- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Пакистан стремится выйти на международный уровень в мировой ядерной промышленности

Пакистан стремиться стать полноправным членом  международных режимов ядерного экспортного контроля и участвовать в международной ядерной промышленности.  Об этом говорится в заявлении Пакистана на 58-й сессии Генеральной конференции МАГАТЭ.

По сообщениям международного агентства «Уорлд Ньюклеар Ньюс» , Ансар Парвез, председатель Комиссии по атомной энергии Пакистана,  сослался на небольшой, но передовой сектор ядерной промышленности страны, который в настоящее время осуществляет эксплуатацию трех действующих ядерных реакторов – «Карачи 1» (проект КАНУПП), который был введен в эксплуатацию в 1972 году, и двух ядерных установок в г. Чашма,  начавших работать с 2000  и с 2011 г. соответственно.  Согласно долгосрочному соглашению между Китаем и Пакистаном о сотрудничестве в ядерной области,  в Чашме находятся в стадии строительства еще две ядерные установки.  В прошлом, 2013 году,  в г. Карачи также  начались технические работы по строительству котлована для  первой ядерной установки ACP 1000  сконструированной китайцами. В то же самое время премьер-министр Пакистана Наваз Шариф объявил о долгосрочной программе, предполагающей строительство  в стране к 2050 году  ядерных установок общей мощностью 40 000 мегаватт.

Помимо упоминания ядерной производительной мощности, постановки новых объектов ядерной промышленности под гарантии МАГАТЭ, применения стандартов физической ядерной безопасности и заявки на международное сотрудничество в ядерной области, Парвез прокомментировал принятую в стране программу производства медицинских радиоизотопов, таких, как молибден -99, являющемся прекурсором для технециума -99м, используемого в медицинской рентгенографии. Этот радиоизотоп уже производится в в Пакистанском институте ядерной науки и еехнологии (ПИНСТЕХе). Ансар Парвез заявил и о том, что Исламабад также изыскивает пути для строительства еще одной установки по производству Mo-99, на основе низкообогащенного урана.

Однако из-за  продолжающейся программы создания ядерного оружия и статуса Пакистана, не являющегося участником ДНЯО, Пакистан в целом до сих пор исключен из процесса торговли на рынках ядерных реакторов и ядерных материалов, которые поставляют другие страны. Заметим, что КНР укрепила свои связи с Пакистаном в области ядерной энергетики, а Исламабад является крупным получателем технической помощи в результате сотрудничества с МАГАТЭ. Также Пакистан является членом Совета управляющих МАГАТЭ, что дает возможность стране осуществлять техническое сотрудничество с этой международной ооновской организацией, осуществляющей глобальный контроль за мирным  использованием ядерных материалов и технологии.

В своем заявлении Парвез постарался подчеркнуть желание Пакистана активнее присутствовать на международном ядерном рынке. Он сказал: «У Пакистана есть опыт, полномочия и необходимый потенциал для того, чтобы стать получателем и поставщиком ядерной технологии для мирных целей». Пакистан  стремится играть свою соответствующую роль  на международном уровне, в качестве основного партнера в ядерном сотрудничестве в мире, включая полноправное членство в международных режимах контроля за ядерным экспортом, в частности , стать членом Группы ядерных поставщиков (ГЯП).

На нащ взгляд, такое заявление пакистанского представителя свидетельствует о действительно активном желании Исламабада участвовать в мировой ядерной торговле. Однако в этом случае Пакистан становится жестким конкурентом Индии, своего традиционного антагониста и имеющей гораздо более широкий уровень участия в международной ядерной торговле. К тому же, Индия, получив необходимые разрешения от ГЯП (напомним, после  ядерной сделки Дели и Вашингтона, заключенной в 2005 году и  кодифицированной в  2008 году) вряд ли согласится на то, чтобы Пакистан стал полноправным членом ГЯП, даже несмотря на естественное дипломатическое давление со стороны Китая, союзника Исламабада и основоного конкурента Индии в ядерном вопросе. Скорее всего, Пакистан сможет стать полноправным участником международной ядерной торговли,  в случае, если  будет иметь место стойкая нормализация пакистано-индийских отношений, вновь обострившихся в последнее время, окончательного снятия подозрений в отношении Пакистана  по поводу его участия в нелегальной ядерной торговле (наподобие деятельности нелегальной сети ядерной торговли «отца» пакистанской бомбы д-ра А.К.Хана, поставлявшей чувствительную ядерную технологию и оборудование Ирану и Ливии), а также предоставлении Исламабадом убедительных доказательств международному сообществу в надежности ядерной безопасности в стране и физической ядерной безопасности  на объектах его ядерной программы,  и гарантий не попадания чувствительных ядерных материалов и оборудования  в руки негосударственных акторов, таких как международные террористические группировки, действующие на территории страны.