- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Американо-саудовские отношения: испытание на прочность

В последние месяцы на фоне активизации борьбы с международным терроризмом и обострения ситуации вокруг Ирака много говорится о серьезных осложнениях в отношениях между Соединенными Штатами и Королевством Саудовская Аравия (КСА).

В США не прекращаются обвинения в адрес КСА в оказании содействия исламским экстремистам, а в американских СМИ появляется все больше материалов о том, что некоторые исламские террористические организации, в т. ч. «Аль-Каида», финансировались из фондов, связанных с саудовской королевской семьей. Однако особое неприятие у американцев вызывает то обстоятельство, что 15 из 19 лиц, причастных к терактам в США 11 сентября 2001г. являются саудовскими подданными или проживали в королевстве.

В американских политических кругах многие полагают, что США не смогут подорвать финансовую базу международного терроризма, если по-прежнему будут уклоняться от конфронтации с Саудовской Аравией. К такому выводу, в частности, пришла специальная группа аналитиков нью-йоркского Совета по международным отношениям, изучавшая стратегию борьбы с терроризмом в финансовой сфере. По их мнению, на протяжении многих лет благотворительные фонды и частные лица из КСА являются важнейшим источником пополнения средств «Аль-Каиды», причем официальные саудовские лица предпочитают не замечать этого. В качестве рекомендации, высказывается пожелание усилить американское давление на Эр-Рияд, используя в максимальной степени политические и финансовые средства, не прибегая, однако, к силовым методам.

Вместе с тем, в США имеются и сторонники более жесткого давления на КСА. В частности, по заявлению ряда экспертов, в Вашингтоне уже имеется план действий на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств в саудовском королевстве. В первую очередь, на случай прихода к власти в стране радикальных антиамериканских сил. В докладе, подготовленном аналитиками «Рэнд корпорейшн» для Пентагона, утверждается, что Саудовская Аравия является не союзником, а противником Соединенных Штатов, а в качестве «экстренного варианта» должен быть предусмотрен ввод на территорию КСА американских войск. При этом, прежде всего, речь идет об оккупации нефтедобывающего района Эль-Хаса на побережье Персидского залива. Не исключается при этом и провоцирование конфликта компактно проживающих там шиитов с центральным правительством.

На этом фоне жесткий силовой подход администрации Дж. Буша, которая сразу же указала на мусульманский след в событиях 11 сентября, показал Эр-Рияду, что любой неугодный Вашингтону шаг может обернуться для самих саудовцев непредсказуемыми последствиями, среди которых введение экономических санкций было бы не самым худшим вариантом.

В дополнение к сказанному отметим, что у США имеется давний список традиционных обвинений в саудовский адрес. К ним относятся: нарушения прав человека, отсутствие демократических свобод, коррупция на всех уровнях власти, неравноправное положение женщин в обществе, нетерпимость к другим религиям, проведение публичных казней и т. п.

В последние месяцы происходит процесс свертывания американо-саудовских связей, сократилось число деловых и туристических поездок, отложены многие деловые проекты, за первое полугодие 2002 г. американский экспорт в КСА сократился примерно на треть. А ведь именно Саудовская Аравия является основным торговым партнером США в зоне Персидского залива, а 15% нефтяного американского импорта приходится на КСА. В королевстве работают более 700 американских фирм, в которых занято около 50 тыс. служащих.

Соединенные Штаты ужесточают визовые требования для саудовцев. В ответ на это Эр-Рияд принимает аналогичные меры в отношении американских граждан.

Со своей стороны, Саудовская Аравия всячески подчеркивает независимость и самостоятельность внешнеполитического курса страны. КСА обвиняет Вашингтон в двойных стандартах во внешней политике, в частности, по вопросам распространения оружия массового поражения (Ираку и другим арабам нельзя, а Израилю разрешено его иметь). В Эр-Рияде негативно оценивают политику США в вопросе урегулирования палестино-израильского конфликта, обвиняют Вашингтон в произраильской ориентации. Саудовцы демонстративно оказывают помощь семьям палестинских террористов-смертников, совершающих свои акции против Израиля.

