- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

«Семейный конфликт» арабских монархий Залива завершен

15 ноября 2014 г. прошла внеочередная встреча на высшем уровне Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) в Эр-Рияде, на котором, под покровительством короля Саудовской Аравии, «Служителя двух Благородных Святынь» Абдаллы бен Абдель Азиза, как подчеркивалось в арабской    прессе, состоялось примирение, позволившее Катару «вернуться в семью государств Залива». Три государства ССАГЗ – Саудовская Аравия, ОАЭ и Бахрейн приняли решение вернуть своих послов в Доху. Саудовский король назвал это событие «новой страницей в отношениях между государствами ССАГЗ». Окончательная точка в конфликте государств, входящих в Совет сотрудничества, была поставлена накануне очередного саммита этой организации, который должен пройти в следующем месяце в катарской столице Дохе.

По итогам встречи в Эр-Рияде было принято заявление, в котором отмечалась «необходимость крепить дух братского взаимодействия, подчеркивать общность судьбы, которую осознают сыны государств Совета сотрудничества,  связанных тесными узами взаимодействия». Как было отмечено в заявлении, достижение соглашения  о единстве государств-членов ССАГЗ было осуществлено в сложный период, который переживает регион Ближнего Востока, что «требует прилагать особые усилия и сплотиться ради защиты безопасности и стабильности в регионе».

По информации саудовской газеты «Аль-Хайят», издающейся в Лондоне, на встрече в Эр-Рияде эмир Катара шейх Тамим бен Хамад Аль Тани взял на себя обязательство изменить свой внешнеполитический курс, и, в частности, прекратить пропагандистскую кампанию против Египта.

Представители Совета сотрудничества высоко оценили роль саудовского короля Абдаллы бен Абдель Азиза и эмира Кувейта Сабаха Аль-Ахмеда Ас-Сабаха в деле разрешения политического кризиса в рамках Совета сотрудничества.

Посол Саудовской Аравии в Катаре Абдалла аль-Айфан 17 ноября вернулся в Доху и приступил к выполнению своих обязанностей. Он отметил, что «отношения между государствами Залива окрепли, потому что это – братские отношения, основанные на общности судьбы». Саудовский дипломат также сказал, что «отношения вернулись к прежнему состоянию, благодаря мудрости саудовского короля, который выдвинут инициативу достижения интеграции между государствами-членами Совета сотрудничества через преобразование его в Союз».

Урегулирование отношений внутри Совета сотрудничества потребовало огромных усилий со стороны государств этой организации. В качестве посредников между конфликтующими сторонами выступил Кувейт, а затем и Оман. Кризис начался в марте 2014 г., когда были отозваны послы Саудовской Аравии, Бахрейна и ОАЭ  из Дохи. Эти государства обвинили Катар в нарушении соглашения о безопасности, подписанного всеми членами ССАГЗ в ноябре 2012 г. Это соглашение предусматривало тесное сотрудничество между министерствами внутренних дел и спецслужбами стран-членов, направленное на борьбу с преступными действиями антиправительственного характера и организованной трансграничной преступностью. В соглашении подчеркивалось, что «сотрудничество осуществляется в соответствии с национальными законодательствами и международными обязательствами стран-членов». Страны ССАГЗ брали на себя обязательство предпринимать законодательные меры в отношении своих граждан или проживающих на ее территории лиц, совершивших  преступления против одной из стран этого объединения в соответствии со своими законами.

Претензии к Катару были связаны, прежде всего, с нахождением на его территории видных деятелей движения «Братья-мусульмане», выступавших против ведущих политиков Саудовской Аравии и ОАЭ, «недружественной информационной политикой» Катара в отношении ОАЭ и Бахрейна, отсутствием «координации действий Катара с другими членами Совета сотрудничества по сирийскому вопросу» и созданием им «блока с Турцией и другими государствами», как и «подозрениями», связанными с «возможной» катарской поддержкой йеменских хоуситов. Разногласия между Катаром и его партнерами по ССАГЗ касались и Египта, который обвинил Катар во вмешательстве в свои внутренние дела страны, из-за поддержки, которую Доха оказывала «Братьям-мусульманам».

Совет министров Государства Катар опубликовал заявление, в котором высказал свое «сожаление и удивление» по поводу решения Саудовской Аравии, ОАЭ и Бахрейна «отозвать послов из Дохи», признав существование разногласий с этими странами, но подчеркнув, однако, что имеющиеся между ними разногласия «не касаются проблем Совета сотрудничества». Как говорилось в заявлении катарского Совета министров, «эти разногласия не затрагивают интересы народов государств Залива, его безопасность и стабильность». Катар подтвердил свою «приверженность узам братства с народами государств Совета сотрудничества».

Сдержанная позиция Катара способствовала тому, что кризис потерял свою остроту и не препятствовал деятельности Совета сотрудничества. Однако претензии к Катару сохранялись.

Бахрейн выступил с заявлением о том, что Катар предоставляет гражданство суннитским семьям, имевшим бахрейнское гражданство. Одна из статей соглашения по безопасности запрещала лицам, работавшим в военных ведомствах и службах, обеспечивавших безопасность, менять свое гражданство. Бахрейнские официальные лица утверждали, что катарское гражданство получили и бывшие бахрейнские полицейские, военные и представители спецслужб.

После совещания в Эр-Рияде, итогом которого стало полное примирение конфликтующих сторон, Катар пошел навстречу и требованиям Бахрейна. Как заявил бахрейнский министр внутренних дел бригадный генерал Рашид бен Абдалла Аль Халифа, «Катар прекратил кампанию по предоставлению своего гражданства бахрейнцам», что, по его словам, свидетельствовало о «взаимном уважении законов братских стран, что служит общим интересам и укреплению взаимных связей между членами Совета сотрудничества».

Несколько месяцев тому назад появилась информация о том, что Катар выслал из страны некоторых видных деятелей  «Братьев-мусульман», пойдя навстречу требованиям своих партнеров по ССАГЗ.

Готовность Катара к компромиссам, по всей вероятности, можно объяснить его заинтересованностью в поддержке со стороны всех членов Совета сотрудничества для повышения своего регионального влияния и престижа на мировой арене – стратегическим целям своей внешнеполитической деятельности на современном этапе.

Урегулирование кризиса между государствами ССАГЗ произошло и под воздействием все ухудшающейся ситуации на Ближнем Востоке. Государства ССАГЗ участвуют в международной кампании по борьбе с «Исламским государством», которое угрожает не только региональной безопасности, но и национальной безопасности этих государств.

Государства, входящие в состав Совета сотрудничества, заинтересованы в сохранении  своего единства. Не случайно, что в принятом ими документе на совещании глав государств в Эр-Рияде, неоднократно подчеркивалась общность их судьбы.  Угрозы, исходящие со стороны радикальных исламистских организаций, грозят стабильности всех этих государств. В этой ситуации вполне объяснимо их стремление к консолидации и решению всех спорных вопросов.