- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Алжире: октябрь 2014 г.

Октябрь в Алжире оказался богатым на сообщения с антитеррористического «фронта». 1 октября военные источники в Бамако сообщили об аресте ближайшего сподвижника главаря джихадистской группировки «Аль-Мурабитун» алжирца Мохтара Бельмохтара, который в иерархии этой организации занимал пост ее «официального» представителя. Арест египтянина (возможно — суданца) Абу Асимы аль-Мухаджира (боевой псевдоним) провели французские военные в ходе антитеррористической операции, которую они проводили на территории Нигера. Одновременно в ходе аналогичной операции на севере Мали французские военные арестовали четырех боевиков организации М.Бельмохтара, в свое время отколовшейся от «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (АКИМ) и одно время носившей название «Подписавшиеся кровью». Группировка «Аль-Мухаджирун» образовалась в результате объединения «Подписавшихся кровью» и ряда формирований, ранее входивших в «Движение за единство и джихад в Западной Африке» (ДЕДЗА).

Эта информация была подтверждена западным военным источником, согласно которому «террористы вновь концентрируются на севере Мали». «Они перегруппируются с удивительной скоростью в одном из районов на северо-востоке Мали, откуда они были выдавлены в январе 2013 года», — утверждал он.

Что касается Абу Асимы аль-Мухаджира, то сразу после ареста он оказался в Ниамее, где на допросе показал, что «существуют тесные связи между джихадистами, действующими в Ливии и Мали». По данным вышеупомянутого источника, в ближайшее время джихадисты займутся «странами, примыкающими к Мали и Ливии».

Выступающий за объединение сил джихадистов в Нигере, Чаде и Ливии М.Бельмохтар, по имеющимся данным, находится в настоящее время в Ливии.

2 октября Министерство обороны Алжира объявило об аресте в районе Тиририна близ границы Алжира с Нигером трех вооруженных граждан последней из названных стран. Их арест стал возможным благодаря засаде, устроенной алжирскими военными.

Сухопутные границы Алжира  имеют протяженность 6400 км, в том числе около 1000 км — с Нигером. С учетом возможной инфильтрации джихадистов алжирские военные уже давно взяли под усиленную охрану границы страны с Тунисом, Мали, Нигером и Ливией.

Уже 3 октября Министерство обороны Алжира объявило об уничтожении пяти «преступников» иностранного происхождения на границе с Нигером, опять-таки в районе Тиририна. Четверо «преступников» были ранены, в том числе один ливиец. В коммюнике Минобороны не сообщалось, какой преступной деятельностью они занимались.

6 октября военные отрапортовали об аресте на границе с Нигером «преступной группы», в составе которой значились 12 суданцев и 8 граждан Чада.

7 октября в поздравлении военнослужащим Национальной народной армии (ННА) Алжира начальник генштаба генерал Ахмед Салах Гаид заявил о решимости военных сорвать любую попытку «нового рождения» терроризма в стране. Он призвал алжирских военных быть готовыми «к продолжению действий по уничтожению этого явления».

В тот же день военное ведомство объявило об уничтожении трех вооруженных исламистов в районе Бискры (400 км к юго-востоку от Алжира). Согласно коммюнике Минобороны,  боевики попали в засаду, устроенную военными близ населенного пункта Рас эль-Миад к западу от Бискры. При убитых были обнаружены 3 автомата Калашникова и охотничье ружье.

В течение всего октября алжирские военные прикладывали максимум усилий в Кабилии с тем, чтобы найти убийц француза Эрве Гурделя, равно как его тело. Отдельная «охота» была объявлена на главаря группировки «Джунд аль-Халифа» 34-летнего Абдельмалека Гури (боевой псевдоним — Халед Абу Сулейман). Этот выходец из провинции Бу-Мердас ранее уже отсидел 5 лет в тюрьме по обвинению в терроризме. Затем в его «карьере» была должность полевого командира АКИМ. В марте 2012 года он был осужден заочно к высшей мере наказания.

В операции в провинции Тизи-Узу было задействовано свыше одной тысячи военнослужащих, в том числе десантники. По данным газеты «Аль-Ватан», военным удалось идентифицировать пятерых убийц француза, включая муфтия группировки — 50-летнего выходца из Алжира Башира Керзу, ветерана внутриалжирской междоусобицы.

Более того, в полевом лагере похитителей, который они в спешке покинули, был обнаружен мобильный телефон, в памяти которого оказались фотографии 32-х боевиков, по которым их всех удалось опознать. Выяснилось, что все они были выходцами из провинций Бу-Мердас и Буира в возрасте от 20 до 54 лет.

