- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Ливии: сентябрь 2014 г.

1 сентября оказавшееся в Тобруке и подавшее ранее в отставку временное правительство Абдаллы ат-Тани признало, что отныне бригады бывших «повстанцев», объединенные в коалицию «Заря Ливии» контролируют здания министерств и государственных служб в Триполи. Таким образом, в стране сложилось реальное двоевластие, при котором в Триполи окопались поддерживаемые исламистами бывший Всеобщий национальный конгресс (ВНК) и сформированное им «правительство национального спасения» во главе с происламистки настроенным Омаром аль-Хасси, в Тобруке – признанные мировым сообществом избранная 25 июня Палата представителей и временное правительство А.ат-Тани, кабинету которого было поручено ведение текущих дел.

В Триполи одна из фракций «Зари Ливии» — «Бригада аль-Хальбус» — заняла комплекс зданий американского посольства в столице, персонал которого был эвакуирован 26 июля в разгар боев между «мисуратскими» и «зинтанскими» в районе международного аэропорта Триполи. При этом было объявлено, что занятие посольства было произведено с тем, чтобы избежать его разграбления. «Мы пригласили дипломатические миссии вернуться в Триполи, и ожидая их возвращения, мы здесь с тем, чтобы обеспечить безопасность комплекса», — сказал представитель «Бригады аль-Хальбус».

Состояние всеобщего хаоса не позволило начать 1 сентября новый учебный год в основных городах страны.

1 сентября избранный парламент поручил главе временного правительства А.ат-Тани сформировать новый кабинет министров. При этом было жестко определено, что в его составе должно быть всего 18 министров вместе 30 во временном кабинете. Тогда же было определено, что в кризисный мини-кабинет войдут 7 министров.

Также 1 сентября стало известно, что в ОАЭ, ВВС которых, как считается, наносили удары по формированиям «Зари Ливии» во время боев за аэропорт Триполи, были арестованы порядка 30 ливийцев. Значительная часть из них были торговцами — выходцами из Мисураты. Бригады из этого города наравне с исламистскими формированиями стали ударной силой «Зари Ливии».

1 сентября контролирующие Бенгази боевики альянса «Шура революционеров Бенгази» (в него, в частности, входит джихадистская бригада «Ансар аш-Шариа») попытались продвинуться к аэропорту Бенина, находящемуся на юго-востоке от города. При отражении атаки погибли 10 солдат ливийской армии, еще 10 военнослужащих получили ранения. В Бенине находится аэродром, используемый как гражданскими, так и военными. Фактически он стал последним прибежищем сил сторонников генерала Хафтара. С 14 сентября попытки атак аэропорта со стороны исламистов повторилась.

2 сентября О.аль-Хасси представил в ВНК свой кабинет министров из 19 человек. Большинство из новоиспеченных «министров» было неизвестно ливийцам. Тем не менее ВНК путем неизвестной процедуры утвердил состав нового кабинета.

Про О.аль-Хасси известно, что этот преподаватель политологии университета в Бенгази в июне баллотировался на пост премьера при голосовании в ВНК, но проиграл А.ат-Тани.

В условиях сложившегося в Ливии двоевластия Центральный банк страны предупредил противоборствующие стороны, что его зарубежные активы  могут быть заморожены. Одновременно он констатировал, что подвергается мощнейшему давлению со стороны обоих «правительств».

4 сентября представители американской администрации сообщили, что со времени захвата аэропорта Триполи формированиями «Зари Ливии» были потеряны следы 11 авиалайнеров, уцелевших в ходе боев за аэропорт. Их тревога была особенно обоснованной в связи с приближением 11 сентября — 13-й годовщины атак террористов против объектов на территории США. Как сообщил в этой связи катарский телеканал «Аль-Джазира», исчезнувшие самолеты находились в распоряжении «Бригады людей в масках», которая  планировала использовать их в террористических целях.

7 сентября международно признанное правительство Ливии из Тобрука обвинило Судан в поддержке ливийских «террористических» групп, поставляя им оружие и боеприпасы. По его данным, суданский самолет проник в ливийское воздушное пространство без предварительного разрешения Ливийского офиса гражданской авиации. Он совершил техническую посадку в аэропорту Куфры на юге страны, где как раз и выяснилось, что он перевозил боеприпасы. В дальнейшем он направился в Триполи. Ливийское правительство потребовало от Хартума отозвать военного атташе Судана из Триполи.

Судан опроверг выдвинутые против него обвинения, заявив, что груз самолета якобы предназначался для совместных судано-ливийских сил, контролирующих общую границу двух стран.

Правительство А.ат-Тани обвинило также Катар в отправке вооружений ливийским исламистам. В частности, по данным премьера, в аэропорту Триполи были отмечены по меньшей мере три катарских самолета с оружием. МИД Катара отверг эти обвинения.

