- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: решение правительства по вопросу гиюра

На своем заседании 2 ноября правительство Израиля приняло решение утвердить предоставленный министром юстиции Ципи Ливни (фракция «Движение») и министром по делам религий Нафтали Беннетом (фракция «Еврейский дом») проект решения кабинета министров по гиюру (переходу в иудаизм). Этому событию предшествовала многолетняя борьба, связанная с необходимостью полной интеграции в еврейский национально-религиозный коллектив более четверти миллиона израильских граждан, прибывших в страну на основании Закона о возвращении, но не являющихся евреями точки зрения религиозного еврейского права, определяемого Талмудом – Галахи (детей еврейских отцов от нееврейских матерей, внуков и нееврейских супругов евреев). Главный раввинат Израиля, несший до этого решения безраздельную ответственность за проведение гиюров в стране, не справился с этой задачей, поскольку уже давно управляется представителями несионистских ультраортодоксальных кругов, выдвигающих завышенные религиозные требования к герам (прозелитам, принимающим иудаизм), даже если они являются израильскими гражданами, говорят на иврите и, будучи детьми еврейских отцов от неевреских матерей, определяются религиозными еврейским правом, как «семя Израилево».

Следует учитывать, что данная проблема в принципе может еще более обостриться, поскольку любая волна еврейской репатриации практически неизбежно увеличит число израильских граждан, не являющихся евреями с точки зрения Галахи. Так, согласно недавно опубликованным данным исследований известного израильского демографа профессора Сержио де ла Перголы, на сегодняшний день в мире проживают около 14 миллионов евреев «по Галахе» (почти половина из них является израильскими гражданами) и порядка 9 миллионов лиц, имеющих право на израильское гражданство, но не считающихся евреями в соответствии с Галахой.

Теперь, согласно принятому израильским правительством решению, Верховный Раввинат лишился монополии на проведение гиюров. Раввины каждого израильского города будут иметь право создавать свои собственные раввинские суды для проведения гиюров. Такие раввинские суды будут получать финансовую и административную поддержку от государства. Каждый из таких городских раввинских судов будет проводить гиюры самостоятельно. Желающие пройти гиюр не обязаны будут делать это в том городе, в котором они проживают. Они получают право обратиться в занимающийся гиюрами раввинский суд любого города по своему выбору. Это позволит жителям тех городов, раввины которых выдвигают к герам жесткие требования, обращаться в раввинские суды, придерживающиеся в данном вопросе либеральных взглядов.

Партия «Наш дом Израиль», часто именующая себя «израильской партией с русским акцентом» длительное время вела борьбу за облегчение гиюра. Координатором и инициатором в этом направлении выступал депутат от НДИ Давид Ротем, религиозный еврей, уроженец Израиля . Именно он сформулировал закон об упрощении гиюра и пытался добиться его принятия еще Кнессетом предыдущего созыв. Занимающий в Кнессете нынешнего созыва пост председателя парламентской комиссии по конституционным и юридическим вопросам Давид Ротем заявил в связи с принятием упомянутого решения правительства: «Я рад, что долгая, сложная и запутанная дорога законотворчества по вопросу гиюра в Израиле достигла финиша. Это дает надежду тысячам израильтян, не зарегистрированным в качестве евреев, вернуться к еврейству. НДИ действовала на протяжении всего этого пути, продвигая решение данной проблемы, которое сегодня было достигнуто».

Активно поддерживала упрощение гиюра и центристская партия «Еш атид». Представитель ее фракции, министр просвещения раввин Шай Пирон заявил в связи с принятым правительством решением: «Речь идет об исправлении исторической несправедливости. Введение этого закона выражает наш моральный долг по отношении к тем, кто хочет пройти гиюр. Это наш национальный долг по отношению к Государству Израиль как еврейскому демократическому государству».