Заместителем главаря «Джунд аль-Халифа» является Рабах Торфи (боевой псевдоним — Абдалла Абу Мерием), бывший полевой командир Вооруженнной исламской группы (ВИГ), в которой он возглавлял фалангу «Аль-Аркам». В период с 2006 по 2009 годы именно он организовал ряд терактов с использованием смертников в Алжире и Бу-Мердасе. Неоднократно приговаривался заочно к смертной казни, в том числе в последний раз — 9 декабря 2013 года.

10 октября канцелярия президента Франции объявила, что французским военным удалось перехватить на севере Нигера конвой автомашин АКИМ с грузом оружия, которое «перевозилось из Ливии в Мали». В ходе аэромобильной операции с применением вертолетов и наземных сил часть боевиков, сопровождавших конвой, были арестованы. Объем захваченного оружия, по французским данным, превосходил все то, что захватывалось ранее. Перехвату конвоя предшествовали успешные действия разведок Франции и Нигера, несколько дней следивших за ним.

11 октября Минобороны Алжира объявило об уничтожении пяти боевиков на востоке страны в провинции Лахдария неподалеку от того места, где был похищен Э.Гурдель. В той же провинции днем ранее были уничтожены еще три боевика.

16 октября трое полицейских погибли в регионе Бордж-Бу-Арреридж в 235 км к юго-востоку от Алжира. Боевики атаковали из засады полицейский патруль. В ответ в том районе была развернута широкомасштабная операция по прочесыванию местности, продолжавшаяся две недели. Данные об ее итогах не публиковались.

27 октября Минобороны Алжира отрапортовало об уничтожении двух вооруженных исламистов в провинции Джиджелли в 300 км к востоку от Алжира. Как это наиболее часто бывает, алжирские военные действовали из засады.

В октябре алжирская пресса рассказала много интересного про генерала Османа Тартага (Башир), месяцем ранее ставшего советником президента страны по военным вопросам. Генерал сравнительно молод (по алжирским «генеральским» меркам) — он родился в начале 50-х годов прошлого столетия в провинции Константина. Был призван «под знамена» Военной разведки в 1972 году, когда он был еще студентом. После годичной стажировки в некоей «школе КГБ» в Москве лейтенант Тартаг начинал службу в 3-м военном округе в Тиндуфе, где в то время начали группироваться сторонники независимости Западной Сахары. Имеет репутацию сторонника силовых методов допросов. В 1990 году возглавил оперативное управление генштаба. После прихода к власти А.Бутефлики он сначала отправил Тартага в отставку, однако позднее, с началом «арабской весны», вернул его на военную службу, доверив ему пост заместителя главы Департамента разведки и безопасности (DRS — наследник Военной разведки). Вновь отправлен в отставку в июле 2014 года, а через два месяца он получает пост советника президента.

Показательно, что уже 14 октября «полковники» из DRS, курировавшие все без исключения министерства и ведомства, а также крупные государственные компании, получили приказ покинуть эти учреждения. Более того, эта спецслужба лишилась права прослушивания телефонных разговоров. Отныне это — прерогатива Министерства юстиции. Тем самым А.Бутефлика и стоящие за ним силы значительно сократили прерогативы всесильной спецслужбы.

Еще одна «военная» новость поступила 13 октября, когда Минобороны сообщило, что в ходе «тренировочного полета» разбился фронтовой бомбардировщик Су-24 ВВС Алжира. Катастрофа произошла в районе Джельфы (270 км к югу от Алжира), погибли пилот и штурман.

27 октября в районе Сиди-Бель-Аббес начало работу алжиро-германское СП по производству оптико-электронных систем военного назначения. 51% в капитале СП принадлежит Алжиру. В номенклатуре предполагаемых к производству систем — радары, обнаружители личного состава, средства радиоперехвата. Планируется создать еще два СП с участием Германии по производству систем военного назначения. После реализации этих проектов доля военной промышленности в общем объеме ВВП возрастет с 5 до 10%.

В начале октября длительное отсутствие на публике главы государства Абдельазиза Бутефлики дало повод для появления слухов, согласно которым в случае кончины президента исполняющим обязанности главы государства может стать действующий премьер-министр Абдельмалек Селлаль.

8 октября алжирское официальное информационное агентство АПС сообщило, что А.Бутефлика принял бывшего функционера ООН Лахдара Брахими, долгое время работавшего в «горячих» точках в качестве спецпредставителя международной организации.

Тревога за будущее страны в связи с болезнью главы государства привела в конце октября к ранее немыслимому — встрече делегаций пропрезидентского Фронта национального освобождения (ФНО) и оппозиционного проберберского Фронта социалистических сил (ФСС).

Как заявил на встрече генеральный секретарь ФНО Амар Саадани, ее цель — совместно дать оценку политической обстановке в стране в условиях, коогда ей «угрожает иностранное вмешательство».

