- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Социально-экономическая ситуация в Иране: сентябрь 2014 г.

В сентябре 2014 г. предложенный месяцем ранее правительством Х.Роухани план по улучшению социально-экономической ситуации в стране все больше подвергался критике со стороны местного экспертного сообщества. При этом ставился под сомнение не столько перечень разработанных мер, сколько способность правительства реализовать их на практике. Иранскими аналитиками отмечалось, что неспособность реализовывать задуманное являлось характерной чертой большинства президентов ИРИ. В частности, значительная часть задач, заявленных в последних двух пятилетних планах экономического развития страны, так и осталась на бумаге. Конкретно Х.Роухани вменяется в вину провал реализации принятого в 2013 г. закона о мерах по улучшению условий функционирования иранской деловой среды.

Вместе с тем, нападки на иранского президента не всегда выглядят оправданными. В частности, в сентябре 2014 г. он пообещал к марту 2015 г. снизить темпы роста инфляции до уровня ниже 20%. На этом направлении иранцам уже удалось добиться существенного прогресса. При запланированном на 2014 г. уровне инфляции в 25%, к концу августа 2014 г. он составил 23,2% (против 40,1% в конце августа 2013 г.). Конечной же целью правительства Х.Роухани является вывод этого показателя на уровень в менее чем 10%.

В конце сентября 2014 г. министр экономики ИРИ А.Тайебния выступил перед советом управляющих банка Сепах. По словам министра, на текущий момент государство практически завершило разработку пакета мер, направленных на повышение эффективности работы банковских институтов страны. А.Тайебния также предложил финансовым институтам отказаться от ведения какой-либо хозяйственной деятельности и полностью сконцентрироваться на своих первостепенных обязанностях. Он отметил, что любые промышленные предприятия или корпорации аффилированные либо находящиеся в собственности банков должны быть проданы или приватизированы. В частности, министр в положительном ключе отозвался об эффективной работе банка Сепах, связав последние успехи этого института с отказом директората от ведения какой-либо хозяйственной деятельности, не связанной с финансовой сферой.

Нефтегазовый сектор

17 сентября 2014 г. иранская газета «Иран Дейли» со ссылкой на высокопоставленных чиновников ИРИ распространила информацию о том, что несколько европейских стран обратились к представителям Тегерана для обсуждения возможностей по закупке иранского природного газа. Среди потенциальных покупателей были названы представители Швейцарии, Германии, Австрии и Польши. Греция, якобы, также опосредовано высказалась о необходимости налаживания связей с исламской республикой для осуществления импорта «голубого» топлива. В этом ключе, большие надежды иранские чиновники связывают со строительством трансиранского газопровода №9 Ассалуйе-Ахваз-Керманшах-Мийандаб-Базарган протяженностью 1850 км, который позволит увеличить поставки иранского сырья в Турцию, а оттуда наладить его экспорт и далее в Европу. Строительство указанного объекта при наличии должных инвестиций займет три года. Помимо европейцев, по данным иранского новостного агентства, к газовым запасам ИРИ присматриваются Япония, Оман, Турция и Ирак.

В конце сентября 2014 г. управляющий директор Национальной иранской газовой компании (НИГК) Хамид Реза Араги (Hamid Reza Araqi) также заявил о том, что европейские страны возобновили переговоры с ИРИ относительно возможности закупок природного газа у Тегерана. Иранец отметил, что исламская республика готова наладить поставки «голубого» топлива в ЕС как только будут сняты санкции. Х.Р.Араги заявил, что в 2014 г. объемы добычи газа в ИРИ составляли 189 млрд кубометров, с потенциалом вывести этот показатель на уровень 330 млрд кубометров в 2017 г. Со слов управляющего директора НИГК, 5% добываемых объемов Иран на данный момент продает за рубеж.

К 2017 г. также планируется существенно расширить доступ иранского населения к природному газу. Однако, чтобы обеспечить его для 3,5 млн домохозяйств в ближайшие три года, правительству ИРИ потребуется изыскать до 4,5 млрд долларов США. Одновременно к 2017 г. предполагается увеличить число газоочистительных фабрик с 13 до 19, а также продолжить перевод электростанций на газ, тем самым уменьшив потребление ими мазута и дизельного топлива.

В начале сентября 2014 г. в Иране было введено в эксплуатацию крупнейшее газохранилище Шуридже (Shourijeh), расположенное близ Серахса. Указанное хранилище способно принять до 4,8 млрд кубометров газа. На конец сентября 2014 г. в него уже было закачано 400 млн кубометров при темпах закачки в 10 млн кубометров в сутки. Ожидается, что к ноябрю 2014 г. запасы «голубого» топлива, хранящегося в Шуридже увеличатся до 800 млн кубометров. В итоге, указанное газохранилище существенно сократит зависимость ИРИ от поставок газа из Туркменистана. Предполагается, что до 10 млн кубометров газа в сутки будет закачиваться в него в весенне-летний период и до 20 млн кубометров использоваться на нужды местного населения в осенне-зимние месяцы при необходимости. Всего в Шуридже может храниться до 4,8 млрд кубометров природного газа.

