- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турция: борьба властей с «параллельным обществом» вступила в новую фазу

14 декабря с.г. полиция Турции провела рейды в редакциях газеты Zaman и телеканала Samanyolu TV, контролируемых движением «Хизмет» Ф.Гюлена. В ходе операции были задержаны порядка 30 человек, среди них главный редактор Zaman Экрем Думанлы, руководитель телеканала Samanyolu TV Хидайет Караджа и ряд других журналистов. Задержанным предъявлены обвинения в «планировании государственного переворота». Следует отметить, что о планируемых полицейских рейдах было известно заблаговременно. 11 декабря в Twitter некий пользователь под именем Фуат Авни предупредил о готовящихся рейдах на редакции выше перечисленных СМИ.

Тут сразу хотелось бы сделать лирическое отступление… Не может оставить равнодушным освещение прошедших рейдов в Турции российскими СМИ. И тут не так уж поражает отсутствие какого-либо сочувствия по отношению к турецким коллегам, на которых власти «вешают» такие серьезные обвинения, а поражает больше всего раскрученная в отечественных СМИ причинно-следственная связь между визитом президента РФ В.В.Путина в Турцию в начале декабря и прошедшими арестами турецких журналистов. А именно ряд отечественных журналистов и экспертов пишут о том, что, во-первых, полиция Турции предотвратила в стране государственный переворот, и что, во-вторых, за зачинщиками переворота стояли некие «западные силы». И наконец-таки, в-третьих, «западные силы» готовили переворот в Турции в отместку президенту Р.Т.Эрдогану за то, что он не поддержал санкции против России, да и еще, ни с кем не посоветовавшись, договорился с Путиным о строительстве газопровода. Правда, из этой «версии» происходящего выброшен Ф.Гюлен со своими сторонниками, не говоря уже про фигуру бывшего имама Мехмета Догана. И еще следует сказать, что отношения Эрдогана с Западом испортились отнюдь не из-за России и даже не из-за позиции Эрдогана по протестному движению за сохранения Парка Гези лета 2013 года. Заметное ухудшение прослеживается с 2012 года, когда Эрдоган начал диктовать свои условия ЕС. В то время шума наделало его заявление о том, что Европа может потерять Турцию, если Турции не будет гарантировано полноправное членство в ЕС до 2023 года. В том же 2012 году Эрдоган заговорил про возможное возвращение смертной казни, отмененной в 2004 году для соответствия Турции Копенгагенским критериям. Такое отношение Анкары к Брюсселю можно объяснить тем, что, во-первых, победа ПСР на выборах 2011 года придала Эрдогану уверенности как политической фигуре и что, во-вторых, события на Ближнем Востоке – «арабская весна» — открыли окно возможностей для Турции стать моделью развития для новых арабских «демократий» в Тунисе, Египте и Ливии. Турция в то время посчитала, что быть примером для подражания в регионе сулит ей больше выгоды, чем односторонняя ориентация на вечно недовольный Анкарой Брюссель.

Теперь вернемся к теме… Прошедшие 14 декабря рейды связаны с сугубо внутриполитической ситуацией в стране. Напомним, что год назад в Турции разгорелся крупнейший за всю историю страны коррупционный скандал, в котором оказалось замешано ближайшее окружения Р.Т.Эрдогана, в то время занимающего пост премьер-министра. В результате четыре министра — министр внутренних дел Муаммер Гюлер, министр по вопросам евроинтеграции Эгемен Багыш, министр экономики Зафер Чаглаян и министр окружающей среды и градостроительства Эрдоган Байрактар — были вынуждены подать в отставку. Обвинения в коррупции и взяточничестве также были выдвинуты против сына самого Эрдогана Билаля. Нынешний президент Р.Т.Эрдоган и его соратники вину за организацию антикоррупционной операции возложили на влиятельного турецкого богослова Ф.Гюлена и его людей, так называемых «гюленовцев», которые успешно интегрированы в различные сферы турецкого общества: от полиции и судопроизводства до бизнеса и сферы масс-медиа. Надо сказать, что понять, кто принадлежит к движению Гюлена почти невозможно — отличительных знаков у «гюленовцев» нет и точное их количество в Турции и за границей среди турецкой диаспоры не известно.

Проживающий уже много лет в добровольной ссылке в США Ф.Гюлен отрицает обвинения турецких властей в том, что его сторонники были замешаны в прошлогоднем коррупционном скандале, о чем богослов неоднократно заявлял. Тем не менее турецкое руководство продолжает «демонизировать» Гюлена, а президент Эрдоган не упускает каждого удобного случая, чтобы напомнить о расправе с «параллельным обществом», так он называет сторонников Гюлена, интегрированных в общественно-политическую систему страны. За день до рейдов на прогюленовские СМИ президент Турции заявил, что «Антикоррупционная операция (операция «Большая взятка» 17 декабря 2013 года – авт.) не была просто операцией по предотвращению коррупции. Это была попытка государственного переворота». «Они (сторонники Гюлена – авт.) даже подготовили список членов правительства, которых собирались арестовать после нас. У нас есть тому доказательства», — отметил Р.Т.Эрдоган. Турецкие эксперты даже сходятся во мнении, что назначение Эрдоганом А.Давутоглу своим преемником на посту лидера Партии справедливости и развития (ПСР) было связано с его решительностью продолжить дело борьбы с «параллельным обществом».

