- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ливия-Судан: обострение двусторонних отношений

Премьер-министр Ливии А.А.ат-Тани вновь высказал свое возмущение тем фактом, что Судан продолжает оказывать помощь ливийским исламистам, которые противостоят вновь избранному ливийскому парламенту. Напомним, что заседания парламента проходят сейчас в Тобруке из-за фактического захвата Триполи исламистами. А.А.ат-Тани повторил ставшие уже традиционными и регулярными обвинения в отношении Дохи и Хартума о поставках оружия и боеприпасов ливийским радикалам. Такие поставки осуществляются военно-транспортными самолетами ВВС Судана. Последний подобный рейс зафиксирован 13 сентября с.г., когда суданский транспортник приземлился и разгрузился в столичном аэропорту. Интересно, что ранее заявлялось о полном разрушении аэропорта в Триполи в результате боев между вооруженными отрядами из Мисураты (исламисты) и Зинтана (формально поддерживают А.А.ат-Тани). Судя по всему, это не так, и мисуратовцы при помощи все тех же катарцев сумели оперативно отремонтировать взлетную полосу и поставить мобильные системы радиолокации. Естественно, что принимать гражданские авиалайнеры аэропорт не в состоянии, но осуществлять прием и взлет отдельных транспортников вполне ему по силам. Интересно также, что еще два года назад в ВВС Судана годными к эксплуатации было всего два транспортных самолета Ан, и пилотировали их экипажи из российских граждан, которые подписывали с суданскими властями частные контракты. Представляется, что эта ситуация не сильно изменилась в настоящее время. Таким образом, оружие в Ливию перебрасывается двумя-тремя бортами.
        А.А.ат-Тани заявил, что таким образом Судан нарушает суверенитет Ливии, и правительство страны уже направило соответствующую ноту Хартуму об объявлении персоной нон-грата руководителя ВАТ при посольстве Судана в Триполи. Мера в большей степени символическая, поскольку Триполи контролируется исламистами, и у них существует свой парламент и свое правительство. В этой связи суданские власти изобразили «глухоту» в отношении ноты о своем военном атташе и дали соответствующие пояснения. По их версии, самолет, о котором идет речь в заявлении А.А.ат-Тани, приземлился не в Триполи, а в Куфре и привез оружие, предназначавшееся для совместных судано-ливийских сил по патрулированию общей границы. В частности, представитель Судана в ЛАГ и по совместительству посол в Каире А-Х.Абдельмахмуд привел эту версию, и потребовал от Триполи скорректировать свою позицию с учетом этого. Объяснение и требование, мягко говоря, странное, поскольку объединенные силы еще не сформированы, и вряд ли будут сформированы в ближайшее время. Ситуация на границе такова, что там просто нет никаких подразделений ливийской армии, а советники ЕС по мониторингу безопасности границы на юге Ливии, которые должны были помогать ливийцам налаживать пограничную службу, покинули страну практически сразу же после отставки премьер-министра А.Зейдана, т.е. около двух месяцев назад. Да и оружие каждая из сторон, которая должна была участвовать в этом проекте, получала по первоначальному плану соответственно от своих правительств. 
В ответ А.А.ат-Тани конкретизировал свои объяснения и пояснил, что еще один суданский военный транспортник совершил посадку и разгрузился в аэропорту Митигы, который находится рядом с одним из оплотов исламистов — Мисуратой. Премьер также заявил, что имеет «абсолютно достоверные данные» о том, что этот самолет перевозил военную амуницию и оружие. Премьер также пригрозил
 Хартуму и Дохе         «разорвать» с ними дипломатические отношения в случае «продолжения вмешательства во внутриливийские дела». Катар, тем не менее, никак не прокомментировал эти обвинения.

Предствитель генерала Х.Хафтара, который в настоящее время являюется основной военной силой,  противостоящей исламистам, полковник М.Хефтар  подтвердил, что расследования этих эпизодов подтверждают данные о том, что суданские самолеты перевозят именно вооружение. При этом существуют сведения о кураторстве и координации суданскими и катарскими спецслужбами  указанных операций. Со стороны ливийских «Братьев-мусульман» операции координирует спикер старого парламента Нури Абу Сахмин, который несколько раз с этой целью посещал Хартум и встречался как с руководством местных спецслужб, так и с эмиссарами из Катара.  Оружие и амуниция перебрасывается в Ливию из Судана  не только воздушным путем. Этот путь, как мы уже говорили, лимитируется количеством транспортных самолетов, которыми располагают суданцы. Соответственно, с их помощью забрасывается груз в стратегически важные  районы страны типа Бенгази и Мисураты, когда складывающаяся  ситуация требует немедленной доставки. Помимо количества самолетов эти операции затрудняют и «мониторинговые» патрулирования воздушного пространства Ливии со стороны, прежде всего, боевых самолетов АРЕ. Эти операции не носят регулярного характера, но, тем не менее, вероятность «напороться» на египетский истребитель со всеми вытекающими отсюда последствиями в последнее время резко возросла. Отметим, что т.н. «авиация генерала Хафтара», которая чудесным образом образовалась в неприлично короткий срок, по сути является египетской и эмиратовской.

В этой связи большая часть вооружения перебрасывается сухопутным путем автомашинами и джипами из Северного Дарфура на юг Ливии через ливийского племенного вождя Ахмеда аль-Зувея, чьи соплеменники проживают традиционно и на севере Ливии. Тем же путем идут и наемники, благодаря которым исламисты, собственно, и сумели достичь тактического успеха в борьбе за Бенгази. Конечным пунктом этого «нового караванного пути» стала все та же Куфра.

Таким образом очевидно, что военный успех, достигнутый ливийскими «Братьями-мусульманами» стал результатом ряда комбинаций: поставка вооружения в обход всех эмбарго боевым отрядам исламистов, прежде всего, из Дерны и Мисураты; подкрепление их наемниками  из арабских племен с севера Судана; и, конечно, массированная финансовая  вкачка в эти процессы со стороны Катара. Рассуждения о том, что суданские «Братья-мусульмане» помогают ливийским единомышленникам по идеологическим соображениям, наверное, имеют право на жизнь, но все-таки основным стимулом для этого являются, прежде всего, катарские финансы.