При этом, Шуридже является вторым газохранилищем построенным в ИРИ. Первое – Сарадже, расположенное близ Кума – было введено в эксплуатацию в январе 2014 г. С марта 2014 г. в него было закачано 700 млн кубометров газа с возможностью изъятия до 10 млн кубометров в сутки. Всего же на конец сентября 2014 г. запасы, хранящиеся в Сарадже оценивались в 1,1 млрд кубометров.

22 сентября 2014 г. директор Национальной иранской нефтяной компании (НИНК) Хормоз Галаванд (Hormoz Qalavand) сообщил о том, что его корпорация ведет переговоры с 18 иностранными компаниями относительно проведения геологоразведочных работ на предполагаемых нефтегазовых месторождениях. По его словам, НИНК определила 40 блоков для проведения геологоразведочных работ, из которых 15 должны быть переданы иностранным компаниям. Всего же, как заявил Х.Галаванд, в ИРИ насчитывается 96 нефтегазовых блоков, которые необходимо изучить. Он также отметил, что иранское правительство недавно заключило 14 сделок в формате байбек на разработку 15 блоков нефтегазовых месторождений и около 1 млрд долл. США уже было вложено в их развитие.

Касаясь вопросов геологоразведки, Х.Галаванд отметил, что на текущий момент изучение основных нефтеносных полей в Иране закончено. Речь идет о проведении работ на сопутствующих месторождениях. В целом же, по словам министра, задачи, поставленные перед геологоразведчиками в Пятом пятилетнем плане экономического развития (2010 – 2015 гг.) были выполнены. По их результатам, начата работа шести континентальных и одной морской буровой установки на нефтяных месторождениях страны. Всего же, по данным Х.Галаванда, в ИРИ существует 995 районов, которые необходимо проверить на наличие нефтегазовых ресурсов. С его слов, принимая во внимание тот факт, что обычно шансы на успех при проведении геологоразведочных работ в Иране составляют 70%, это дает властям страны надежду на увеличение объемов известных нефтегазовых резервов. Впрочем, Х.Галаванд и без этого пообещал, что существующих запасов нефти ИРИ хватит на более чем 60 лет разработки, а газа на 200.

Так, по данным за сентябрь 2014 г. разведанные нефтяные запасы Ирана составляли 157 млрд баррелей. В 2013 г. НИНК, по словам иранских чиновников, удалось открыть 70 газовых месторождений и 178 нефтяных. В результате, по объемам доказанных запасов газа ИРИ превзошел Россию. По оценкам «Бритиш Петролеум», на 2014 г. Иран владел 33,6 трлн кубометрами «голубого топлива». На сегодня НИНК продолжает вести активную геологоразведочную деятельность, сконцентрировав внимание на регионе Загроса, Персидском и Оманском заливах.

Нефтехимический и нефтеперерабатывающий сектор

В конце сентября 2014 г. директор Национальной иранской нефтеперерабатывающей и распределительной компании (National Iranian Oil Refining and Distribution Company, NIORDC, НИНРК), отвечающий за вопросы, связанные с производством сжатого природного газа, Амир Вакильзаде (Amir Vakilzadeh), заявил о планах построить 10 газовых заправок в Ираке. По его словам, НИНРК приступит к реализации указанного проекта как только будет введен в строй ирано-иракский газопровод (ориентировочно это планируется сделать в марте 2015 г.), по которому Тегеран будет продавать Багдаду 7 млн. кубометров «голубого» топлива ежедневно.

В конце сентября 2014 г. заместитель управляющего директора Национальной нефтехимической компании (National Petrochemical Company, NPC, ННК) Мохаммад Хасан Пейванди (Mohammad Hassan Peyvandi) заявил, что его корпорация обратилась к правительству страны с предложением выделить до 10 млрд долл. США из Национального фонда развития на ускорение реализации промышленных проектов в сфере нефтехимии, чье строительство завершено на более чем 60%. По словам М.Х.Пейванди, в ИРИ существует 67 полузавершенных нефтехимических объектов с производственными мощностями в 60 млн тонн продукции. По словам заместителя управляющего директора ННК, несмотря на имеющиеся трудности руководство ИРИ постепенно вводит в эксплуатацию новые объекты. В частности, было завершено строительство Керманшахского нефтехимического комплекса, на 96% готов к работе Лурестанский нефтехимический комплекс, на 80% Махабадский нефтехимический комплекс, чей ввод в эксплуатацию намечен на 2015 г., и на 75% Сенендеджский нефтехимический комплекс.