В начале второй декады сентября в Ливии с трехдневным визитом побывал специальный посланник ООН Бернардино Леон. В ходе пресс-конференции по итогам визита он призвал всех ливийцев к «всеобъемлющему прекращению огня». Самое главное — он в ходе визита подтвердил, что ООН поддерживает избранный парламент Ливии, укрывшийся в Тобруке.

14 сентября избранный парламент отправил в отставку управляющего Центральным банком Ливии (ЦБЛ) Ас-Седдика аль-Кабира. Исполняющим обязанности управляющего ЦБЛ был назначен ранее занимавший дожность заместителя главы этого ведомства Али аль-Херби. Бывший управляющий был обвинен в неявке в Тобрук для объяснений, а также в том, что он управлял ЦБЛ, находясь на спокойной Мальте.

15 сентября боевой самолет неидентифицированной национальной принадлежности нанес удар по позициям одной из бригад «Зари Ливии» на западе страны. Если ранее считалось, что в предыдущих ударах по противникам международно признанного правительства Ливии принимали участие самолеты ВВС ОАЭ, использовавшие авиабазы в Египте, то в данном случае их применение было вряд ли правдоподобным из-за дальности. Зато вновь возник алжирский «след».

17 сентября А.ат-Тани представил избранному парламенту свой кабинет. По имеющимся данным, А.ат-Тани сохранил за действующим министром пост главы военного ведомства, на пост главы МВД он предложил Ашура Швайеля, входившего в кабинет Али Зейдана в период с ноября 2012 года по март 2014 года. Пост главы МИД предложен женщине — Фариде аль-Аллагуи. С первой попытки состав нового кабинета через  избранный парламент не прошел, в то же время депутаты подтвердили доверие А.ат-Тани.

18 сентября избранный парламент принял закон о борьбе  с терроризмом, в котором из Тобрука обвиняют всех тех, кто остался в Триполи. Закон предусматривает серьезные наказания за участие в террористической деятельности. Остается только выяснить, кто будет его исполнять с учетом ливийских реалий.

22 сентября Миссия ООН в Ливии (UNSMIL) предложила организовать до конца месяца встречу между представителями двух центров власти, сложившихся к тому времени в стране. При этом UNSMIL подчеркнула, что диалог между ними предполагалось вести с учетом «законности избранных институтов», т.е. избранной 25 июня Палаты представителей, на базе конституционной декларации, уважения прав человека и неприятия терроризма. В ходе встречи планировалось достичь соглашения относительно места и даты передачи полномочий от ВНК к Палате представителей.

Понятно, что эти цели были недостижимы в условиях, когда исламисты, проигравшие на выборах, сделали ставку на силовой захват власти, а Ливия стала убежищем и арсеналом для всевозможных террористических групп. По данным спецслужб ряда стран региона, в Феззане и Киренаике находятся тысячи джихадистов, готовые открыть новый фронт джихада наравне с Сирией и Ираком. До сих пор они громко не заявляли о себе, занимаясь подготовкой в лагерях, обустроенных между городами Гат и Себха.

Тем не менее встреча бывших и действующих парламентариев состоялась в Гадамесе в 600 км к юго-западу от Триполи 29 сентября. В ней приняли участие по 12 человек от каждой из сторон. Встреча завершилась призывом прекратить огонь ко всем ливийцам. Была также достигнута договоренность продолжить встречи в аналогичном формате после мусульманского праздника Ид аль-Адха. Впрочем, все эти договоренности не были услышаны теми, кто контролировал Триполи и Бенгази — исламисты осудили итоги встречи в Гадамесе. Коалиция «Заря Ливии» также заявила, что «продолжит свои боевые операции».

Тогда же, 22 сентября, новый кабинет министров во главе с А.ат-Тани получил вотум доверия Палаты представителей. Из 112 присутствовавших на заседании парламентариев за доверие кабинету проголосовали 110 человек. В новом кабинете 13 министров, в том числе 3 — вице-премьер-министра. Все они считаются технократами, без партийной принадлежности. Портфель министра обороны, который до того дня по совместительству занимал А.ат-Тани, остался вакантным. Главой МВД стал Омар ас-Санки, главой МИД — Омар ад-Дайер.

28 сентября поступили сообщения о столкновениях на юге Ливии между племенами ауляд сулейман и кададфа, выходцем из последнего являлся Муаммар Каддафи. В результате столкновений погибли по меньшей мере 2 человека. До этого племя кададфа стремилось избегать участия в каких-либо межплеменных разборках, ставших обычным явлением после гибели М.Каддафи.

В целом, все больше западных экспертов признает очевидное: Запад должен нести ответственность за тот хаос, который он создал в Ливии своей недальновидной политикой. Исламисты в Ливии пока не победили, однако вряд ли кто-либо сможет утверждать, что так будет всегда. Впрочем, как представляется, военные в Алжире и Египте сделают все возможное, чтобы этот сценарий не был реализован.