом Саддама Хусейна. Рост влияния Муктады ас-Садра в начальный период его деятельности был связан с авторитетом его отца. Сторонниками М.ас-Садра являются в основном не набожные представители иракского среднего класса, а беднейшие жители трущоб Багдада (Садр-сити) и Басры, а также наиболее обездоленные крестьяне из южной провинции Мейсан. В 2003-2004 годах сторонники Муктады ас-Садра в условиях полного хаоса и распада государства в Ираке стали контролировать раздачу продуктов и поддержание общественного порядка в беднейших районах. С 2004 года «Армия Махди», руководимая М.ас-Садром, боролась против американских оккупантов. В ходе гражданской войны 2006-2007 годов многие боевики «Армии Махди» принимали участие в терроре против иракских суннитов, что сейчас отрицается Муктадой ас-Садром. Сам он позиционирует себя в качестве иракского националиста, порицает излишнюю зависимость других шиитских политиков Ирака от Тегерана, хотя сам пользуется покровительством со стороны иранского аятоллы Казима Хаери. Муктада ас-Садр поддержал на первом этапе протестные выступления иракских суннитов в провинции Анбар в 2012-2013 годах. Его боевики долгое время несли охрану христианской церкви Девы Марии в Багдаде. Муктада ас-Садр является врагом Н.аль-Малики с весны 2008 года, когда вооруженные формирования, верные бывшему иракскому премьеру, совместно с американскими войсками вытеснили «Армию Махди» из Басры. Тем не менее, движение Муктады ас-Садра перед угрозой наступления ИГ объединилось вместе с Партией исламского призыва и другими шиитскими группировками в Иракский национальный альянс в ходе парламентских в апреле 2014 года.

Третья крупнейшая шиитская партия Высший исламский совет Ирака (бывший Высший совет исламской революции в Ираке) является наиболее клерикально настроенной. Если члены «Ахрар» объединены вокруг семейства Садров, то центром ВИСИ является другая семья шиитского духовенства – Хакимов. В 1983 году в ходе очередной волны саддамовских репрессий были казнены около 20 представителей этой клерикальной семьи. Их уцелевшие сторонники эмигрировали в Иран, где создали вооруженные формирования «Бадр», участвовавшие в ирано-иракской войне на стороне иранской армии. В 1991 году ячейки ВИСИ в Ираке подняли антисаддамовское восстание, жестоко подавленное иракской армией (около 30 тысяч погибших). В августе 2003 года лидер этой партии аятолла Мухаммед Бакир аль-Хаким погиб в результате теракта в Неджефе, после чего лидерами партии являлись его брат Абдель Азиз аль-Хаким (до 2009 года) и его племянник Аммар аль-Хаким (по настоящее время). Партия ВИСИ наиболее сильно связана с традиционным шиитским духовенством. Долгое время она отстаивала иранскую идеологию «велаят-э-факих», согласно которой высшая власть в государстве должна принадлежать аятоллам. В двухтысячные голы ВИСИ удалось продвинуть боевиков «Бадр» на руководящие посты в силовых структурах. В частности, печальную известность получил бывший министр внутренних дел Байан Джабр аз-Зубейди, известный своим рвением во время чисток бывших баасистов. Однако в настоящее время партия потеряла свое былое влияние, существенно уступая как Партии исламского призыва, так и движению Муктады ас-Садра.

Большая часть аналитиков сходится в том, что смена правительства в Багдаде без глубоких реформ неспособна привести к национальному примирению. Так, некоторые суннитские шейхи из Фаллуджи охарактеризовали приход к власти нового премьер-министра как «смену масок». Для подлинного примирения необходимы политические реформы. Часть из них обозначил в своем письме новому правительству лидер светской суннитской партии «Аль-Халь» («Решение») Джемаль аль-Карбули. Эти требования включают в себя отмену репрессивного Закона об ответственности и справедливости (антибаасистского по своей сути), амнистию политзаключенных, прекращение обстрелов городов в провинции Анбар, отмену статьи 4 Закона о терроризме, позволяющей без суда и следствия задерживать суннитов, более широкое включение представителей суннитской общины в органы государственного управления.

Судя по поступающей информации, новое иракское правительство намерено прислушаться к части требований суннитов. В частности, в Багдаде циркулируют слухи о возможной амнистии, в том числе бывших соратников Саддама Хусейна, включая министра иностранных дел Тарика Азиза. Однако полномасштабное включение суннитской общины в процессы управления страной может оттолкнуть от нового правительства часть шиитского большинства. Кроме того, оно разрушит сложившиеся коррупционные схемы «распила» государственных средств, вызвав недовольство новой элиты Ирака, сложившейся за последние десять лет. Так что меры по примирению потребуют от нового иракского руководства значительного мужества.