- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: конфликт между религиозными сионистами и верховным раввинатом обостряется

Конфликт между религиозными сионистами, ведущей партией которых в Израиле является на сегодняшний года «Еврейский дом», и Верховным раввинатом Израиля, находящимся под контролем религиозных ультраортодоксов, обостряется. Первым его значительным и явным проявлением стало недавнее голосование в кабинете министров по вопросу о гиюре (переходе в иудаизм) граждан Израиля, не являющихся евреями с точки зрения религиозного еврейского права (Галахи). В итоге правительство приняло решение ограничить полномочия Верховного раввината в этом вопросе и облегчить процесс гиюра. Это решение, принятое вопреки сопротивлению главных раввинов, открыто заявивших о своем несогласии с ним, было поддержано двумя из трех министров, представляющих «Еврейский дом» в правительстве — лидером фракции Нафтали Беннетом, занимающим посты министра экономики, министра по делам религий и министра по делам Иерусалима и диаспоры, а также министром по делам пожилых граждан Уру Орбахом (против упомянутого решения правительства проголосовал министр жилищного строительства Ури Ариэль).

Теперь конфликт между Верховным раввинатом и «Еврейским домом» возник по вопросу о праве евреев подниматься на Храмовую гору. Поводом к обмену взаимными нападками стало выступление главного сефрадского раввина Израиля Ицхака Йосефа на похоронах Шалома Аарона Баадани, 17-летнего еврейского юноши, получившего смертельные ранения в минувшею среду, когда арабский террорист совершил в Иерусалиме преднамеренный наезд на группу граждан, стоявших на трамвайной остановке. Раввин Ицхак Йосеф придерживается мнения, что евреям не следует подниматься на Храмовую гору, в частности, поскольку это вызывает взрывы насилия со стороны мусульман. Выступая на похоронах, он среди прочего заявил: «Надо это прекратить. Только тогда прекратить литься кровь народа Израиля». Помимо этого, главный раввин счел возможным обрушиться с нападками на раввинов, придерживающихся противоположного мнения и поддерживающих евреев, восходящих на Храмовую гору. «Нельзя, чтобы раввины из четвертой лиги оспаривали мнение величайших законоучителей», — добавил он.

Список раввинов, открыто поддерживающих восхождение евреев на Храмовую гору с целью незамедлительного хотя бы частичного возобновления еврейского богослужения там, где когда-то стояли Первый и Второй Храм и где, согласно учению иудаизма, должен быть возведен в будущем Третий Храм, превышает сто имен. Среди них такие яркие фигуры еврейского религиозного мира, как покойные раввины Шломо Горен, Авраам Шапиро и Мордехай Элиягу, занимавшие в свое время пост главного раввина Израиля. Важно отметить, что практически все раввины поддерживающие право евреев восходить на Храмовую гору, принадлежат к лагерю религиозных сионистов. Поэтому заявление раввина Ицхака Йосефа относительно «раввинов из четвертой лиги» стало прямым оскорблением в адрес религиозных сионистов и их духовных лидеров.

В связи с упомянутым заявлением главного сефардского раввина депутат Кнессета Орит Струк («Еврейский дом») заявила: «Я протестую против обвинения евреев в подстрекательстве и убийствах, которые совершают арабские террористы, а также против оскорбления достоинства величайших раввинов религиозного сионизма, которые поднимаются на Храмовую гору в чистоте и действуют на основании галахических постановлений. Национально-религиозный лагерь всегда прислушивается к своим раввинам и действовал в соответствии с их указаниями». Лидер «Еврейского дома» министр Нафтали Беннет написал в своем Фейсбуке по поводу упомянутого заявления главного сефардского раввина: «Нет, уважаемый раввин, кровь евреев пролилась, потому что их убили». Следует отметить, что, в отличие от конфликта по вопросу о гиюре, в данном случае позицию главных раввинов не поддержал никто из представителей «Еврейского дома».

Вкратце суть различий в политических и религиозных взглядах между религиозными сионистами, представляемыми «Еврейским домом», и религиозными ультраортодоксами, представляемыми главными раввинами Израиля, сводится к тому, что первые проявляют большую жесткость в политических вопросах (в первую очередь по проблеме противостояния арабскому террору), но в то же время — больший либерализм в сугубо религиозных вопросах. Можно ожидать, что конфликт между двумя еврейскими религиозными лагерями на этом не закончиться. Учитывая, что нынешние главные раввины Израиля (Ицхак Йосеф и его ашкеназский коллега Давид Лау) не пользуются серьезным авторитетом не только у религиозных сионистов, но и у ультраортодоксов, взгляды которых они представляют, можно не сомневаться, что данный конфликт приведет к дальнейшему ослаблению позиций Главного раввината Израиля и к оттеснению этой институции, созданной в 1921 году и когда-то считавшейся важным символом возрождения еврейской государственности в Эрец-Исраэль (Земле Израиля), на обочину общественно-политической жизни современного Государства Израиль.