- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

«Арабская смута». Россия и Запад

Вот уже четыре года Ближний Восток и Магриб потрясают внутренние и внешние события, связанные с восстаниями местного населения, сменой власти, ростом исламизма, а также внешним вмешательством в его дела. Российские и западные ученые, оценивая эти события, приходили к различным выводам. Аналитики России делали главный упор на подъеме радикальной мусульманской религии, а исследователи, представляющие Соединенные Штаты и Западную Европу, заявляли, что рост демократии  позволит решит все проблемы, стоящие перед обществом. Практически же Москва и западные столицы следовали в отношении некоторых столиц, в общем, совпадающему курсу, а в отношении других – курсы, в целом, расходились.

Россия фактически присоединилась к Западу по Ливии, проголосовав за резолюцию Совета Безопасности ООН 1970 и воздержавшись при голосовании резолюции 1973. В результате против ВНСЛАД были введены санкции, лишив не только РФ, но и соседние страны Африки возможности помогать Триполи. Президент РФ Д.А.Медведев заявил, что лидер ливийской революции Муаммар Каддафи должен уйти[1] [1]. В результате «джамахирийский раунд» для Москвы закончился неудачно. Мы потеряли в военно-техническом сотрудничестве 4 млрд долл. и не поставили  страну 20 боевых самолетов, 10 вертолетов Ка-52 «Аллигатор»,  два дивизиона зенитных ракетных комплексов «Фаворит», 40 ЗРК «Панцирь-С1» и несколько десятков танков, а также не  модернизовали 140 танков[2] [2]. «Российские железные дороги» потеряли 4,5 млрд евро, а «Технопромэкспорт» — работу над проектом, стоимостью в 600 млн долл.[3] [3].

В отношении Туниса линия России практически совпала с линией западных держав, и Москва безучастно отнеслась к уходу президента Зин аль-Абидин бен Али. Как заявил Д.А.Медведев, оценивая в этой связи ситуацию, правительства не должны оставаться в стороне, но они должны развиваться со своим обществом[4] [4].

         Равным образом, курс России совпал с курсом Запада в связи с событиями в Йемене. Москва, так же как и западные столицы настаивала на примирении двух враждующих сторон. В конце февраля 2012 г. Министерство иностранных дел РФ призвало йеменцев к решению проблем путем отказа президента Али Салеха от власти и ее передачи  своему вице-президенту Абд Раббо аль-Хади[5] [5]. В России спокойно отреагировали на бомбежку этой страны американскими беспилотниками.

         Что касается событий на Бахрейне, то РФ слабо протестовала против подавления там демонстраций. В конце марта 2012 г. МИД сделал заявление, что происходящие в этой стране протесты являются ее внутренним делом и должны быть решены диалогом[6] [6]. Тем временем в январе 2012 г. первый заместитель председателя правительства В. Зубков посетил Манаму и провел переговоры о возможности прямого воздушного сообщения, а также о развитии политического и культурного сотрудничества[7] [7].

Что же касается Египта, то линия России здесь строится, входя в противоречие с позицией на этот счет Запада. Если США посчитали происходившее там незаконной  сменой власти и прекратили поставку Каиру истребителей, а также – временно – возвращение в Каир вертолетов «Апач» и оказание военной помощи, то Москва воспользовалась этим, чтобы продвинуть свои связи с Египтом. В ноябре 2013 г. в Каире побывали министры иностранных дел РФ С.В.Лавров и обороны С.К.Шойгу, а в России в феврале 2014 г. — министры иностранных дел АРЕ Набиль Фахми и обороны Абд аль-Фаттах ас-Сиси. Недавно президент А.Ф.ас-Сиси вновь посетил Россию.

В отношении Ирака позиция России совпадает с позицией США, Западной Европы и заливных стран. В Москве очень обеспокоены успехом, одержанным «Исламским государством» в этой стране и продолжают оказывать ей военное содействие.

