- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Ливии: ноябрь 2014 г.

В течение ноября проправительственные силы в ожесточенных боях, главный эпицентр которых находился в Бенгази, теснили исламистские формирования. 1 ноября после 24-часового боя сторонники отставного генерала Халифы Хафтара установили контроль над южными и восточными кварталами Бенгази. При этом военные и их вооруженные сторонники из числа гражданского населения потеряли по меньшей мере 36 человек убитыми. Исламисты о своих неминуемых потерях не сообщали.

3 ноября сторонники Хафтара атаковали позиции исламистов в районе морского порта Бенгази. Перед атакой они предложили жителям квартала Ас-Сабири, примыкающего к порту, покинуть его.

5 ноября стало известно, что в боях за порт Бенгази со стороны правительственных сил погибли по меньшей мере 13 человек.

3 ноября глава находящегося в Триполи самопровозглашенного происламистского «правительства» Ливии Омар аль-Хасси заявил о необходимости проведения новых парламентских выборов. Предыдущие парламентские выборы, состоявшиеся 25 июня, исламисты проиграли. Международно признанные парламент и правительство Абдаллы ат-Тани в течение ноября продолжали находиться в Тобруке, что дало повод удерживающему Триполи происламистскому альянсу «Заря Ливии» заявить, что новый парламент не уважает временную конституцию страны, согласно которой он должен находиться в Бенгази.

О.аль-Хасси обвиняет международно признанный парламент Ливии и кабинет А.ат-Танив том, что они поддержали «госпереворот» генерала Хафтара и нанесли ущерб «национальному суверенитету», разрешивв самолетам других стран наносить удары по позициям формирований «Заря Ливии». По его оценке, Египет и ОАЭ, самолеты которых участвовали в этих ударах, «ведут избирательную войну в нашей стране».

Вслед за этим находящийся в Триполи Верховный суд Ливии признал незаконным избранный 25 июня парламент, равно как все принятые им решения. В ответ парламент признал незаконными все решения Верховного суда.

Второй эпицентр боевых действий между формированиями «Заря Ливии» и поддержавшими Х.Хафтара зинтанскими бригадами бывших «повстанцев» в ноябре находился на западе Ливии. 24 ноября после месяца боев «зинтанские» взяли город Кекла в 120 км юго-западу от Триполи. Начальник генштаба паралельного правительства в Триполи Джадалла аль-Абиди признал потерю Кеклы, заявив при этом, что она не означает поражение сил «Зари Ливии» на западе страны.

4 ноября Министерство обороны Великобритании объявило о досрочном прекращении стажировок 300 военнослужащих ливийской армии после того, как трое из них были обвинены в сексуальных преступлениях. Первоначальным планом стажировок предполагалось, что ливийские военные пробудут в Великобритании до конца ноября. По данным британской прессы, двое из обвиняемых признались в совершении сексуальных преступлений против лица мужского пола.

5 ноября Великобритания, США и Франция потребовали от одного из комитетов Совета Безопасности ООН внести действующую в Ливии и близкую к «Аль-Каиде» исламистскую группировку «Ансар аш-шариа» в «черный» список террористических организаций. Эта группировка уже фигурирует в американском списке террористических организаций, куда она попала после атаки в сентябре 2012 года на американское консульство в Бенгази. Уже 19 ноября Совбез ООН включил «Ансар аш-шариа» в список террористических организаций, равно как аффилированную с ней группу «Ансар аш-шариа – Дерна», которая еще в октябре объявила о присоединении к «Исламскому государству», выбрав себе новое название – «Маджлис Шура Шабаб аль-Ислам». В ее состав вошли, в частности, боевики, сражавшиеся на стороне  «Исламского государства» в Сирии и Ираке в составе бригады «Аль-Баттар», сформированной исключительно из ливийцев. Таким образом, район города Дерна стал единственной территорией вне зоны Ирака и Сирии, который контролирует «Исламское государство», а новоявленная группировка стала третьим формированием Абу Бакра аль-Багдади в Северной Африке после алжирской «Джунд аль-Халифа» и египетской  «Ансар Бейт аль-Макдис».

По данным западных разведслужб, под контролем «Ансар аш-шариа» в районе Бенгази действуют несколько тренировочных лагерей, где готовятся джихадисты для Сирии, Ирака и Мали. По их же данным, по меньшей мере половина из 24-х боевиков, атаковавших алжирский газовый комплекс в Ин Аменасе в 2013 году, прошла через эти лагеря.

7 ноября в совместном заявлении Великобритания, Германия, Испания, Италия, Канада, Мальта, США и Франция потребовали «немедленно» прекратить боевые действия в Ливии.

11 ноября прокурор Международного уголовного суда (МУС) Фату Бенсуда заявила о вероятности того, что в Ливии после Каддафи вероятно, совершались военные преступления. Одновременно она выразила сожаление по поводу того, что МУС не может их расследовать из-за хаоса, царящего в стране. В перечне преступлений, совершенных в Ливии, она, в частности, упомянула многочисленные убийства, совершеннные исламистами в Бенгази, также многочисленные случаи незаконного содержания под стражей, пытки и убийства. Ф.Бенсуда в очередной раз потребовала, чтобы сын погибшего ливийского руководителя Сейф аль-Ислам Каддафи был перемещен для суда над ним в Гаагу, в то время как Ливия неоднократно заявляла о желании судить его на своей территории. По ее оценке, царящая в Ливии обстановка насилия и попытки устрашения судей, прокуроров и адвокатов «делают невозможным проведение там беспристрастного процесса, в котором уважались бы права обвиняемого».

