- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О развитии ситуации в Сирии

Судя по боевым сводкам, приходящим в течение последнего месяца из Сирии, тактика США по поддержке «умеренной вооруженной оппозиции», призванной держать фронт одновременно против правительства Башара Асада и ИГ, все больше терпит крах. Авангардом вооруженной борьбы с Асадом становится экстремистская «Джабхат ан-нусра», уверенно вытесняющая своих «светских конкурентов», таких как Сирийская свободная армия (ССА) и Сирийский революционный фронт (Джабхат Суввар ас-Сурийя). Существенно ослабли в последнее время и позиции широко разрекламированного в прошлом году протеже саудитов Захрана Аллюша, возглавляющего «Исламскую армию» (Джаиш аль-Ислам). Несмотря на свои воинственные заявления, этот полевой командир часто без боя уступает победу как правительственным войскам, так и обозначившемуся на юге Сирии «Исламскому государству» м «Джабхат ан-нусре». Впрочем, учитывая продолжение реальной саудовской помощи «Джабхат ан-нусре», несмотря на громогласные антитеррористические заявления Эр-Рияда, уместно говорить об усилении саудовских позиций в ряде районов Сирии.

В конце ноября формирования Сирийского революционного фронта (СРФ) в провинции Идлиб были атакованы «Джабхат ан-нусрой». В результате аль-каидовцами были захвачены крупные склады с оружием, в том числе с противотанковыми ракетами, поставленными этим сирийским повстанцам американцами. После двух недель изнурительных боев лидер СРФ Джемаль Мааруф вместе с верными боевиками окончательно отступил в Турцию. Свой отказ от борьбы он объясняет тем, что «невозможно одновременно вести бои на трех фронтах: против Асада, против ИГ и против «Джабхат ан-нусры». Возможно, что именно бесславный конец группировки Джемаля Мааруфа побудил ЦРУ до минимума сократить поддержку Сирийской свободной армии на севере страны. По сообщению независимого американского агентства McClatchy, американская помощь группировкам ССА на севере Сирии была приостановлена, а поставки оружия свернуты. Исключение составляют отряды ССА, базирующиеся в подконтрольной оппозиции зоне Алеппо, но здесь американская помощь объясняется не военным (эти формирования абсолютно бессильны), а политическим фактором – показать, что оппозиция все еще способна удерживать часть второго по величине города страны. В результате около 800 боевиков ССА, лишенных денежного содержания, присоединились к «Джабхат ан-нусре».

Впрочем, у американцев может быть и еще один мотив для уменьшения помощи ССА. Как известно, Сирийская свободная армия во многом является креатурой правительства Р.Т.Эрдогана и отстаивает турецкие интересы. В то же время турецкая позиция по Сирии в последнее время не находит понимания у Вашингтона. На ноябрьской встрече Р.Т.Эрдогана с вице-президентом США Дж.Байденом турки выдвинули ряд условий по Сирии: введение бесполетной зоны, карт-бланш для сухопутной интервенции турецкой армии (для «обеспечения безопасности отхода беженцев»), возможность формирования альтернативного сирийского правительства на подконтрольной туркам территории, признание Алеппо городом, входящим в турецкую сферу влияния. Информация об этом была оглашена в ливанской газете «Ас-Сафир». Американцы категорически не согласились на данные условия, так как считают правительство Асада возможным партнером по борьбе с ИГ на севере Сирии. Результатом стало ослабление позиций протурецких группировок и укрепление «Джабхат ан-нусры».

Правительственная армия на севере Сирии действовала в течение декабря, чередуя успехи с поражениями. 7-9 декабря в ходе боев в Дейр эз-Зоре войскам Сирийской Арабской Армии удалось не только отстоять аэропорт города, но и отбросить вооруженные формирования ИГ, уничтожив около 100 боевиков. Среди погибших не только моджахеды-иностранцы, но и представители местных племен, многие из которых были призваны ИГ в принудительном порядке, что показывает жестоко подавленное ИГ восстание племени шеайтат.

В то же время 16-17 декабря правительственные войска  потерпели поражение в провинции Идлиб. Вооруженные формирования «Джабхат ан-нусры» захватили военные базы  в Хамидийи и Вади ад-Дайеф около стратегически важного города Маарат ан-Нугман. Эти пункты уже захватывались боевиками в 2012 году, но были освобождены сирийской армией в 2013 году. После долгих оборонительных боев сирийские войска вынуждены были отойти, причем их потери исчисляются в 70 погибших. Утрата данных военных баз невыгодна Дамаску по трем причинам. Во-первых, столица провинции Идлиб остается единственным городом в провинции, подконтрольным правительству. Во-вторых, исчезают надежды правительства на открытие важной дороги Алеппо-Дамаск, которая теперь становится уязвимой для боевиков. В-третьих, не исключено проникновение отрядов «Джабхат ан-нусры» в сельские районы провинции Хама.

Еще одним тревожным моментом является то, что экспансия ИГ уже не ограничивается севером Сирии, а распространяется на юг страны. По сообщению ливанской газеты «Ас-Сафир», в середине декабря эмиссар ИГ Абу аль-Валид аль-Макдиси прибыл в регион Каламун для получения клятв на верность со стороны полевых командиров действующих здесь оппозиционных формирований, прежде всего «Джабхат ан-нусры», но получил отказ. «Исламское государство», таким образом, демонстрирует явные намерения распространить сферу своего влияния на Каламун и Дераа. Большая часть боевиков отказала ИГ в данных притязаниях кроме группировки «Бригады мучеников Ярмука». Между последней и «Джабхат ан-нусра» в местечке Бир-Касаб развернулись многодневные бои, закончившиеся большими потерями с обеих сторон.

Еще одним безусловно неприятным для Сирии событием стала израильская бомбардировка международного аэропорта Дамаска, осуществленная 7 декабря. Официальными властями Израиля этот налет подтвержден не был, но неофициальные источники утверждают, что бомбардировки были нанесены  по тому участку аэропорта, где складировалось иранское оружие, предназначенное для отправки «Хизбалле», в том числе боевые ракеты. Это уже пятый авианалет израильских ВВС на Сирию за последние полтора года. Между тем правительство Башара Асада не предпринимает ответных мер для отражения этих ударов. По-видимому, это объясняется тем, что в условиях перманентной войны на «внутреннем фронте» не хватает сил для того, чтобы отвечать на внешние вызовы. Информация некоторых арабских СМИ о сотрудничестве боевиков-исламистов с Израилем вряд ли соответствует действительности, но «стабильная нестабильность» в Сирии в какой-то мере отвечает израильским интересам. Еще в ноябре 2012 года известный эксперт Центра Брукингса Итамар Рабинович отмечал, что «неопределенность в Сирии надолго откладывает разрешение вопроса о Голанских высотах. В сложившейся ситуации Израиль может в течение неопределенно долгого времени не передавать высоты Дамаску. В то же время нынешняя ситуации может привести к нормализации существенно ухудшившихся израильско-турецких отношений, так как обе страны могут внести свой вклад в нормализацию в постасадовской Сирии».

Таким образом, продолжающаяся гражданская война в Сирии приводит не только к радикализации сторон конфликта, но и к усилению иностранного вмешательства в сирийские дела.