Именно незавершенные проекты представляют наибольший интерес и для ННК, что вполне объяснимо, т.к. нынешнее правительство объявило своим приоритетом завершение всех уже начатых объектов и выделяет на это больше денег, чем на реализацию новых. На данный момент приоритетом для ННК является ввод в эксплуатацию фабрики по производству поливинилхлорида Тахт-е Джамшид, второго блока нефтехимического завода Кавиан, второго блока нефтехимического завода Карун, Западного этиленового трубопровода, а также нефтехимических фабрик в Махабаде, Хамадане и провинциях Лурестан, Курдистан и Элам.

В конце сентября 2014 г. руководство газоперерабатывающего завода на острове Сирри рапортовало о постепенном налаживании экспорта своей продукции за рубеж. В частности, первая партия пропана и вторая партия бутана были отгружены для поставки в некую африканскую страну. Вместе с тем, по словам заместителя директора фабрики Мохаммада-Реза Сафари-Рада (Mohammad Reza Safari-Rad), пущенный в марте 2012 г. завод способный перерабатывать до 140 млн кубометров газа в сутки работает пока что на 50%. Это во многом объясняется нехваткой сырья. Однако, по словам иранца, как только будет начата промышленная добыча природного газа на газовом месторождении острова Киш, эта проблема будет во многом решена.

Завод на острове Сирри, в первую очередь, ориентирован на производство нафты, пентана, бутана и пропана. К сентябрю 2014 г. он экспортировал 280 тыс. баррелей нафты и 106 тыс. баррелей бутана. В общей сложности, зарубежные поставки продукции фабрики принесли ИРИ 22,2 млн долл. США.

В 2013 г. Иран произвел 40 млн тонн нефтехимических товаров. По словам министра нефти ИРИ Б.Н.Зангане, объем экспорта иранских нефтехимических товаров (по всей видимости, в год) превысил показатель в 25 млрд  долл. США. Иранец подчеркнул, что, хотя его страна и добилась значительных успехов в этой сфере, существующие санкции не позволили полностью развить весь имеющийся потенциал. Так, как заявил Б.Н.Зангане, если бы не меры экономического давления объемы нефтехимического экспорта могли бы выйти на уровень 27 млрд долл. США. Руководство ИРИ также не намерено останавливаться на достигнутом результате. Министр нефти подчеркнул, что приоритет отдается завершению уже начатых промышленных проектов нефтехимического производства. Помимо этого, в планах руководства ИРИ значатся новые проекты, требующие для своей реализации инвестиций на общую сумму 70 млрд долл. США. Для получения необходимых средств иранские чиновники рассчитывают привлечь вложения частного сектора.

По данным представителей Национальной иранской нефтеперерабатывающей и распределяющей компании (НИНРК), в период с августа 2013 г. по сентябрь 2014 г. ИРИ увеличила производство бензина с  51,1 млн до более чем 60 млн литров в сутки. Из них 8,2 миллиона литров соответствовали стандарту ЕВРО-4. При этом, как отмечают чиновники, удалось существенно сократить импорта топлива: на середину сентября 2014 г. ежедневно в Иран ввозилось 4,7 млн литров бензина.

Инфраструктурные проекты

К октябрю 2014 г. Национальная водоканальная инжиниринговая компания (National Water and Wastewater Engineering Company) Ирана объявила о проведении ряда тендеров на реализацию проектов в сфере водообеспечения и утилизации сточных вод. Общая стоимость тендеров оценивается в 1,15 млрд долл. США. По словам управляющего директора компании Хамида Резы Джанбаза (Hamid Reza Janbaz), основной упор делается на привлечение к участию в реализации вышеназванных проектов представителей частного сектора. В целом, на территории страны к концу сентября 2014 г. реализовывалось 6 тыс. проектов в сфере водоснабжения и утилизации сточных вод. Отмечается, что «водный вопрос» стоит перед страной весьма остро, а состояние сферы водоснабжения является не совсем удовлетворительным. На сентябрь 2014 г. доступ к питьевой воде имело лишь 77% деревень. В 6400 поселках питьевая вода доставлялась водовозами. В 2013 – 2014 гг. 517 городов испытывало ее нехватку. Уровень потерь воды из-за ненадлежащего состояния водопроводных сетей в Иране оценивался в 13,7% (для снижения этого показателя к октябрю 2014 г. иранским правительством было выделено 218,75 млн долл. США).

Наиболее острая ситуация с объемами доступной питьевой воды, по словам Х.Р.Джанбаза, сложилась в провинции Исфаган и Керман. Были определенные трудности с обеспечением водой и Тегерана (в первую очередь, из-за угрозы истощения водохранилищ Лар и Латиян). Заместитель Х.Р.Джанбаза Али Асгар Гане (Ali Asghar Qane’) добавил, что засуха, которую Иран пережил летом 2014 г. имеет все шансы повториться и летом 2015 г. В этой связи правительство страны в срочном порядке работает над завершением целого ряда крупных проектов в сфере водообеспечения, планируя ввести в эксплуатацию в 2015 – 2016 гг. ряд ранее незавершенных объектов.