Еще с 1980-х годов Саудовская Аравия является самым крупным иностранным вкладчиком в США, Саудовцы инвестировали средства в банки, правительственные ценные бумаги, в экономику, недвижимую собственность. По различным оценкам, стоимость саудовских вложений в США составляет от 400 до 600 млрд дол., включая средства королевской семьи. Однако в последнее время подданные королевства приступили к выводу своих капиталов из США, опасаясь, что их авуары могут быть блокированы, а также заявляя о резком ухудшении для них инвестиционного климата в Америке. Ряд наблюдателей при этом указывают, что это явление выражает также давно копившуюся неприязнь саудовцев к США.

По данным британской газеты «Файненшил таймс» в августе 2002 г. саудовцы продали свои активы в Соединенных Штатах на сумму 250 млрд дол. В то же время саудовский правительственный источник заявил, что указанная цифра слишком преувеличена. Министр обороны и авиации КСА принц Султан высказался о возможности поиска его страной новых партнеров в деле военно-технического сотрудничества. Отмечается рост импорта из Франции и Японии.

В последнее время саудовские СМИ, как правило отражающие официальные взгляды, призвали правительство пересмотреть отношения с США и подчеркивали, что Вашингтон не должен быть единственным стратегическим союзником Соединенных Штатов. Саудовцы стремятся дать понять американцам, что их страна не является сателлитом, полностью зависящим от американской военной помощи.

Эр-Рияд и Вашингтон имеют различия в подходах к решению иракской проблемы. КСА негативно относится к предполагаемой американской военной операции против Ирака и пока саудовское правительство не заявило о своей готовности предоставить США военные базы на территории королевства в интересах подготовки и проведения силовой акции против режима С. Хусейна. В то же время саудовцы настоятельно рекомендовали Багдаду принять требования резолюции 1441 СБ ООН от 8 ноября 2002 г.

В целом достаточно сдержанная позиция саудовского руководства по отношению к возможной американской военной акции против Ирака не в последнюю очередь объясняется опасением правящего королевского режима того, что она может вызвать резкую активность антиправительственной деятельности радикальной исламистской оппозиции, и даже в определенной степени дестабилизировать ситуацию в стране.

Насколько же серьезны нынешние осложнения в американо-саудовских отношениях? Чем они вызваны и насколько глубоко они могут зайти?

Чтобы попытаться ответить на эти вопросы, рассмотрим на какой основе базировались и строились американо-саудовские отношения в последние годы.

Саудовская Аравия относится к тем государствам Ближнего Востока, которые в значительной степени определяют региональную ситуацию. Королевство, обладая громадными нефтяными ресурсами (примерно четверть мировых запасов), а также являясь крупнейшей по площади и численности населения страной Аравийского полуострова, открыто претендует на роль “центра силы” в регионе. В то же время, имея протяженные сухопутные и морские границы, КСА в силу, недостаточного уровня развития экономического и научно-технического потенциалов, а также ограниченных людских ресурсов не может создать вооруженные силы, способные их надежно защитить.

Во всех перечисленных сферах Саудовская Аравия уступает Ираку и Ирану, с которыми соперничает за лидерство в зоне Персидского залива. Сохраняется потенциальная угроза возникновения конфликта с Йеменом, который считается соперником в деле сохранения саудовской гегемонии на Аравийском полуострове. Королевство занимает центральное место в ССАГПЗ, однако в отношениях Эр-Рияда с рядом государств этой организации имеются проблемы политического и территориально-пограничного характера.

Правящая династия Саудидов, учитывая слабые стороны своего режима и невозможность их скорого преодоления, традиционно считали прозападную, проамериканскую, ориентацию залогом сохранения своего режима, гарантией против развития радикальных тенденций в стране и регионе. Одновременно отметим, что правительство постоянно вынуждено лавировать между развитием отношений с США и Западом и усиливающимися антизападными настроениями внутри общества, нажимом со стороны радикальных исламистов, использующих любой повод для противостояния с властями.

