Переговоры в Вене по иранской ядерной программе: рекорды без реального наполнения

В четверг 16 октября в Вене прошел очередной раунд переговоров в формате встреч иранской делегации с группой международных посредников, куда входят страны-постоянные члены Совета Безопасности ООН  — США, Китай, Россия, Англия, Франция, и Германия. Он положил конец продолжительной паузе в изрядно затянувшемся переговорном процессе  по урегулированию иранской атомной проблемы. Его участники накануне начала встречи не излучали особого оптимизма. Вот как, к примеру, высказался руководитель рабочей группы иранских переговорщиков, заместитель главы иранского МИДа Аббас Аракчи: «Вероятно, до объявленной заранее даты, то есть до 24 ноября, окончательное урегулирование и не будет достигнуто, но срок переговоров будет продлен». Параллельно с высказыванием Аракчи, американскую позицию озвучил в Вашингтоне и пресс-секретарь Госдепартамента, сказавший, что администрация США оптимистично смотрит на предстоящие переговоры, но ее оптимизм является сдержанным. Позиция Госдепартамента состоит в том, что для достижения соглашения еще достаточно времени и все стороны заинтересованы в том, чтобы все совершилось в отведенные сроки.

По традиции, накануне нынешнего раунда прозвучало несколько заявлений  и из уст израильских руководителей. Премьер-министр страны Б.Нетаньяху сказал, что для его страны неприемлемо соглашение, которое позволит Ирану продолжать обогащение урана, ибо это открывает дорогу к накоплению запаса урана, необходимого для создания ядерных боеголовок. В своем  интервью первому каналу ТВ Германии он также сказал, что обогащение урана означает для ИРИ реализацию военного компонента его  ядерной программы, то есть выход на обладание атомной бомбой. Это особенно опасно в нынешней ситуации, когда будущее региона полно разнообразных угроз. Серьезные нотки сквозили и в словах министра обороны Израиля Моше (Буги) Яалона, который вновь предупредил, что если мировое сообщество пустит на самотек иранскую атомную проблему и не прервет реализацию ее ядерной составляющей, еврейскому государству придется полагаться только на свои силы и использовать все имеющиеся в его распоряжении возможности. «В Иерусалиме опасаются, что в Вене будет подписано наспех достигнутое соглашение. Мы считаем, что лучше вообще не подписывать окончательный документ, чем подписать заведомо проигрышный».

В Израиле исходят из того, что, по данным Института исследований в области национальной безопасности при Тель-авивском университете, Иран может создать атомную бомбу за 2-3 месяца с того момента, как Тегеран примет политическое решение о ее создании. И, как считают израильские аналитики, он примет это решение в тот момент, когда будут ослаблены санкции и внимание мирового сообщества переключится на «иные сюжеты», которых на сегодня в новейшей истории ближневосточного региона предостаточно. Пока же он скован подписанным 24 ноября прошлого года временным соглашением между ИРИ и 6 странами-международными  посредниками. В чем его суть? Оно дает возможность законсервировать иранскую ядерную программу в нынешнем ее состоянии, то есть,  не устанавливать дополнительные центрифуги, отказаться от использования новейших модернизированных центрифуг, прекратить монтаж новых мощностей по обогащению урана и выделения плутония. На основание этого документа ИРИ запрещено обогащать уран выше уровня 5%, не позволено продолжать строительство реактора на тяжелой воде в Араке, способного производить плутоний. В условиях, когда до даты выработки постоянного  соглашения остается чуть больше месяца, все больше фактов указывают на то, что в срок вряд ли удастся провести гигантскую работу по устранению разногласий как между Ираном и «шестеркой», так и внутри группы международных посредников. Все больше осторожных мнений предрекают, что временное соглашение может фактически перерасти в постоянное. По словам одного из экспертов Института исследований в области национальной безопасности при Тель-авивском университете, «поскольку никто не захочет признавать провал переговоров, полгода перерастут в год, два и так далее. А окончательное соглашение так и не будет заключено». Именно в этой плоскости лежит причина того, что Израиль так принципиально оппонировал идее подписания временного соглашения. В Израиле убеждены, что нужно все сделать для того, чтобы было подписано окончательное соглашение в таком виде, чтобы оно было бы в состоянии отодвинуть срок создания  Ираном атомной бомбы в годичном, а не месячном измерении. Разумеется, при условии, что в Иране на политическом уровне будет принято такое решение. В Израиле убеждены и в том, что необходимо, наконец, ввести эффективные меры контроля над состоянием иранской ядерной программы. Этого можно достичь только одним путем – присоединением ИРИ к Дополнительному протоколу к Договору  о нераспространении ядерного оружия, в котором предусмотрен механизм жесткого и оперативного контроля над ядерной программой. Контроль даст возможность своевременной реакции на все нарушения и отклонения от духа и буквы выработанного и принятого сторонами соглашения. Важно и запустить механизм, направленный на снижение Ираном мотивации к нарушению соглашения.