По словам чиновников Портовой и мореходной организации ИРИ (Ports and Maritime Organization) к сентябрю 2014 г. в порту Чахбахар были завершены все необходимые работы по реконструкции и теперь порт способен принимать корабли грузоподъемностью до 80 тыс. тонн. При этом отмечалась дальнейшая готовность иранской стороны развивать портовую инфраструктуру Чахбахара. В данном вопросе определенные надежды возлагались иранцами на индийские инвестиции. Вместе с тем, представители ИРИ отмечали, что в случае необходимости обойдутся и без индийских денег.

По словам советника президента и секретаря Высшего совета свободных экономических зон (High Council of Free Zones) Акбара Торкана (Akbar Torkan) приоритетом правительства ИРИ является активное создание свободных экономических зон (СЭЗ) в иранском приграничье. В частности, после недавнего визита Х.Роухани в провинцию Хорасан-Резави, новые СЕЗ планируется развернуть в населенных пунктах Инче-Борун (Incheh-Boroun), Лотфабад (Lotfabad) и Догхарун (Dogharoun) близ границы с Туркменистаном. По словам А.Торкана, в складывающихся внешнеполитических условиях для ИРИ жизненно важно укреплять взаимоотношения с соседями, а развертывание СЭЗ вблизи пограничных зон этому как нельзя способствует.

19 сентября 2014 г состоялась встреча министра транспорта и городского развития Ирана Аббаса Ахунди с его азербайджанским коллегой Шахином Мустафаевоым. А.Ахунди отметил заинтересованность Тегерана в развитии транспортных связей с Азербайджаном. Однако, по словам иранца, строительство железнодорожной ветки Казвин-Решт-Энзели-Астара может занять еще несколько лет. В краткосрочной же перспективе было бы целесообразно реализовать два следующих проекта: построить восьмикилометровый участок железной дороги на территории Азербайджана, который соединил бы железнодорожную инфраструктуру этой страны с Астарой Иранской. Оттуда грузы могли бы доставляться автотранспортом до Казвина и далее перевозиться поездом до Бандар-Аббаса. Также, с точки зрения А.Ахунди, было бы разумным построить сорокакилометровый отрезок железной дороги Решт-Энзели, что существенно увеличило возможности по перевозке товаров из Азербайджана морем, а из Энзели далее в направлении Персидского залива.

Горнорудная промышленность

В конце сентября 2014 г. Иранская компания по развитию и реновации шахт и горнодобывающей промышленности (Iranian Mines & Mining Industries Development & Renovation Organization, IMIDRO, ИМИДРО) заявила о существенном наращивании объемов своей деятельности в 2014 г. При этом, как отмечается, основной упор делается на завершение ранее начатых, но по различным причинам замороженных проектов. Всего, по словам главы ИМИДРО, М.Карбасияна (Mehdi Karbasian), с марта 2014 г. было реанимировано тридцать полузаконченных проектов. При этом, в ближайших планах руководства ИМИДРО значится и начало строительства новых объектов. В частности, предполагается приступить к реализации проектов по добыче и производству стали, железа, цинка и бокситов в Чебахаре и Бандар-Аббасе, а также совместными усилиями построить неназванное предприятие в Казахстане. Как заявил М.Карбасиян, с конца марта 2014 г. ИМИДРО приступила к возведению семи новых сталелитейных заводов, золотодобывающего комбината Заршуран, нового предприятия по производству алюминия и предприятия по производству графита.

В период с конца марта по конец сентября 2014 г. 80 тыс. тонн золота было добыто на шахте имени имама Хомейни в Центральной провинции Ирана. По оценкам иранских чиновников и горняков, эта шахта является третьей по своей значимости среди золотоносных шахт страны. Добыча золота на ней началась год назад. Оценочно, запасы шахты составляют 1,5 миллиона тонн руды при чистоте в 36%. Ожидается, что объем ежемесячной выработки горной породы составит 180 тыс. тонн.

Всего по данным министерства промышленности, шахт и торговли на территории ИРИ расположено 15 золотодобывающих шахт. Из них добыча ведется на 12. Основное производство сосредоточено в провинциях Тегеран, Исфаган, Хорасан-Резави и Восточный Азербайджан.

20 сентября 2014 г. заместитель министра промышленности, шахт и торговли Джафар Серкини (Jafar Serqini) заявил об успешном ходе процесса приватизации предприятий горнорудной промышленности, начатом еще в 2012 г. По его словам, значительная часть производств в этой сфере уже перешла в частные руки. Помимо этого, как заявил министр, практически полностью приватизированы сталелитейная и медная индустрии, а также 50% алюминиевых заводов.