Одновременно международная правозащитная организация «Хьюман райтс уотч» распространила коммюнике, в котором предложила Совету Безопасности ООН «потребовать, чтобы безнаказанность перестала быть правилом в Ливии». Она также предложила Совбезу ООН потребовать от ливийских властей — интересно, каких? — сотрудничать с МУС. С учетом «политических убийств, которые могут представлять собой преступления против человечности», правозащитники потребовали от Совета по правам человека ООН создать комиссию по расследованию того, что происходит в Ливии.

12 ноября серия терактов была совершена в Тобруке, где обосновался международно признанный парламент Ливии. В результате терактов погибли 5 человек, свыше 20 получили ранения. Один из терактов совершил в центре города боевик — смертник, подорвавший заминированный автомобиль. Там погиб один человек. Еще один смертник подорвал свой автомобиль близ авиабазы на окраине города.  Там погибли 4 военннослужащих.

13 ноября два заминированных автомобиля были подорваны близ закрытых  посольств Египта и ОАЭ. В результате взрывов получили ранения по меньшей мере три человека из числа ливийцев-охранников диппредставительств.

Посольство Египта в Ливии закрылось в январе, диппредставительство ОАЭ — в мае. Формирования «Заря Ливии», контролирующие Триполи с конца августа, обвиняет Египет и ОАЭ в том, что их самолеты в конце августа якобы атаковали позиции формирований «Заря Ливии» в ходе боев за аэропорт Триполи. Египет отверг любую «прямую причастность» своих ВВС к этим атакам, в то время как ОАЭ предпочли не отвечать на эти обвинения.

14 ноября сидящее в Триполи «правительство» Ливии объявило о захвате в аэропорте г.Гадамес самолета А-300 с «подозрительным грузом». Его экипаж — трое россиян, двое украинцев и двое таджиков — был арестован. По словам представителя международно признанного правительства, самолет доставлял «гуманитарную помощь» населению юго-западных районов Ливии.

15 ноября в Бенгази подвели итоги месяца боев за город, начавшихся атакой сил генерала Х.Хафтара на позиции исламистов. По данным военных источников, военные и поддержавшие их вооруженные местные жители потеряли убитыми по меньшей мере 340 человек, в том числе свыше 200 солдат.

К 16 ноября бои между исламистскими формированиями и сторонниками генерала Х.Хафтара завязались в районе аэропорта г.Митига в 200 км к востоку от Триполи. В первый день боев военные потеряли 4 человека убитыми, 10 — ранеными. Аэропорт в Митиге был единственным открытым воздушным портом близ Триполи после того, как исламисты в конце лета этого года захватили международный аэропорт ливийской столицы. До этого данная воздушная гавань с 2011 году находилась под контролем зинтанских бригад бывших «повстанцев».

24 ноября неизвестный самолет выпустил две ракеты по зданию аэровокзала аэропорта в Митиге, дав еще один сигнал того, что силам Х.Хафтара с помощью непонятно кого постепенно удается восстанавливать техническую готовность того, что им досталось от ВВС Ливии, на вооружении которых состояли самолеты преимущественно советского производства. В тот же день силы Х.Хафтара взяли на себя ответственность за этот авиаудар.

19 ноября Миссия ООН в Ливии «Unsmil) объявила, что противоборствующие в Бенгази стороны согласились с идеей 12-часового гуманитарного перемирия с тем, чтобы позволить гражданскому населению покинуть зоны боев. Это было первое перемирие за месяц боев за Бенгази.

В тот же день США  — одни из главных творцов ливийского кризиса — выразили свою «тревогу» в связи с информацией о том, что ливийские исламисты признали существование связей между ними и «Исламским государством», формирования которого действуют на востоке Ливии. По имеющимся данным, именно формирования «Исламского государства» уже давно контролируют город Дерна на востоке Ливии.

28 ноября в интервью одной из итальянских газет генерал Х.Хафтар отвел себе время до 15 декабря, чтобы полностью очистить г.Бенгази от исламистов. Он также сообщил, что ему потребуется три месяца, чтобы освободить от них Триполи. По оценке генерала, к тому времени его сторонники контролировали 80 процентов территории Бенгази. Он признал, что «Египет, Алжир, ОАЭ и Саудовская Аравия послали нам оружие и боеприпасы, пусть и не совсем современное». При этом он призвал европейцев быть готовыми в случае необходимости поставить его сторонникам более современные вооружения.

В целом очевидно, что определенные военные успехи генерала Х.Хафтара и его сторонников не были бы достигнуты без зарубежной помощи. Однако, с учетом известного расклада сил на Ближнем Востоке, ливийские исламисты могут также получить дополнительную помощь от тех, кто всегда покровительствовал им. И кто возьмет верх в этой борьбе – пока предсказать невозможно.