- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О развитии армяно-иранских торгово-экономических отношений

Полномасштабные отношения между образовавшейся после распада СССР независимой Республикой Армения и Исламской Республикой Иран существуют уже более 20 лет. Они были установлены 9 февраля 1992 г. и с тех пор развиваются по восходящей линии. Их важным компонентом стали связи в торгово-экономической сфере, что логично вытекает из географического соседства. За прошедшие годы существенно возросли  как объемы производимых операций, так и их номенклатура. Эта сфера сотрудничества превратилась в одну из важнейших в армяно-иранских отношений. Основой армянского импорта из Ирана  являются продукты питания, продукция горнодобывающей и химической промышленности,  изделия из камня, гипса, автомобили, различное промышленное оборудование, промышленные товары. Что  касается экспорта, то он включает в себя  продукцию  горнодобывающей промышленности, древесину, продукты питания, электроэнергию. Показатели товарооборота за последние годы выглядят следующим образом: в 2008 г. экспорт Армении в Иран составил  25 миллионов долларов, а импорт – примерно 223 миллиона долларов, 2009 г. – соответственно 33 миллиона и 162 миллиона, 2010 г.  – 85  миллионов и 200 миллионов, 2011 г. —  108  миллионов и 217 миллионов долларов. В 2012 г. суммарный товарооборот  между Арменией и Ираном превысил 380 миллионов долларов. Примерно такие же показатели достигнуты и в прошлом, 2013 г. Одновременно, как видно из приведенных выше цифр, заметна тенденция постепенного преодоления диспропорции в сфере внешней торговли. Несмотря на достаточно скромные  цифры армяно-иранского товарооборота, согласно данным Организации   развития торговли Ирана,  Армения относится к странам, которые позиционируются Исламской Республикой как приоритетные экспортные  рынки.  Отметим, что Иран ведет в настоящее время торговлю  с почти 200  зарубежными странами.  Однако в список  приоритетных экспортных рынков включены лишь 40 стран.

За прошедшие два с лишним десятилетия создана и работает  солидная правовая база двусторонних армяно-иранских отношений. Начало ей было положено  такими основополагающими актами как  Декларация между РА и ИРИ об установлении двусторонних отношений, совместное Заявление РА и ИРИ о сотрудничестве и дружеских отношениях, Соглашение о сотрудничестве по консульским вопросам, Соглашение о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве. Следом начал формироваться пакет  соглашений о сотрудничестве  в таких областях как  торговля и связь (1993),  пограничная торговля,  наука, культура, образование, спорт, туризм (1994),  сельское хозяйство, строительство газопровода и высоковольтной линии  электропередач Иран-Армения, сооружение совместной ГЭС на р.Аракс, международные грузовые перевозки (1995),  здравоохранение и таможенная служба (1996), охрана природы,  дорожное строительство, взаимное признание научных степеней и выпускных сертификатов вузов (2001), региональное сотрудничество в аграрной сфере  (2004), образование (2005),  создание образовательных и культурных центров,  юридическое сотрудничество в области гражданского и уголовного кодекса, взаимная экстрадиция граждан (2006).  В последние годы  сотрудничество дополнилось сферами радио и телевидения, спорта, банковского надзора, режима свободной торговли,  в области науки и технологий, труда и социальных вопросов. С 1995 г. работает специальная Межправительственная двусторонняя комиссия по координации армяно-иранских отношений,  которая к настоящему времени провела 9 заседаний. На последнем ее заседании  был подписан Меморандум о взаимопонимании, который предполагает дальнейшее сотрудничество в области энергетики, транспорта и связи, сельского хозяйства, здравоохранении, науке и образовании, культуре и ряде других сфер.