По данным высокопоставленного представителя Ассоциации производителей и экспортеров железной руды Ирана (Iranian Iron Ore Producers and Exporters Association, IRIOPEX) Кейвана Джафари-Техрани (Keivan Jafari Tehrani) ИРИ занимает пятое место в списке основных поставщиков железной руды в Китай. На КНР же, в свою очередь, приходится до 90% всего иранского экспорта указанного ресурса. Вместе с тем, по словам К.Джафари-Техрани, в период с марта по сентябрь 2014 г. объемы поставок иранской железной руды на внешние рынки упали на 30%.

По имеющимся данным ИРИ обладает 2,8 млрд тонн доказанных запасов железной руды. При этом, как отмечается, данный показатель может быть увеличен до 5,1 млрд тонн. Основными железодобывающими шахтами в стране являются Гольгохар (провинция Керман), Чадормалю (провинция Язд), Маркази (провинция Керман) и Санган (провинция Хорасан Резави).

Сталелитейный сектор

В сентябре 2014 г. правительство Ирана активно рассматривало возможности по возобновлению работ по строительству семи сталелитейных заводов в провинциях Хузестан, Чахармахаль и Бахтиярия, Восточный Азербайджан, Фарс, Южный Хорасан, Керман и Хорасан-Резави. Их возведение было начато в 2006 – 2007 гг., но оказалось остановлено из-за финансовых проблем. Правительство Х.Роухани, планируя вывести показатель производства термически необработанной стали в стране к 2025 г. на уровень в 55 млн тонн, выразило чрезвычайную заинтересованность в реанимации указанных проектов. Судя по всему, главную проблему по прежнему составляет нехватка средств. Однако, по сообщениям СМИ, спасти ситуацию могут иностранные инвесторы: неназванная китайская компания якобы уже выразила желание инвестировать 18 млрд евро в указанные проекты. Министр промышленности, шахт и торговли Мохаммад Реза Нематзаде (Mohammad Reza Nematzadeh) заявил, что помимо иностранных инвестиций указанные проекты могут быть профинансированы через бумаги государственного займа. Он подчеркнул, что было бы нежелательно задействовать для завершения строительства средства иранских банков и Фонда национального развития (National Development Fund).

В 2013 г. в Иране было произведено 15,6 млн тонн термически необработанной стали, что было на 8,8% больше по сравнению с предыдущим годом. Вместе с тем, общие объемы продукции сталелитейного сектора в 2013 г. составили 16,5 млн тонн, что было на 5% меньше по сравнению с предшествующим годом. По данным иранских производителей за сентябрь 2014 г., в период с января по начало сентября 2014 г. в ИРИ было произведено 10,63 млн тонн стали, что было на 6,86% больше по сравнению со схожим периодом 2013 г. Тогда объемы производства составили 9,95 млн тонн.

В период с апреля по сентябрь 2014 г. включительно сталелитейная компания Хормозган (Hormuzgan Steel Company) экспортировала 176 тыс. тонн стальных листов в страны Европы и Азии, что было на 188% больше по сравнению со схожим периодом 2013 г.

Электроэнергетика

В период с марта по сентябрь 2014 г. Иран экспортировал 5567 гигаватт-часов электричества странам-соседям, что было на 2,7% больше по сравнению со схожим периодом 2013 г. Одновременно, ИРИ импортировала на 7,12% электроэнергии меньше (1745,5 гигаватт-часов против 1879). Обмен электричеством проводился с Азербайджаном, Арменией, Афганистаном, Ираком, Нахичеванью, Пакистаном, Туркменистаном и Турцией. В целом, на 2014 г. электрогенерирующие мощности Ирана составляли 71 тысяч мегаватт. По данным министерства энергетики, в 2013 г. страна произвела 263 млрд киловатт-часов электричества. Из них 11,7 млрд. было экспортировано. Еще 3,7 млрд импортировано из за рубежа. 

19 сентября 2014 г. министр энергетики ИРИ Хамид Читчиян заявил, что его страна намерена уделять больше внимания строительству малых электростанций. Он подчеркнул, что это направление развития электрогенерирующих мощностей страны долгое время игнорировалось правительством. Между тем оно открывает значительные перспективы.

Автомобилестроение

В сентябре 2014 г. правительство ИРИ продолжило прилагать все необходимые усилия для поддержки местных автопроизводителей. В частности, пакет принятых мер включил трехкратное повышение импортных тарифов. Комментируя этот факт, министр промышленности, шахт и торговли ИРИ Мохаммад Реза Нематзаде (Mohammad Reza Nematzadeh) отметил, что рост цен на импортные машины никак не скажется на интересах большинства иранцев, т.к. значительная часть ввозимых машин представлена «люксовыми» моделями: со слов министра, те, кто мог позволить их покупать ранее, будут покупать их и сейчас. В 2014 г. в Иран уже было ввезено 78 тыс. Автомобилей (в основном южнокорейского производства), 76% которых поступило через ОАЭ.