Между тем похоже, что проведенная в Вене встреча ни к чему конкретному не привела, поставив, впрочем, сразу несколько рекордов. .Во-первых, она была кратчайшей за всю историю встреч в этом формате. На деле она прошла с участием трех сторон – между Комиссаром по внешней политике и безопасности ЕС К.Эштон и главами внешнеполитических ведомств США и ИРИ  Дж.Керри и М.Д.Зарифом и продолжалась в общей сложности 6 часов на трех заседаниях. Как написало иранское информагентство ИСНА, это была самая продолжительная и шестая по счету — встреча глав министерств иностранных дел Ирана и США за все  послереволюционные более чем 35 лет. Она завершилась почти в полночь того же дня, что и началась. На итоговой пресс-конференции секретарь американской делегации отметил, что на встрече достигнут определенный прогресс, но впереди еще много работы по сближению точек зрения. При этом было сказано, что вряд ли понадобится дополнительное время, окончательный текст соглашения может быть согласован именно к 24 ноября. Это же подтвердил и глава иранских переговорщиков – нет необходимости в продлении срока переговоров. «Мы достигли прогресса по ряду вопросов. Нам надо договариваться. Запад должен признать мирный характер иранской атомной программы и перестать душить нас санкциями. Главное в нашем диалоге  — доверие. И Запад должен его продемонстрировать. Только на этой основе возможно придти к соглашении., которое уже маячит на горизонте».  Как объявлено, в четверг иранская переговорная группа покинула Вену и вернулась в Тегеран.

Каковы же оценки СМИ и блогосферы? Они демонстрируют широкий спектр мнений. Отметив, что переговоры были трудными,  иранское информационное агентство ИСНА написало: «Дипломатически выдержанное поведение Зарифа и Керри перед объективами фото и видеокамер по завершении переговоров отнюдь не отражает тот накал страстей, что бушевал во время их проведения». ИСНА отметило, что стороны готовы активно взаимодействовать и дальше, но все зависит от того, как поведет себя каждая из сторон. «Переговоры тяжко начинались, и, похоже, так же и закончатся». Популярный иранский политик Хоссейн Мусавиян, принимавший в предыдущие годы участие в переговорах с иранской стороны,  написал в своем блоге в интернете, что переговоры начались, они со скрипом продолжаются и их не должно остановить даже то, что обе страны считают друг друга врагами. Агентство Reuters отметило в своем комментарии, что до того времени, когда стороны переговоров смогут придти к согласию по всем пунктам, обсуждающимся уже много месяцев, им предстоит пройти длинный путь, и он вряд ли преодолим в оставшийся до 24 ноября срок. Хотя, отметило агентство, и Иран, и США заявляют о возможности придти к соглашению. Именно поэтому по отбытии Керри из Вены, вся американская переговорная группа осталась в австрийской столице, надеясь в рабочем порядке выработать окончательный документ и попытаться разрешить все имеющиеся разногласия.

Что касается перспектив переговорного процесса, то их изложил глава иранского МИДа М.Д.Зариф по окончании нынешнего венского раунда: следующий планируется провести уже через несколько недель, причем, не в Вене, а в какой – нибудь другой столице Европы. Ему будет предшествовать встреча на экспертном уровне , вновь в формате Иран плюс «шестерка». В эти же сроки состоится встреча главы иранского МИДа с К.Эштон и Дж.Керри. Иранская газета «Джомхурийе Эслами» откликнулась на нынешний тур следующим заголовком своей передовой статьи в номере от 16 октября: «Руководители Ирана и стран «5+1»:Мы полны решимости к достижению ядерного соглашения».

Вот резюме статьи: переговаривающиеся стороны оценили прошедшую встречу как положительную и подтвердили свою твердую готовность к достижению полного всеобъемлющего соглашения в определенные временным соглашением сроки. Они исчисляются всего лишь пятью неделями.

52.21MB | MySQL:103 | 0,622sec