Основным уроком, вынесенным руководством КСА из событий 1990-1991 гг., связанных с иракской агрессией против Кувейта, стало то, что королевство не может в полной мере обеспечить свою внешнюю безопасность ни самостоятельно, ни с помощью союзников по ССАГПЗ, чей суммарный военный потенциал меньше саудовского, не говоря уже об иранском и даже иракском после разгрома Багдада в войне. В итоге в Эр-Рияде пришли к выводу о необходимости более тесного и масштабного военно-политического сотрудничества с США и их союзниками по НАТО, прежде всего Великобританией и Францией.

В свою очередь, в Вашингтоне еще задолго до кувейтского кризиса на основании анализа ситуации в зоне Персидского залива пришли к заключению о ключевой роли Саудовской Аравии для американской политики в регионе. Поэтому США отводят королевству особое место в деле укрепления своих политических, экономических и военных позиций на Ближнем и Среднем Востоке.

Для США важное значение имеет ведущая роль КСА в ОПЕК, политическое влияние Эр-Рияда в арабском и исламском мире, его огромные финансовые возможности, стабильность режима. Вашингтон всячески пытался использовать это в продвижении целей собственной внешней политики. Близкие связи с Саудовской Аравией остаются необходимой частью усилий Соединенных Штатов по обеспечению безопасности в регионе, где находятся две трети мировых запасов нефти и треть — природного газа, что имеет решающее значение для американской и мировой экономики.

Таким образом, в основе саудовско-американских отношений лежит широкий комплекс взаимных интересов, стороны нуждаются друг в друге и данное положение, по всей видимости, сохранится еще в течение длительного периода.

Для саудовцев связи с США, как уже говорилось, являются необходимым элементом обороны страны, укрепления ее военного потенциала, повышения боеспособности и боевой мощи национальных вооруженных сил. В то же время Эр-Рияд, стремясь подчеркнуть независимость своего внешнеполитического курса, не пошел на формальное подписание соглашения о военном сотрудничестве с США.

По данным иностранной печати, на протяжении 90-х годов продолжались масштабные поставки оружия и военной техники из США. Так, в период 1991-1997 гг. стоимость саудовских военных заказов в Соединенных Штатах достигла суммы в 24,835 млрд дол., а поставок военного назначения — 8,818 млрд дол. В 1999 г. была завершена поставка 72 истребителей F-15S (саудовский вариант истребителя F-15Е).

В 1999 г. стороны договорились о новых поставках вооружений, в частности ракет класса “воздух-воздух” средней дальности AIM-120 AMRAAM. В 2000 г. достигнута договоренность о получении военной помощи от США на сумму 2,7 млрд дол. Средства будут израсходованы на оказание технического содействия в деле обслуживания истребителей F-15, на приобретение легких бронированных автомобилей LHV в Канаде, 1827 ПТУР ТОУ и комплектов тактической системы связи для саудовской Национальной гвардии. В то же время в рамках кампании по экономии финансовых средств в начале 2001 г. стоимость военных контрактов с США уменьшена с 1,5 млрд дол. до 755 млн дол.

В целом до 85% оружия и военной техники саудовских ВС — американского производства. США оказывают значительное содействие в подготовке национальных военных кадров. Огромна роль американских специалистов в обслуживании поставляемой техники, особенно для ВВС и РЭБ. Важное значение имеют регулярные встречи высших военных руководителей двух стран.

С американской помощью, при участии Инженерного корпуса армии США в КСА построено или модернизировано до 100 крупных военных объектов, включая военно-воздушные и военно-морские базы, военные городки. Проводятся мероприятия по унификации систем управления, связи и разведки ВС двух государств.

Со своей стороны, саудовцы предоставляют ВС США возможности использования военной и гражданской инфраструктуры королевства, складировать запчасти и электронные средства. Соединенные Штаты располагают на саудовской территории крупным военным контингентом. По данным на начало 2002 г., он насчитывает 5110 человек, в т. ч. 790 человек из состава сухопутных войск (персонал ЗРК “Патриот” и подразделения связи), который меняется каждые шесть месяцев. В подразделениях ВВС насчитывается 4050 человек, которые также периодически заменяются. На их вооружении имеется 70-80 самолетов (F-16, F-15, F-117, КС-135, U-2, Е-3 АВАКС, С-130). Личный состав ВМС насчитывает 20 человек, а морской пехоты — 250 человек. В июле 1992 г. Саудовская Аравия дала согласие на использование военно-воздушной базы в Дахране для проведения операций по контролю южной “неполетной” зоны в Ираке.