Необходимо отметить, что министр М.Р.Нематзаде, мог сказать не всю правду. С одной стороны, модели южнокорейских иномарок, которые начали активно ввозиться в ИРИ с конца 2000-х гг. во всем мире не относятся к «топовым» автомобилям и приобретают свою статусность в результате практически двухкратного увеличения цены после попадания на иранский рынок. В этой связи, с повышением тарифов населению ИРИ окончательно становится недоступен целый сегмент автомобилей для среднего класса и тех слоев населения, чьи доходы приближаются к показателям среднего класса. С другой стороны, с начала 2010-х гг. на иранский рынок активно пытались выйти китайские производители с «бюджетным» модельным рядом. Еще в 2013 г. основные автоконцерны ИРИ забили по этому поводу тревогу, считая что себестоимость производства китайских машин такова, что они останутся серьезными конкурентами в народном ценовом сегменте даже при существовавших на тот момент высоких ввозных пошлинах. Не исключено, что принятые правительством Х.Роухани меры направлены именно для защиты иранских производителей от наплыва дешевых китайских автомобилей.

На этом фоне, М.Р.Нематзаде сообщил о том, что в период с марта по сентябрь 2014 г. объем выпущенных в ИРИ автомобилей составил 455 тыс. Министр выразил надежду, что по итогам года этот показатель выйдет на уровень 1,2 млн автомобилей. При этом, первичной задачей стоящей перед правительством и автомобилестроителями М.Р.Нематзаде назвал выход на внешние рынки. Для этого руководством ИРИ принимаются действия, направленные на наращивание объемов производства автомобилей в стране, а также улучшение качества сборки и используемых технологий.

 Сельское хозяйство

По данным Министерства сельскохозяйственного джихада, Иран продолжает наращивать производственные возможности своей рыболовной промышленности. В 2013 г. в ИРИ было выловлено 880 тыс. тонн рыбы, из которых 350 тонн было выращено в искусственных условиях.

Внешняя торговля

По данным иранской таможни, в период с 21 марта по 22 сентября 2014 г. товарооборот ИРИ с внешним миром составил 49,7 млрд долл. США без учета нефтяного экспорта. При этом на долю импорта пришлось 26,02 млрд долл. США, а то время как ненефтяной экспорт составил 23,7 млрд долл. США. Отмечается, что в 2013 г. общий объем поставок иранских товаров на внешние рынки за вычетом нефти составил 50,8 (по другим данным 41,62) млрд долл. США. В целом, правительство ИРИ надеется на увеличение этого показателя по результатам 2014 г. Как отмечают иранские чиновники, кабинету Х.Роухани удалось остановить сокращение объема ВВП и даже добиться его роста. При этом именно ненефтяной сектор показал лучшие результаты, что наглядно демонстрирует успехи практической реализации планов правительства не только по возобновлению экономического роста, но и по деверсификации экономики ИРИ.

Основными товарами поставляемыми Ираном зарубеж были сжиженный пропан, метанол, сжиженный бутан и полиэтилен. В период с марта по август 2014 г. главными покупателями иранской продукции выступили КНР (3,84 млрд долл. США), Ирак (2,21 млрд долл. США), ОАЭ (1,5 млрд долл. США), Афганистан (1 млрд долл. США) и Индия (0,9 млрд долл. США).

По словам главного таможенного офицера специальной экономической зоны Парс, специализирующейся на реализации нефтегазовых и нефтехимических проектов, Ходадада Рахими (Khodadad Rahimi), в период с марта по сентябрь 2014 г. включительно предприятия СЭЗ экспортировали 4,8 млн тонн газовых конденсатов на сумму 4,3 млрд долларов США, что было на 22% и 52% соответственно больше по сравнению со схожим периодом 2013 г. Всего же за вышеназванное время СЭЗ Парс поставила на внешний рынок 9,4 млн тонн продукции общей стоимостью 7,96 млрд долл. США, что было на 14% и 19% больше по сравнению с 2013 г. Помимо газовых конденсатов в список экспорта входили полиэтилен, диэтиленгликоль, моноэтиленгликоль, триэтиленгликоль, мочевина, бутан, пропан, параксилен и метанол. Покупателями продукции СЭЗ Парс выступили КНР, Япония, Индия, Турция, Ирак, Тайвань, Таиланд, Туркменистан, Таджикистан, Украина, Катар, Танзания, Филиппины, Малайзия, Вьетнам, Афганистан, Пакистан, Армения, Россия, Мозамбик, Египет, Сирия, Гана, Кения, Азербайджан, Грузия, Южная Корея и Мексика.