В качестве реализуемых в настоящее время важных проектов отметим  создание двух ГЭС на пограничной реке Аракс, по одной с каждой из сторон реки. Первоначальное Соглашение было подписано между Арменией и Ираном 19 марта 2007 г. В начале 2011 г., во время визита в Армению иранского президента М.Ахмадинежада в рамках Меморандума о сотрудничестве  было подписано детализованное  Соглашение о строительстве и эксплуатации ГЭС на р. Аракс. Создание этих ГЭС связано с другим, уже реализованным объектом двустороннего сотрудничества – газопроводом из Ирана. Дело в том, что Армения реализует платежи за газ в виде экспорта своей электроэнергии. Так, в соответствии с одним из соглашений «Электроэнергия в обмен на газ»,  заключенным в феврале 2011 г., Армения обязалась поставить в Иран 2,4 миллиарда киловатт-часов электроэнергии. Иран, в свою очередь, должен поставить 801 миллион кубометров газа. Практическая реализация Соглашения о строительстве ГЭС Мегри связана с визитом в Армению июне 2012 г. иранского министра энергетики М.Намджу. В ходе визита была достигнута практическая договоренность о начале строительства осенью 2012 г. ГЭС мощностью 130 мегаватт на реке Аракс на пограничной территории. Декларируя задачи реализации проекта, министр энергетики и природных ресурсов Армении А.Мовсисян отметил: «Наши отношения с Ираном в этой сфере направлены на повышение уровня энергетической безопасности Армении. Я не думаю, что кто-либо попытается нас за это критиковать. Мы не занимаемся бизнесом, мы только решаем вопрос безопасности нашей страны».

По проекту, Армения и Иран планируют построить две самые мощные на Южном Кавказе гидростанции: с армянской стороны ГЭС будет располагаться в Мегри, а с иранской стороны — в Карачиларе. Строительство ГЭС в Мегри и Карачиларе будет осуществляться параллельно, что позволит оптимизировать расходы на 10-15%. В сентябре 2012 г. начались строительные работы в условиях предоставления Ираном капиталовложений объемом 500 миллионов долларов на условиях кредита Банка развития экспорта Ирана. По условиям договора Иран строит и армянскую часть ГЭС Мегри. Возведение станции будет закончено в пятилетний срок. В возмещение этих затрат в течение 15 лет вырабатываемая электроэнергия будет экспортироваться в Иран по  международным ценам, затем ГЭС будет передана армянской стороне. Оборудование, необходимое для строительства и монтажа станции будет в основном поставляться иранской стороной. Выступая на церемонии начала строительства ГЭС Мегри, президент Армении С.Саргсян сказал, что она рассчитана на годовое производство  800 миллионов киловатт-часов электроэнергии и в ее строительстве будут задействованы местные, армянские строители. Вместе с иранской ГЭС в год здесь будет вырабатываться 1 миллиард 700 миллионов киловатт-часов электроэнергии. Расчет строится на том, что инвестиции в строительство окупятся за 15 лет.

Вместе с тем, при наличии весьма значительных объектов двустороннего сотрудничества в сфере реализации технико-экономических проектов и торговли, и в Армении, и в Иране нередко озвучиваются мнения политиков и аналитиков о необходимости углубления сотрудничества, увеличения его объемов. Так,  по заявлению зам. министра экономики Армении А.Петросяна на армяно-иранском бизнес-форуме в Ереване в июне 2010 г., «среди экономических партнеров Армении Иран занимает всего лишь седьмое место, хотя нет никаких преград для развития торгово-экономических отношений между двумя странами, которые …могут быть расширены в сфере машиностроения, туризма, ковроделия, пищевой промышленности, бытовой химии,…а экономические контакты пока не созвучны высокому уровню политического партнерства, несмотря на наличие всех предпосылок для этого».  В октябре того же 2010 г. во время визита в Иран премьер-министра Армении Т.Саргсяна была озвучена цифра в 1 миллиард  долларов как желаемая и доступная перспектива взаимного товарооборота. В рамках визита в Иран он встретился с президентом М.Ахмадинежадом и первым вице-президентом М.-Р. Рахими и обсудил возможности углубления двустороннего сотрудничества в торгово-экономической сфере. Премьер Армении подчеркнул тогда важность сотрудничества в таких базовых сферах как энергетика, инфраструктура, образование, здравоохранение,  сельское хозяйство. Иранские лидеры также акцентировали значение  углубления двусторонних экономических связей с Арменией, отметив, что их нынешний уровень никоим образом не соответствует имеющемуся потенциалу. По словам иранского вице-президента, в Иране надеются, что это положение в ближайшем будущем изменится к лучшему. Если нынешний годовой объем армяно-иранского товарооборота  составлял примерно 400 миллионов долларов, то «необходимо довести этот показатель хотя бы до одного миллиарда долларов».  Рахими подчеркнул, что надежду на столь значительный рост дает динамичный характер двустороннего диалога, потенциально возможное доведение до стадии реализации таких совместных проектов стратегического значения как строительство нефтяного терминала Иран-Армения, железной дороги, третьей линии ЛЭП и ГЭС на реке Аракс. Летом 2013 г. эту же цифру товарооборота назвал многолетний председатель ирано-армянской торгово-промышленной палаты Левон Агаронян, сделавший упор на желании его страны достичь искомого показателя в ближайшие годы. Высказывалось и стремление постепенного преодоления диспропорции в сфере внешней торговли.