Со своей стороны представитель руководства ФСС Арезки Шерифи сообщил, что цель его партии — «способствовать национальной стабильности». Он предостерег против возможности повторения в Алжире «арабской весны», заявив, что в других странах речь шла о «ложной весне».

В октябре большие проблемы возникли в алжирских властей с полицейскими. 14 октября в Гардайе, где стражи порядка уже долгое время служат живым щитом между конфликтующими там берберами и арабами, полицейские вышли на беспрецедентную манифестацию. Она проходила под лозунгами «Мы хотим независимого профссоюза», «10 месяцев — этого достаточно» (именно столько дополнительные формирования полиции, брошенные на усиление из других районов Алжира, провели в Гардайе», и более того — «Хамель (Абдельгани — шеф полиции) — в отставку». По данным газеты «Аль-Ватан», манифестация собрала около 1,5 тысяч полицейских из 10 тысяч, переброшенных в Гардайю и живущих там в полевых условиях. Показательно, что манифестация прошла сутки спустя после того, как в Гардайю прибыл шеф полиции, встретившийся с делегацией своих подчиненных. Полицейские предупредили, что больше не будут вмешиваться в конфликт между берберами и арабами.

15 октября своих коллег в Гардайе поддержали столичные полицейские. Несколько сотен стражей порядка собрались перед канцелярией президента, где потребовали улучшить условиях их службы. Они передали представителям власти список из 19 требований, адресованных премьер-министру Абдельмалеку Селлалю. Среди них значились, в частности, отставка шефа полиции генерала Хамеля Абдельгани — выходца из жандармского корпуса, двухкратное повышение денежного довольствия, облегчение условий приобретения социального жилья. В алжирской прессе действия полицейских были охарактеризованы как «политическое землетрясение».

Первой ответной реакцией на демарши полицейских стало решение алжирских властей от 20 октября установить для стражей порядка ряд премиальных выплат, в том числе на приобретение социального жилья. Одновременно были отправлены в отставку префект столичной полиции и генеральный инспектор Генеральной дирекции национальной безопасности (DGSN).

Численность алжирской полиции в настоящее время составляет 200 тысяч человек. Примерно половина из них была набрана на службу в году внутриалжирского противостояния. В настоящее время полицейских постоянно бросают на подавление всевозможных бунтов, то и дело вспыхивающих в различных районах страны. Они также активно участвуют в борьбе против терроризма, в которой погибли сотни из них.

18 октября инцидент со стрельбой приключился на алжиро-марокканской границе близ марокканского г.Уджда, где алжирский солдат выпустил из автомата очередь в сторону группы марокканцев, находившихся по другую сторону границы. В результате тяжелое ранение получил один марокканец. В связи с этим инцидентом правительство Марокко заявило протест и потребовало объяснений от Алжира.

Сухопутная граница между двумя соседними странами закрыта по инициативе Рабата с августа 1994 года. Марокко отреагировало таким образом на теракт в Марракеше, обвинив в причастности к нему алжирские спецслужбы.

В свою очередь Алжир обвинил Рабат 19 октября в передергивании фактов. По данным алжирских властей, инцидент произошел после того, как группа марокканских контрабандистов через границу забросала камнями пограничный патруль. Пограничники дважды произвели предупредительные выстрелы в воздух, которые, по версии алжирской стороны, не могли привессти к какому-либо ущербу.

8 октября алжирская государственная нефте- газодобывающая компания СОНАТРАК и российская группа «Газпром» объявили об обнаружении нового месторождения углеводородов в Алжирской Сахаре в 800 км к югу от Алжира. Новое месторождение находится в 250 км от Хасси Мессауд — самого большого нефтяного поля страны.

Работающий с 2008 года в Алжире «Газпром» совместно с СОНАТРАК обнаружил уже два месторождения углеводородов в этой стране.

За последние 3 года компания СОНАТРАК самостоятельно и с зарубежными партнерами открыла 112 новых месторождений, что позволило Алжиру на 5% увеличить его разведанные запасы углеводородов по сравнению с 2010 годом.

В конце октября компания СОНАТРАК подписала первые после атаки на Ин Аменас в 2013 году контракты с зарубежными компаниями на разведку углеводородов. Речь идет о компаниях  Statoil, Shel, Repsol, Enel и Dragon. Предусматривается, что на первом этапе в предстоящие три года они инвестируют в разведку порядка 150 млн долларов.

В целом, очевидно, что Алжир приближается к изменениям на верхушке властной пирамиды. Каким будет этот переходный период — во многом зависит от позиции армейской верхушки. Очевидно одно: никто в Алжире не хочет ни «арабской весны» в одном из ее проявлений, ни повторения внутриалжирской драмы 90-х годов прошлого столетия.