Венесуэла

В середине сентября 2014 г. в Венесуэле прошло 8 заседание ирано-венесуэльской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. К этому мероприятию был приурочен тестовый пуск цементной фабрики, производственной мощностью в один миллион тонн в год, которая была построена усилиями Эхдас Санат (Ehdas Sanat Company) – дочерней компании Иранской организации по развитию и реновации горнодобывающей промышленности (Iranian Mines & Mining Industries Development & Renovation Organization, IMIDRO, ИМИДРО). На мероприятии ее первого пуска присутствовали министр промышленности, шахт и торговли ИРИ Мохаммад Реза Нематзаде (Mohammad Reza Nematzadeh) и глава совета директоров ИМИДРО Мехди Карбасиан (Mehdi Karbasian). Строительство фабрики началось в январе 2014 г. Объем венесуэльских инвестиций в проект составил 273 млн евро. На момент пуска все запланированные работы еще не были завершены. Предполагается, что на полные производственные мощности завод выйдет в ближайшем будущем.

Индия

В сентябре 2014 г., по словам министра нефти ИРИ Б.Н.Зангане, Индия была вторым импортером иранской нефти после КНР. Ежедневно Нью-Дели закупала 250 тыс. Баррелей нефти, что было эквивалентно 25% всего иранского экспорта нефти. При этом 35% платежей за поставки индийцы осуществляли в рупиях (оставшиеся 65% оплачивались в евро). В данном процессе главную проблему для иранцев представляла своевременность выплат. По словам экспертов, курс национальной валюты Индии весьма нестабилен. Чтобы избежать возможных потерь ИРИ приходится прилагать все усилия, чтобы незамедлительно перевести полученные в рупиях суммы на счета иранских банков и использовать их при проведении дальнейших торговых операций.

В период с января по август 2014 г. Индия существенно нарастила импорт нефти из ИРИ. По данным иранского новостного агентства ФАРС, ежедневно индийцами закупалось до 271 тыс. баррелей нефти (против 185,7 тыс. в тот же период 2013 г.).

Ирак

В сентябре 2014 г. иранское руководство продлило на срок до конца 2014 г. контракт на поставку электричества в Ирак.

Оман

Иран и Оман ведут активные переговоры о создании прямого судоходного сообщения между странами, которое должно способствовать увеличению товарооборота. Об этом в конце сентября 2014 г. сообщил посол ИРИ в Омане Али Акбар Сибевеи (Ali Akbar Sibeveih). Иранский дипломат сообщил, что двусторонние переговоры по указанному вопросу начались весной 2014 г. и должны будут завершиться в течении ближайших трех месяцев. Судоходное сообщение должно будет соединить оманские порты Сохар, Султан Кабус, Мусандам и Шинас с иранскими портами Чебахар, Бандар-Аббас и Бандар-Имам Хомейни.

Пакистан

21 сентября 2014 г. заместитель министра нефти ИРИ Али Маджеди (Ali Majedi) призвал власти Пакистана ускорить работу над завершением строительства своей 700-километровой части газопровода Иран-Пакитсан (ГИП). На этом фоне иранские СМИ отмечают, что строительство собственной 900-километровой части трубопровода Тегеран завершил.

Россия

В конце сентября 2014 г. директор НИНРК, отвечающий за вопросы, связанные с производством сжатого природного газа, А.Вакильзаде сообщил о подписанном между Москвой и Тегераном соглашении на поставку в Россию газового оборудования.

В сентябре 2014 г. министр энергетики ИРИ Хамид Читчиян (Hamid Chitchian) заявил, что российское правительство согласилось построить восемь электростанций в ИРИ. Со слов министра, у российских компаний есть один месяц на подготовку конкретных проектных предложений. Из указанных восьми станций четыре будут возведены в Бандар-Аббасе, две в Табасе и еще две в Саханде. По словам Х.Читчияна, участие российских компаний в развитии энергетического сектора ИРИ чрезвычайно приветствуется. Как заявляют иранцы, при успешном исходе согласования планов сторон усилиями российских подрядчиков на территории ИРИ будут созданы мощности для выработки 2800 мегаватт электроэнергии. Указанные комментарии Х.Читчияна появились после заявления, сделанного заместителем министра энергетики Хушанга Фалахатияна (Houshang Falahatian) о том, что Россия готова инвестировать 5 млрд. долл. США в строительство теплоэлектростанций в ИРИ.

В середине августа 2014 г. в иранских деловых кругах активно циркулировал слух о возможном возрождении российско-иранского банка. Его воссоздание должно было, по мнению местных бизнесменов, способствовать улучшению условий развития двусторонних торгово-экономических отношений. В первую очередь, новый банк позволил бы обойти преграды, наложенные международными санкциями на проведение финансовых транзакций между Россией и ИРИ. По словам главы Конфедерации иранских экспортеров Резы Нурани (Reza Nourani), в ближайшее время с представителями РФ будет подписан ряд соглашений, снимающих карантинные преграды на пути экспорта ряда иранских товаров в Россию. Речь идет, в первую очередь, о возможном увеличении объемов поставок сельхозтоваров. С этой целью, как сообщают иранские СМИ, Москва якобы готова снизить таможенные тарифы на иранские фрукты и овощи, поставляемые на российский рынок, что, в свою очередь, вызвало серьезную обеспокоенность в Анкаре, где увеличение притока сельхозтоваров в РФ из ИРИ видят прямой угрозой интересам турецких фермеров.