В Армении нередки общественные дискуссии относительно динамики и перспектив  развития двустороннего диалога между Арменией и Ираном. Такие дискуссии зачастую принимают острый характер. Так, в одной из них отношения двух соседних стран характеризовались как «склад нереализованных возможностей».  Аналитики интернет-портала  NEWS.am в ходе такой дискуссии привели несколько примеров, доказывающих правомерность столь резкого суждения. Так, почти двадцать лет не реализуется стратегически важный для Армении проект строительства железной дороги, призванной соединить  две страны, прорвать блокаду Армении и сделать ее крупным коммуникационным узлом, способным  соединить побережье Черного моря с регионом Персидского залива, и далее – с емкими рынками Индии и Китая. Как пишут аналитики портала, «это в корне трансформировало бы нынешнюю деградацию экономики Армении с роли сырьевого придатка и сервисной марионетки к цели восстановления национальной промышленности, причем отечественные продукты химической и электротехнической отраслей нашли бы устойчивый рынок сбыта на Ближнем Востоке». Почему же не претворяется в жизнь столь важный для выживания армянской национальной экономики проект? Причина, считают они, кроется  в «…уязвимости и полной зависимости нынешних властей от внешнего давления». Та же причина объясняет затягивание пуска в эксплуатацию уже построенного  газопровода  из Ирана. Его диаметр был уменьшен вдвое против запланированного, «наперекор нашим национальным интересам, чтобы он не мог вывести страну из односторонней энергетической зависимости».  Но и этим список нереализованных проектов не исчерпывается. «Таким же упущенным шансом следует признать эпопею с 5-м энергоблоком Разданской ТЭЦ, когда Иран в свое время предлагал завершить его строительство за счет выгодного кредита, оплата которого производилась бы выработанным электричеством, а сам энергоблок в результате оставался бы собственностью Армении. Но вместо этого правительство предпочло передать этот стратегический объект в собственность России, причем по цене в два с лишним раза ниже».  Российский фактор лежит и в проволочках со строительством совместного  армяно-иранского нефтеперерабатывающего завода в Мегри.  Как считают аналитики NEWS.am, в Армении идет тотальная распродажа и уничтожение национальной промышленности. О российском влиянии в Армении говорят и следующие факты: Национальное телевидение Армении напрямую транслирует основные каналы российского ТВ. «В российских руках остаются стратегические отрасли экономики и повседневности». На рынке армянской сотовой связи два из трех операторов связаны с Россией – «Билайн» и МТС. В газовой сфере чрезвычайно активен  «АрмГазпром», финансовой – «множество банков вроде “ВТБ Армения”». Единственная в Армении построенная еще в советское время  АЭС в Мецаморе находится в управлении «Росатома». Такие примеры можно бесконечно множить.