Что касается Сирии, то на этот счет имеются серьезные разногласия между Россией и западными странами и аравийскими монархиями, а также  Израилем. Естественно, что Москва поддерживает Дамаск оружием и, в целом, не протестуют против бомбежек США и странами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива позиций «салафитов» в САР, хотя она и подчеркивает, что налеты должны осуществляться с разрешения СБ ООН. Москва не раз заявляла, что Сирия должна решить стоящие перед нею проблемы путем национального диалога и предлагает, чтобы следующая встреча правительственных сил и оппозиции состоялась в РФ. Одновременно 9 декабря 2014 г. официальный представитель МИД А.Лукашевич сделал заявление, что в Москве глубоко обеспокоены налетами израильской авиации на САР.

Позиция Москвы в отношении Дамаска объясняется не только тем, что Сирия является наиболее близким среди арабских стран союзником России и поддерживает с нею продвинутые отношения в экономической и военной областях, но и тем, что вмешательство американской армии в Афганистане, Ираке и Ливии привело там к росту влияния «салафитов». Более того, на вмешательство Запада накладывается вмешательство Катара и Саудовской Аравии, поддерживающих оппозицию. В результате возникает опасность того, что в Дамаске могут прийти к власти фундаменталисты, и это отрицательно скажется на положении не только в арабском мире и на Среднем Востоке, но и на Северном Кавказе и в Поволжье.

Позиция  США кажется на первый взгляд не совсем логичной. Американская интервенция в Ираке и Ливии привела к развалу этих стран. В настоящее время ту же позицию Вашингтон занимает относительно Сирии. Соединенные Штаты пытались развалить Египет, но в данный момент у них этого не получилось. Складывается впечатление, что американцы стремятся создать хаос в странах Леванта с тем, чтобы воспрепятствовать Китаю, Европейскому союзу и России наращивать сотрудничество с этими государствами. Но развал указанных стран одновременно ведет к усилению «салафитов». Это, естественно, не устраивает Вашингтон, и поэтому он организует западные страны и заливные государства на борьбу с этим явлением. В отношении же стран ССАГПЗ проводится совершенно другая линия. США приветствуют подавление войсками Бахрейна, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов выступлений бахрейнских шиитов. Одновременно они оказывают значительную военную помощь этим государствам, а также следят за тем, чтобы Тегеран не стал  наращивать свое влияние в столицах заливных государств.

Среди западноевропейских государств наибольшую активность проявляет Франция. Именно французы пришли первыми на поддержку восстания в Киренаике, прислушавшись к призыву руководителей мятежа.

Израиль следит за происходящим, но наносит удары только по Голанским высотам в случае нарушения сирийцами договоренности о прекращении огня, а также препятствуя поставкам сирийского вооружения ливанской «Хизбалле».

Х          Х          Х

В этой ситуации перед Россией стоят не простые задачи.

Прежде всего, РФ как постоянный член СБ ООН отвечает за поддержание безопасности в этом районе мира. Мы должны участвовать в «квартете» и других создаваемых для решения проблем Ближнего Востока и Магриба группировках.

В региональном же плане Россия стремиться поддерживать нормальные политические, торгово-экономические, военно-технические и научно-культурные отношения с арабскими странами. Когда это возможно, необходимо сотрудничать с Западом, в том числе и в вопросах помощи Багдаду в борьбе с «салафитами». Но в то же время нельзя идти на уступки в областях, затрагивающих наши интересы, например, в вопросе о Сирии.

Для РФ сотрудничество с арабскими странами приобретает важное значение не только потому, что отстранение нас от решения первоочередных задач будет означать их урегулирование без учета интересов нашей страны. Не менее важно иметь в виду другое — размывание отношений России с Западом толкает нас к восточным странам, в том числе и к  государствам Ближнего Востока и Северной Африки.

 

1.The Washington Post, 28.05.2011

2. www.moskvam.ru/publications/publication_828.html [8]

3. ciberleninka.ru/article/n/rossiysko-arabskie-torgovo-economicheskie-otnosheniya

4. http://eng.kremlin.ru/news/1684

5. www.mei.edu/content/russia-and-arab-spring [9]

6. Ibidem.

7. Ibidem.