Комментируя прошедшие рейды на СМИ, премьер-министр А.Давутоглу заявил: «Оппозиция никак не реагировала ни на перевороты в прошлом, ни на деятельность движений, поддерживающих Гюлена. Но пока наша партия остаётся в этой стране, никому не будет позволено сеять распри, никто не посмеет это делать и никто не получит достаточной для этого власти».

Турецкая служба BBC, ссылаясь на сайт herkul.org, приводит комментарий самого Ф.Гюлена касательно рейдов полиции. Лаконичный в своих высказываниях богослов, обращаясь к некогда своему близкому соратнику Эрдогану, который называл богослова никак иначе, как «ходжа» (с тур. «учитель», «наставник» — очень уважительное обращение к страшим), сравнил президента с фараоном и сказал, что «участь фараона известна».

Стоит отметить, что репрессии в отношении «гюленовцев» начались еще в начале года — сотни прогюленовских сотрудников полиции, прокуроров и судей были уволены. Однако нынешняя операция носит куда более масштабный характер да и затрагивает известных журналистов, работающих в ведущих СМИ страны. Турецкие журналисты в большинстве своем поддержали своих коллег. Глава Ассоциации журналистов и писателей Турции Мустафа Йешил так прокомментировал работу журналистов Zaman: «Их публикации отражали точку зрения миллионов людей. Автократический режим, контролируемый одним человеком, пытается положить этому конец, но люди не допустят». Журналист либерально-демократической газеты Hurriyet Юсуф Канлы считает, что «сейчас самое время требовать свободы, а то завтра будет поздно». Его коллега Мурат Йеткин полагает, что «операция 14 декабря только усложнит турецкую политику». Известная своей жесткой критикой в адрес ПСР и лично Эрдогана журналистка Нурай Мерт считает, что «с избранием Эрдогана президентом страна живет в неведении».

Поддержали своих коллег не только журналисты из либерального лагеря. Абдулкадир Селви, журналист проэрдогановской газеты Yeni Şafak, осуждает рейды на СМИ. Он пишет: «То, что сделано неправильно. Журналисты не виноваты. Они не замешаны ни в насилии, ни в каких-либо преступлениях, ни в фальсификации доказательств чего-либо». Заявление, которое в турецких реалиях, может стоить ему журналистской карьеры.

Ряд турецких СМИ приводит информацию о том, что за прошедшими рейдами скрывается куда более глубокий конфликт внутри не просто исламистского движения Турции, к которому относятся и Эрдоган, выходец из эрбакановской «Милли Герюш», и Гюлен, последователь нурсизма — учения Саида Нурси, а конфликт в рядах последователей нурсизма – «джемаата». Отмечается, что арестованным «гюленовцам» были ко всему прочему предъявлены обвинения в участии в операции против религиозной группировки «тахшиеджилер» (от тур. tahşiyeciler), которые являются также последователями нурсизма, но расходятся с учением Гюлена по вопросам трактовки оригиналов учения Саида Нурси. Прогюленовский телеканал Samanyolu TV обвиняет своих «идейных конкурентов» в связях с талибами и «Аль-Каидой». Рупор турецких кемалистов газета Sözcü говорит о том, что еще в 2009 году Гюлен, тогда еще уважаемый и любимый «ходжа» в глазах Эрдогана, начал жестко критиковать имама Мехмета Догана, лидера  «тахшиеджилер». В 2010 году против Мехмета Догана были сфабрикованы обвинения в связях с «Аль-Каидой» и планировании террористических актов в Турции. Вскоре он был арестован, а через 17 месяцев тюремного заключения отпущен на свободу за отсутствием необходимых доказательств.

Сейчас, когда враги властей поменялись, Мехмет Доган выступает в роли жертвы «бесчинств коварного Гюлена». Политолог и ведущий общественно-политической программы на CNN Turk Ахмет Хакан полагает, что сваливать всю вину на одного Гюлена нельзя. «Полиция же арестовывала лидера «тахшиеджилер» и его соратников в 2010 году, а не Гюлен. Министерство внутренних дел возглавлял Муаммер Гюлер (замешанный в коррупционном скандале декабря 2013 года министр – авт.). Куда же он смотрел?», — задается вопросом Ахмет Хакан.

Таким образом, сейчас у Эрдогана есть союзники в лице «тахшиеджилер», лично пострадавшие от рук Ф.Гюлена и готовые положить конец существованию «параллельного общества» в Турции. Их «дело», как, впрочем, дело об убийстве турецкого журналиста армянского происхождения Гранта Динка, дело о тайной ультранационалистической организации «Эргенекон» и др., можно прекрасно обыграть против «гюленовцев», сделать их «козлами отпущения» и возложить всю тяжесть ответственности на них. Однако не стоит при этом забывать, кто возглавлял страну во времена убийства Гранта Динка, дела «Эргенекон» и ареста Мехмета Догана.