В то же время военные связи с США развивались не всегда безоблачно. После того, как американский конгресс ввел ограничения на экспорт в КСА некоторых видов военной техники, которые, по его мнению, могли представлять потенциальную угрозу Израилю, Эр-Рияд решительнее пошел на расширение военно-технического сотрудничества с Великобританией, Францией и рядом других государств.

В настоящее время и на обозримую перспективу вооруженные силы Саудовской Аравии, несмотря на значительные усилия, предпринимаемые руководством страны по их укреплению, будут не в состоянии самостоятельно обеспечивать защиту территориальной целостности и суверенитета государства от возможных посягательств со стороны сильных противников. Саудовская армия все еще не в состоянии «переварить» те оружие и военную технику, которые были закуплены и продолжают поступать в страну, а также эффективно использовать созданную в королевстве военную инфраструктуру. Не получила достаточного развития национальная военная промышленность. В вооруженных силах недостает хорошо подготовленных кадров сержантского и технического состава, большие сложности имеются в деле освоения, эксплуатации и ремонта современной военной техники. Так, ремонтом и техническим обслуживанием оружия и военной техники занимаются до 14 тыс. иностранных технических специалистов. Все это обусловливает долгосрочную зависимость королевства от иностранной военной помощи, прежде всего со стороны США и других стран Запада.

Саудовская Аравия официально осуждает международный терроризм в любых его проявлениях. Правящая династия опасается угрозы для трона со стороны радикальных исламистов, хотя в свое время оказывали некоторым из их организаций различного рода помощь. Не исключено, что отдельные лица из королевской семьи продолжают по различным соображениям делать это и сейчас.

В 1999 г. власти королевства лишили саудовского гражданства известного террориста Усама бен Ладена. Осенью 2001 г. Саудовская Аравия осудила террористические акты в США и разорвала после этого дипломатические отношения с режимом талибов в Афганистане. Хотя и с оговорками, руководство КСА поддержало действия США в Афганистане, однако при этом большинство населения страны не одобряет проведение антитеррористической операции и иностранное вмешательство во внутренние дела Афганистана.

Власти королевства предприняли также шаги по укреплению внутренней безопасности и несколько активизировали борьбу с терроризмом. Приняты меры по усилению контроля за финансовыми потоками и деятельностью различных фондов. В частности, саудовская разведка осуществляет мониторинг, по крайней мере, 150 банковских счетов. Проведены аресты подозреваемых в сотрудничестве с бен Ладеном. Улучшилось сотрудничество саудовских и американских спецслужб по вопросам борьбы с терроризмом.

В то же время действия властей по-прежнему характеризуются заметной осторожностью. Ведь правящая династия вынуждена считаться с «улицей» и в целом ряде случаев делать шаги, вызывающие растущее раздражение, а порой и негодование Вашингтона. Так, в частности, в Эр-Рияде вряд ли откажутся от «благотворительной» поддержки палестинцев и, соответственно, вряд ли согласятся на американский антитеррористический контроль над своими благотворительными фондами.

В целом можно с большой долей уверенности предположить, что до урегулирования ситуации вокруг Ирака как США, так и Саудовская Аравия будут стремиться не предпринимать резких шагов, которые могли бы привести к дальнейшему осложнению двусторонних отношений. Саудовское лобби активно действует в направлении ослабления антисаудовской кампании в США. В то же время в случае же смещения С. Хусейна и прихода к власти в Ираке проамериканских политических сил не исключено усиления давления Вашингтона на Эр-Рияд с целью сделать саудовское руководство более восприимчивым к политическим, экономическим и военно-стратегическим интересам США в регионе Персидского залива и на Ближнем Востоке.