Депутат Кнессета Элазар Штерн (фракция «Движение»), инициировавший закон о гиюре, который недавно был принят Кнессетом в трех чтениях, но в итоге был заменен упомянутым правительственным решением, заявил в связи с его принятием: «Эта добрая весть для проходящих гиюр. Мы максимально быстро перейдем к реализации данного решения и приступим к созданию раввинских судов, которые принесут новое отношение к десяткам тысяч кандидатов на прохождение и гиюра и особенно к тем, кто уже ожидает утверждения пройденного ими гиюра. Я благодарю моих товарищей по «Движению», депутатов от партий «Еш атид», НДИ, Авода, МЕРЕЦ и Кадима, поддерживавших меня с первого же дня, а также моих друзей из «Еврейского дома», которые осознали в итоге огромную важность и настоятельную потребность в кардинальном изменении системы прохождения гиюра. Особая благодарность – многочисленным единомышленникам из среды религиозных сионистов, которые не запутались и поддержали мою инициативу с самого начала, а так же многим другим, которые присоединились к этой инициативе позднее».

Элазар Штерн не случайно поблагодарил за поддержку депутатов от светских (центристских левых и правых партий) раньше, чем депутатов от религиозно-сионистской по определению партии «Еврейский дом» (сам Элазар Штерн также является религиозным сионистом). Из-за позиции целого ряда влиятельных раввинов фракция «Еврейский дом» сопротивлялась принятию закона Элазара Штерна. Принятие аналогичного решения правительством (но не Кнессетом) стало результатом компромисса, предложенного раввином Хаимом Друкманом. Суть компромисса фактически состоит в том, что он оставляет некие номинальные полномочия в вопросах гиюра за Верховным Раввинатом  то время, как закон Элазара Штерна лишал его полностью каких бы то ни было полномочий в этом вопросе. Сопротивление большинства сионистских раввинов было связано с двумя факторами:

1. Нежелание полного разрыва с ультраортодоксами, категорически возражающими против любых послаблений в вопросах гиюра и обвиняющими религиозных сионистов, склонных в этом вопросе к либерализму, чуть ли не в вероотступничестве;

2. Стремление избежать дальнейшего сужения полномочий Верховного Раввината, рассматриваемого религиозными сионистами в качестве важного государственного символа, несмотря на то, что он давно уже находится под контролем ультраортодоксов.

Комромисс, предложенный раввином Хаимом Друкманом, удовлетворил часть фракции «Еврейский дом». Лидер фракции, министр Нафтали Беннет заявил в связи с принятием решения правительства по вопросу гиюра, что «это ответственное и сбалансированное решение, протягивающее руку нашим братьям, проходящим гиюр, дающее им возможность пройти этот процесс с положительными впечатлениями и поддерживающее их при полном соблюдении требований Галахи. Будущее еврейского народа не должно быть вопросом политических интриг экстремистов с обеих сторон, и я рад, что это важное решение было принято». Беннета поддержал его однопартиец депутат Ури Орбах. Однако не все однопартийцы Нафтали Беннета поддержали принятый компромисс. Так министр жилищного строительства Ури Ариэль, так же представляющий фракцию «Еврейский дом», оказался единственным членом кабинета, проголосовавшим против его принятия.

Учитывая, что данное решение правительства было принято вопреки позиции Верховного Раввината Израиля, депутат Элазар Штрен заявил: «Я призываю Верховный Раввинат поддержать это решение. Будет хорошо, если главные раввины заявит, что все гиюры приемлемы и для Верховного Раввината». Однако главный сефардский раввин Израиля Ицхак Йосеф не принял протянутой руки. Его пресс-секретарь заявил по данному поводу: «Как мы уже заявляли в прошлом, решение правительства, принятое сегодня по вопросу гиюра, неприемлемо для Верховного Раввината…. Главный сефардский раввин Израиля Ицхак Йосеф попросит провести обсуждение данного вопроса в совете Главного Раввината на ближайшем его заседании. Тогда и будут определены пути действия в связи с этим решением».

Противники упрощения гиюра, прежде всего ультраортодоксы, контролирующие Верховный Раввинат, безусловно будут пытаться всячески препятствовать реализации данного решения правительства. Однако по их позициям, безусловно нанесен сильнейший удар. Министр юстиции Ципи Ливни заявила по поводу нескрываемого недовольства Верховного Раввината решением правительства: «Мы пытались прийти к согласию с Верховным Раввинатом, но не давали ему право вето».