- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ближневосточная тематика в выступлениях руководителей НАТО

19 октября заместитель генерального секретаря  НАТО Александра Вершбоу выступил с речью на встрече в Абу-Даби на тему укрепления взаимодействия стран Персидского залива и НАТО.

Вершбоу отметил, по своей природе проблемы, с которыми НАТО приходится иметь дело в Европе и на Ближнем Востоке, значительно отличаются, однако в обоих случаях «НАТО сталкивается с противником, отрицающим демократические принципы и стремящимся  изменить международный порядок».

По его словам, террористическая группировка «Исламское государство» лишь «подливает масло в огонь экстремизма, который и так горит на территории всего Ближнего Востока и Северной Африки». В то же время существует большая угроза распространения терроризма за пределы региона, в том числе в страны НАТО и Евросоюза.

«Для того, чтобы противостоять этой угрозе необходимо предпринять совместные с другими странами усилия. Военное вмешательство необходимо для ослабления и уничтожения ИГ, для укрепления потенциала и возможностей сил безопасности Ирака. Также необходимо перекрыть поток иностранных наемников, воющих в Сирии и Ираке, и предупредить возможную угрозу в случае их возвращения в страны проживания. Мы должны перекрыть финансовые потоки ИГ, а также обеспечить гуманитарную помощь миллионам беженцев и других жертв насилия ИГ. Кроме этого, необходимо предпринять усилия по делегитимизации ИГ и его искаженной трактовки принципов ислама».

По словам Вершбоу, хотя США и возглавили антитеррористическую коалицию, необходимо, чтобы население региона понимало, что это «не навязывание Западом своей воли исламскому миру, но совместные усилия по устранению общей угрозы». Хотя борьба с ИГ и выходит за рамки операций НАТО, альянс всегда готов поддержать своих союзников и оказать им необходимую помощь, как в случае с Турцией, которая находится на передовой. В то же время НАТО безоговорочно поддерживает Ирак, который является партнером организации.

«НАТО имеет большой опыт взаимодействия и сотрудничества со странами Персидского залива, а вопрос безопасности и стабильности данного региона входит в число стратегических интересов НАТО. В рамках Стамбульской инициативе о сотрудничестве (СИС) Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт и Бахрейн наладили эффективный диалог со странами НАТО, Оман и Саудовская Аравия, к сожалению, не присоединились в данной инициативе, но уровень их отношений с НАТО также улучшился в последние годы».

Вершбоу заявил, что видит потенциал для развития сотрудничества между странами Персидского залива и НАТО, что в первую очередь должно найти отражение в более конструктивном диалоге и постоянном обмене информацией, что касается не только каких-либо конкретных стратегий или доктрин, но и планирования в военной сфере. Еще одной сферой для сотрудничества является безопасность морского пространства, поскольку многие страны Европы и США являются импортерами энергетических ресурсов из стран Персидского залива.

«В последние годы страны Персидского залива активного участвовали в операциях НАТО, в частности, они способствовали миссии НАТО в Афганистане, приняли активное участие в ливийской операции три года назад, а в настоящее время участвуют в антитеррористической операции против боевиков ИГ».

В заключении заместитель генерального секретаря  НАТО Александр Вершбоу подчеркнул, что, несмотря на активную вовлеченность Североатлантического альянса, у него нет амбиций и целей стать основным гарантом стабильности и безопасности на Ближнем Востоке. Безусловно, заинтересованность есть, но подобные вопросы должны решаться силами стран региона.

Неделей позже, 28 октября, ближневосточная тематика вновь прозвучала в речи нового генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга. Он отметил, что угроза, исходящая от ИГ, превосходит все остальное, поэтому борьба с данной группировкой является приоритетом международной коалиции и стран НАТО. Однако военное участие в антитеррористической операции некоторых из стран НАТО вовсе не означает, что НАТО является ключевым звеном для решения данной проблемы, — необходимо сотрудничество с другими странами, в частности, со странами ближневосточного региона.

«Если посмотреть на Юг, то там мы сталкиваемся с угрозами особого типа. Многие государства очень нестабильны, и экстремизм лишь усиливает это. Мы должны защитить наших союзников, в связи с чем НАТО уже предприняло важный шаг, разместив систему Patriot на территории Турции».

По словам Столтенберга, кризисы и конфликты за пределами НАТО могут напрямую угрожать безопасности Запада, поэтому вмешательство НАТО является необходимым. Более того, НАТО должна всегда быть готовой к применению военной силы в случае необходимости. Если говорить о политическом диалоге и сотрудничестве, то эти сферы также необходимо укреплять.

Особое внимание Столтенберг уделил ситуации в Афганистане.

«Более десяти лет члены НАТО и партнеры оказывали помощь Афганистану. Нам удалось подготовить около 350 тысяч солдат и полицейских, которые готовы поддерживать стабильность в стране после полного вывода войск коалиции. Сами по себе действия коалиции способствовали формированию лучшего будущего для граждан Афганистана, а также укреплению международной безопасности. Начиная с 1 января мы начнем новую миссию в Афганистане по подготовке, обучению и помощи афганским силам безопасности».

Генеральный секретарь также заявил, что миссией Международных сил содействия безопасности (ISAF) было «предотвращение превращения Афганистана в центр международного терроризма и зоны безопасности для террористических организаций», что было успешно достигнуто.

«По сравнению с 2001-2002 годами ситуация в Афганистане и мире в целом значительно улучшилась, и это произошло благодаря действиям НАТО. Сейчас многие афганские дети посещают школы, в том числе и девочки; мы может наблюдать прогресс в социально-экономической сфере. Безусловно, Афганистан не является идеальной страной, и здесь по-прежнему можно наблюдать нестабильность и проблемы с безопасностью, но альянс сделал все необходимое для того, чтобы Афганистан стал стабильной, процветающей, демократической страной».

В целом, выступления заместителя генерального секретаря  НАТО Александра Вершбоу и нового генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга не стали чем-то сенсационным, поскольку в них прослеживается традиционная линия «важности сотрудничества и взаимодействия со странами Ближнего Востока,» так как это входит в число стратегических интересов НАТО, «необходимости совместных усилий для борьбы с ИГИЛ и экстремизмом» и «исключительность НАТО». Наибольший резонанс вызвало заявление генерального секретаря НАТО об успешности миссии Международных сил содействия безопасности в Афганистане, поскольку большинство экспертов считает, что усиление террористической активности, наркотрафика и общая нестабильность в стране стали последствием как раз данной миссии.