- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Новая атака на ВТС России и Алжира

Военно-техническое сотрудничество (ВТС) между Россией и Алжиром в очередной раз попадало под удар. После имевших ранее место вбросов относительно «израильских» закладок в оборудовании поставляемых Алжиру Москвой боевых самолетов ее конкуренты в очередной раз пытаются вбить между ними клин.

Поводом для новой атаки стали катастрофы, произошедшие во время учений 13 октября и 11 ноября в области Хасси-Бахбах бомбардировщика Су-24 и истребителя-перехватчика МиГ-25П. Пилот МиГа успел катапультироваться, но оба пилота Су-24 погибли.

Действия алжирского руководства

В связи с этим алжирская сторона указывает, что ее не устраивает частота происходящих катастроф с ее авиационной техникой: в 2001 – 14 гг. произошло около 30 серьезных аварий, в том числе не менее 15 катастроф, большая часть которых приходилась на истребители МиГ-29 и МиГ-21. Причем четыре из них (с тремя самолетами и вертолетом) имели место в 2014 г.

Для расследований причин аварий алжирским Минобороны были созданы две специальные комиссии. Первую возглавляет офицер спецслужбы Главного управления безопасности армии (DCSA), в то время как другую – полковник представитель руководства летной школы Tafraoui.

По информации источников в алжирских оборонных структурах, речь идет об аудите всех самолетов и вертолетов, имеющихся на вооружении армии АНДР с особым уклоном на МиГ-25 и Су-24 и особым вниманием к техническим аспектам и в частности, к навигационному оборудованию.

До сих пор алжирская сторона не обнародовала первые результаты расследования. Впрочем, для Минобороны АНДР свойственно замалчивать подобные данные, что свидетельствует о косвенном признании своей вины.

Взаимодействие АНДР с российской стороной

В результате последней аварии с МиГ-25П военно-политическое руководство страны решило направить в Москву особую делегацию для расследования этих авиакатастроф. Цель данного визита – совместное выяснение между разработчиками, производителями, поставщиками и эксплуатантами причин участившихся авиакатастроф.

Представители алжирской комиссии находились в российской столице в течение второй ноябрьской декады. Там они обсудили с высшими должностными лицами Минобороны РФ и производителями «Сухой» и «Микоян» в лице Объединенной авиастроительной корпорации «регулярно возникающие в ходе учебно-тренировочных полетов «сухих» и МиГ-25 проблемы».

Как сообщают иностранные источники, ссылаясь на дипломатические источники в РФ, российские производители «отказались признавать ответственность за эти аварии», указав на то, что они произошли вследствие «изменений, осуществленных алжирскими военными инженерами».

Сами алжирские военные признают практику внесения ими «поправок», направленных на введение в заблуждение потенциального противника, знающего слабые и сильные стороны поставляемых Москвой боевых самолетов.

Однако они сомневаются в том, что такие изменения реально влияют на работу оборудования и пытаются оспаривать данные РФ о последствиях «вмешательства алжирских инженеров», одновременно указывая на российскую и советскую подготовку занимавшихся этим «техников».

Нападки на российские самолеты

Последние аварии вызвали всплеск нападок в Алжире как на российские самолеты, так и вообще на ВТС двух стран. Судя по сообщениям на форумах и в социальных сетях, среди алжирцев становится все более популярной идея «освобождения» от оружия из России в пользу большей диверсификации с другими странами.

Причем речь уже идет не только об использовании привычного тезиса, согласно которому, нет необходимости ставить себя в зависимость от страны, которая в 1991 г. «предала своих былых союзников, включая Алжир».

Некоторые источники снова поднимают вопрос о качестве оружия, апеллируя к результатам арабо-израильских войн, в которых «счет говорит в пользу западного оружия». При этом «русофобы» абсолютно не учитывают профессиональные и национальные моменты пилотов той и другой стороны.

Разумеется, в этой связи противники сохранения ВТС с Россией не могут не вспомнить и недавний громкий скандал с поставкой Алжиру контрафактных истребителей МиГ-29 и запчастей к ним.

В такой обстановке активизировавшиеся сторонники «избавления от российской боевой техники» приписывают к инцидентам с ней даже февральское крушение 2014 года в Ум-эль-Буахи американского транспортного самолета «Геркулес С130», в результате чего погибли, по разным данным, от 76 до 100 алжирских военнослужащих и членов их семей.

О возможном французском следе нападок на российские самолеты

Очень показательно, что на форумах и в социальных сетях в Алжире отмечается повышенная активность «франкофилов», явных профранцузских лоббистов, выступающих за переориентацию в ВТС с Москвы на Париж.