Роль «торговых ворот», через которые пойдет основной поток поставок иранских товаров в Россию, должен сыграть порт Энзели в провинции Гилян. По словам представителей ИРИ, он недавно прошел необходимую модернизацию и его сотрудники готовы, если потребуется, выполнять свою работу круглосуточно.

По словам министра нефти ИРИ Б.Н.Зангане, товарооборот между Россией и Ираном в период с марта 2013 г. по март 2014 г. составил 1,5 млрд долл. США. Этот показатель якобы может быть увеличен десятикратно. Характерно, что, сообщая об этом, иранские СМИ также ссылаются и на министра энергетики РФ А.Новака, который частично разделил оптимизм своего коллеги из ИРИ и сообщил о намерении властей России вывести показатель двустороннего товарооборота между странами на уровень в 10 млрд долл. США. Помимо этого, он якобы заявил и о желании увеличить объем взаимных инвестиций (в первую очередь, за счет вложений частного сектора).

19 сентября 2014 г. глава инвестиционного комитета Национальной иранской газовой компании А.Сохейлипур заявил о том, что представители России выразили интерес в принятии участия в строительстве 6, 7 (Ассалуйе-Ираншахр-Пакистан),9 (Ассалуйе-Ахваз-Дехколан-Базарган) и 11-го (соединяющего Ассалуйе с газопроводом Мешхед-Тегеран) транснациональных иранских газопроводов.

14 сентября 2014 г. министр энергетики ИРИ Хамид Читчиян заявил о том, что Москва и Иран подписали предварительное соглашение о строительстве 8 теплоэлектростанций в ИРИ мощностью 350 мегаватт каждая. Две электростанции будут возведены в Табасе, две – в Тебризе и еще четыре в Бандар-Аббасе. Общая стоимость контракта оценивается в 10 млрд. долл. США. Россию также планируется привлечь к реконструкции электростанций Рамин в Ахвазе и Шахид Монтазери в Исфахане.

Турция

В конце сентября 2014 г. министр нефти ИРИ Б.Н.Зангане был вынужден дать новый комментарий относительно ирано-турецкого спора по цене за поставляемый газ. Напомним, что в 2012 г. турецкая государственная компания БОТАШ (Petroleum Pipeline Corporation, BOTAS) направила в международный арбитражный суд жалобу на представителей ИРИ, которые якобы продают ей газ по необъективно завышенной стоимости. Дело еще рассматривается, но Б.Н.Зангане уже заявил, что требования Анкары о снижении цены со ссылкой на меньшую стоимость «голубого» топлива покупаемого ею у России и Азербайджана необоснованны и это якобы было наглядно доказано иранскими представителями  в международном арбитраже.

При этом, судя по всему, параллельно с судебным процессом Турция и Иран рассматривают возможности по наращиванию объемов поставок природного газа. Факт идущих переговоров между Анкарой и Тегераном по этому вопросу подтвердил еще в июле 2014 г. Али Маджеди (Ali Majedi), который тогда занимал пост заместителя министра нефти ИРИ. При этом он подчеркнул, что на исход переговоров никак не повлияет существующее арбитражное разбирательство. Это напрямую перекликалось со сделанным 30 января 2014 г. заявлением министра энергетики Турции Танера Йылдиза (Taner Yildiz). В соответствии с ним, Анкара не исключает возможности в два раза увеличить объемы закупок природного газа у Тегерана, если власти ИРИ согласятся снизить на него цену. Вместе с тем, управляющий директор Национальной иранской газовой компании (National Iranian Gas Company, NIGC, НИГК) Хамид Реза Араги (Hamid Reza Araqi) заявил, что пересмотр не может быть сделан в рамках текущего соглашения и для наращивания объемов экспорта будет необходимо заключить новый контракт.

По договору 1996 г. (вступил в силу в 2001 г.) Турция ежегодно импортирует 10 млрд. кубометров газа из ИРИ.
          Франция

По данным иранской прессы, в сентябре 2014 г. Тегерану удалось отсудить во французском суде 10 млн долларов США у французской компании, отказавшейся выполнять свои обязательства по участию в строительстве газохранилища близ Верамина в ИРИ.

Южная Корея

В конце сентября 2014 г. Иран и Южная Корея подписали соглашение о межгосударственном сотрудничестве в сфере развития ирригационных и дренажных сетей.

По предварительным данным, опубликованным иранской таможней в сентябре 2014 г, в августе 2014 г. Южная Корея импортировала из Ирана 134 тыс. баррелей нефти в сутки.

Япония

В конце сентября 2014 г. заместитель министра энергетики ИРИ по вопросам планирования и экономического развития Алиреза Даеми (Alireza Daemi) заявил о ведущихся его ведомством переговорах с неназванной крупной японской компанией на предмет осуществления инвестиций в проекты в сфере электроэнергетики и водного обеспечения.