- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Европейский союз и частные охранные компании в Ливии

Неопределенность ситуации в Ливии порождена, помимо чисто внутренних причин, еще и расплывчатой позицией ЕС в отношении нового, условно «антиисламистского» парламента и правительства в Тобруке. Запад, несмотря на все свои заявления и реверансы в отношении последних, не торопится официально их признавать в качестве единственно легитимных органов власти и соответственно начинать крупномасштабные операции по снабжению оружием и боеприпасами. Здесь существует несколько причин.

Первая и основная – это неверие и недоверие Брюсселя в то, что новые власти в состоянии чисто военным путем решить проблему единовластия в стране и нанести решающее поражение противостоящей им коалиции «Аль-Фаджр». В нее входят наиболее радикальные силы, включая чисто салафитские отряды «Ансар аль-шариа», бывшие боевики Ливийской боевой вооруженной группы (ЛБВГ) под командованием А.Бельхаджа, а также отряды вооруженной милиции из Мисураты. Последняя под командованием убежденного исламиста А.ас-Свейли как раз является одной из основных боевых единиц «Аль-Фаджр». Именно с мисуратовцами сейчас идут консультации в Париже (французы здесь вообще играют главную скрипку и во многом определяют позицию всего ЕС), и целью последних является выработка условий их компромисса с Тобруком. В случае безусловной поддержки Западом новых структур Ливии придется уже в полной мере ввязываться в вооруженное противостояние с совершенно неясными перспективами. Кроме того, европейцы в принципе очень скептически относятся к генералу Х.Хафтару, отряды которого в основном сейчас и воюют в интересах Тобрука в Киренаике. Они считают его авантюристом с примесью явного криминала, и признание парламента и правительства в Тобруке означает автоматическое признание и отрядов Х.Хафтара как легитимной военной силы. Это открывает ему доступ к получению западной военно-технической помощи, которая пока сдерживается эмбарго. Этот сценарий является для Брюсселя неприемлемым. Пока отряды Х.Хафтара поддерживаются оружием и ударами с воздуха исключительно со стороны Каира.

Вторая причина – это безусловная поддержка Катаром коалиции «Аль-Фаджр». Официальное признание Тобрука означает и резкое осложнение отношений с Дохой, которая очень кстати сейчас проводит очередные тендеры на поставку западного вооружения. В частности, идет активное обсуждение вопроса о поставках французских истребителей «Рафаль» Дохе. Есть все основания полагать, что в случае заключения контракта правительство в Тобруке вряд ли дождется своего признания со стороны Парижа. И, в общем-то, осознание этого в «новом» правительстве в Тобруке уже наступило.

Таким образом, мы вновь наблюдаем циничную позицию европейцев по отношению к событиям в Ливии, которые сначала сломали существовавшую систему сдержек и противовесов в этой стране, а теперь занимают выжидательную позицию в отношении оголтелых джихадистов, исходя при этом из своих узкокорыстных интересов. И предполагаемое введение санкций в отношении «Ансар аль-шариа» со стороны ЕС никакой, кроме чисто символической, роли не играет.

В ситуации внешнего нейтралитета заинтересованные страны ищут свои «лазейки» для присутствия в Ливии «на законных основаниях». Для этого используется уже хорошо зарекомендовавшая себя практика задействования частных военных компаний. После неудачи французских охранных фирм закрепиться на ливийском рынке и убийства двух руководителей их филиалов, в этом сегменте примерно год царило затишье. И вот теперь мы становимся свидетелями оживления. В качестве образцовой «крыши» используется система контрактов с United Nations Development Fund (UNDP), который пока имеет наилучшие шансы по развитию своих филиалов в Ливии. Обратим внимание в этой связи на настойчивые попытки египтян закрепиться в данной модели. Безусловно, в этом случае Каир преследует цели своего более основательного присутствия в жизненно важной для него точке. В условиях скрытой военной помощи одной из сторон конфликта частная военная компания является оптимальным механизмом для этого.

Одной из основных египетских охранных фирм, которые сейчас довольно уверенно действуют в Ливии, является FIDC Holdings, которую возглавляет Мустафа аль-Хассан. Ее ливийским филиалом Global Security Logistics руководит бывший офицер знаменитого египетского антитеррористического спецназа Unit 777 Саид аль-Фики. Позже он был   одним из телохранителей бывшей «первой леди» АРЕ Сюзан Мубарак. Несмотря на этот факт, по данным ряда экспертов, С.аль-Фики поддерживает регулярные и доверительные контакты с руководством военной разведки АРЕ. В этой связи указанная фирма выполняет некоторые деликатные поручения Каира, в том числе и по логистической составляющей снабжения отрядов Х.Хафтара оружием и боеприпасами. Естественно, египетские «частники» отслеживают через свои ливийские контакты и активность исламистов, их связи с Катаром, и т.п. «Крыша» ООН в данной схеме предоставляет прекрасную возможность для посещения различных частей «раздираемой на куски Ливии» с минимизацией возможных рисков.

Британия также наращивает свое присутствие в Ливии с помощью частных охранных фирм. Это, прежде всего, CTG Global и Pax Mondial. Первая из них является филиалом британского концерна Hart Group под руководством Р.Ветсберри. Вторую возглавляет бывший сотрудник британского спецназа САС и исполнительной директор знаменитой охранной фирмы «Кролл» Поль Вуд, который совместно с ливийским направлением курирует также и афганское досье. Примечательно, что Лондон также на неофициальном уровне активно лоббирует снятие «оружейного» эмбарго с Триполи.