Смысл таких вбросов следующий: «лучше закупать меньшее количество более качественных самолетов у Франции, чем российского хлама». По мнению сторонников ориентации на Париж, Россия, «сохраняющая свое преимущество в производстве икры, алкоголя и красивых блондинок», за постсоветское время утратила лидерство на оружейном рынке.

В подтверждение своих слов они указывают факты закупки Москвой французской военной продукции, указывая на то, что сохранением ВТС с Кремлем алжирская сторона лишь спасает российскую «оборонку» от банкротства.

Кто виноват или почему алжирские военные за ВТС с Россией

Сторонникам «оружейной диверсификации» умело возражают их оппоненты, приводящие статистику аварий и катастроф, происходящих практически со всеми современными моделями авиационной техники, в том числе стоящими на вооружении Израиля, европейских стран и США.

Они же предлагают доказать своим оппонентам на практике, что более дорогостоящая европейская и американская техника является более безопасной в эксплуатации

Ситуацию для Москвы упрощает тот факт, что среди алжирских военных пока нет единой позиции относительно того, как себя вести с ней дальше. Они вынуждены прислушиваться к собственным летчикам боевой авиации, которые в основном свидетельствуют о высоком качестве услуг по ВТС, предоставляемых Россией. По их данным, сейчас российские представители выполняют весь комплекс проверок и испытаний при сдаче соответствующей продукции Алжиру.

При этом у алжирских «русофилов» имеется своя версия произошедшего: возможный «саботаж» по заказу сторонников переориентации Алжира в ВТС на Запад. Этому, по их мнению, способствует тот факт, что значительная часть авиатехники, называемой «российской», в действительности была закуплена в Белоруссии и на Украине.

Причем, по признанию «русофилов», при реализации украинской сделки отмечалась попытка «третьей страны испортить поставляемое оборудование». Они намекают на «особую» роль в этом ряда противников Алжира, включая Израиль.

По информации источников в алжирском оборонном ведомстве, прежде основная часть аварий приходилась на технические неисправности, обусловленные несоблюдением рекомендаций производителя и человеческий фактор (в том числе из-за недостаточной профессиональной подготовки пилотов). Это было особенно актуально в плане их неготовности к действиям в критических ситуациях.

Примечательно, что большинство летчиков алжирской боевой авиации, являющихся «русофилами», указывают на следующее важное обстоятельство: практически все произошедшие аварии и катастрофы произошли с самолетами не российского, а советского производства. По их данным, до сих пор не было ни одного серьезного происшествия с поставленными несколькими годами ранее истребителями Су-30 МКА.

Высокая аварийность самолетов «выпуска СССР» обусловлена не только «временным фактором» (возраст значительной части самолетного парка страны перевалила за 30 лет), но и отсутствием должного технического обслуживания.

В то же время в пользу версии российской стороны высказываются и сами пилоты алжирских ВВС. В частности, они свидетельствуют, что до сих пор в этом вопросе не было скрупулезного следования рекомендациям производителя. Так, обслуживание зачастую осуществлялось не российскими, а украинскими и даже азербайджанскими специалистами.

Еще один момент, обусловивший повышенную аварийность алжирской боевой авиации – поставки контрафактных или уже отработавших свой срок запчастей не из России, а из других государств вроде Индии.

Как отразятся последние катастрофы на ВТС между Россией и Алжиром

Пока алжирские военные жестко реагируют на попытки лоббирования образцов западной авиации. Они предупреждают о том, что в случае перехода на западные вооружения существует риск превращения Алжира в «подобие Кувейта» и других аравийских монархий, которые, закупая оборонную продукцию стран НАТО, были вынуждены корректировать в соответствии с ними свою внешнюю политику, тогда как Россия подобных условий перед АНДР не ставит.

Учитывая всё вышеизложенное, с высокой долей вероятности можно указать на благоприятный для России вариант развития событий. Учитывая возраст потерпевшей крушение авиационной техники, а также ее некачественное обслуживание, сознательное использование контрафактных запчастей и собственные, несанкционированные попытки ее модернизации алжирской стороной, у представителей АНДР нет серьезных доводов в пользу традиционной для арабских государств версии «о плохом российском оружии».

Не случайно, что сами алжирские военные скептически оценивают перспективы дальнейшего разбирательства и признают, что их правоту в данном случае доказать в суде будет тяжело.

Однако часть алжирских военных и политиков в связи с произошедшим настаивает на внесении в тексты контрактов статей, по которым поставщик военной техники обязуется гарантировать ее безопасную эксплуатацию в течение не менее пяти лет. В противном случае он должен будет компенсировать стоимость разбитых или пострадавших машин.

Они же требуют усилить профессиональную подготовку пилотов и обратить повышенное внимание на различные аспекты использования самой боевой техники. Пока, видимо, этим и ограничатся последствия недавних аварий, хотя противники ВТС с Россией постепенно усиливают свои позиции.