- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Конгресс США о дальнейшем развитии Афганистана и Пакистана после вывода войск

10 декабря Палата представителей Конгресса США рассмотрела вопрос дальнейших шагов США в отношении Афганистана и Пакистана после вывода войск. Данное слушание было организовано совместно Подкомитетом по делам Ближнего Востока и Северной Африки и Подкомитетом по делам Азии и Тихоокеанского региона.

Во вступительном слове председатели Илеана Рос-Лейтинен и Стив Чабот отметили, что на пути трансформации Афганистана и Пакистана по-прежнему стоит множество трудностей.

«На протяжении последних лет Афганистан и Пакистан добились значительных успехов на пути трансформации в устойчивые демократические системы. Необходимо и в дальнейшем оказывать поддержку народам данных стран для достижения поставленных целей. Однако стоит обратить внимание на излишнюю затратность реализуемых программ, что вызывает обеспокоенность со стороны американских налогоплательщиков».

«Хотя президент Ашраф Гани и премьер-Министр Абдулла Абдулла  заключили политический союз, что, безусловно, является большим показателем, данный союз неидеален. В то же время прошедшие выборы ознаменовали первый в истории Афганистана мирный демократический переход власти. Основной задачей Гани и Абдуллы в новом году будет формирование эффективного афганского правительства, способного реализовать все необходимые реформы».

«13 лет назад США пришли в Афганистан, чтобы помочь ему избавиться от террористической угрозы, сейчас военная миссия подходит к своему концу. Однако мы не можем просто так бросить Афганистан, когда он находится лишь на середине своего пути. Именно поэтому мы настаиваем на сохранение в Афганистане небольшой миссии экспертов, которые могли бы консультировать и обучать армию Афганистана».

В качестве экспертов для оценки ситуации были приглашены Дональд Сэмплер из Агентства по международному развитию США, первый заместитель специального представителя США в Афганистане и Пакистане Джаред Бланк и Джеймс Соулес из Агентства по контролю за применением законов о наркотиках.

Дональд Сэмплер из Агентства по международному развитию США подробно рассказал о миссиях АМР в Афганистане и Пакистане, их целях и результатах. Общая цель реализуемых программ в данных странах – это борьба с бедностью и формирование устойчивого демократического общества, живущего в условиях безопасности и процветания.

«Программы АМР в Афганистане и Пакистане являются составной частью стратегии национальной безопасности США и служат цели создания стабильного центральноазиатского региона, свободного от влияния «Аль-Каиды» и аффилированных групп», – сказал Сэмплер.

По его словам, данные страны одновременно предоставляют большие возможности и множество трудностей. Регион же в целом уже несколько десятилетий охвачен конфликтами и продолжает оставаться наименее интегрированным регионом мира в экономическом плане. В то же время он обладает огромными человеческими ресурсами и экономическим потенциалом. «Программы развития АМР могут дать региону необходимый толчок для развития, и они действительно приносят ощутимые результаты, что может способствовать преобразованию региона. Основные усилия по стабилизации региона и ослаблению «Аль-Каиды» включают в себя инвестирование малого бизнеса в Афганистане, расширение торговых связей в регионе, включение всех племен и этнических групп в систему управления в Пакистане и Афганистане, способствование созданию экономических возможностей, взаимозависимости и подотчетного правительства в странах».

По мнению Дональда Сэмплера, после вывода войск Афганистан и Пакистан особо нуждаются в программах помощи и развития. Поддержание стабильности в Афганистане  и преодоление экономических последствий 13-летнего военного присутствия потребует больших усилий. Хотя за последнее десятилетие Афганистан добился успехов в решении многих проблем, в частности благодаря помощи США и союзников, ему предстоит еще большая работа, а сама ситуация в стране остается весьма неустойчивой. В первую очередь это касается таких сфер общественной жизни, как образование и медицина. Особое внимание стоит обратить на вопрос гендерного равноправия, экономического развития и преодоление социально-экономических последствий вывода войск.

Равным образом важным партнером для США является Пакистан. Одним из принципиальных вопросов для американской стратегии национальной безопасности является взаимодействие Афганистана и Пакистана по борьбе с терроризмом, наркотрафиком и в сфере ядерной безопасности. Для осуществления эффективного сотрудничества в данных сферах необходимым условием является политическая и экономическая стабильность Пакистана.

«Программа АМР США в Пакистане затрагивает пять основных секторов – энергетика, сельское хозяйство, образование, медицина и стабильное экономическое развитие. Основные цели данной программы – это увеличение эффективности энергетического сектора с целью устранения дисбаланса спроса и предложения на энергетику; стимулирование частного бизнеса и сельского хозяйства с целью укрепления экономики и создания дополнительных рабочих мест; стабилизация в регионах, подверженных радикальным настроениям; обеспечение доступа к образованию и повышение его качества; улучшение сферы здравоохранения. Для достижения данных целей необходимо, чтобы правительство Пакистана продолжило проведение необходимых реформ, а также большая экономическая интеграция страны в южно- и центрально-азиатском регионе».

Важно отметить, что от успеха Пакистана на данных направлениях во многом зависит будущее Афганистана.

Особый акцент Дональд Сэмплер сделал на том, что программы АМР должны быть тщательным образом продуманы, чтобы избежать их дублирования и чрезмерной затратности, что вызывает большую обеспокоенность среди населения США. В связи с этим стоит определить приоритеты и в соответствии с ними ограничить объемы оказываемой помощи Афганистану и Пакистану до необходимого минимума. В то же время, следует улучшить систему контроля над реализацией данных программ и подотчетности.

Если говорить о конкретных цифрах, то программа помощи АМР США в Афганистане составляет примерно три процента от общих военных и гражданских затрат США.

«В 2002 году в стране фактически не было энергетических систем, дорог и современных телекоммуникаций, женщины и девочки подвергались дискриминации. Сейчас Афганистан уже не знает таких проблем», — добавил Сэмплер.

«Увеличилась средняя продолжительность жизни афганцев, материнская смертность сократилась на 80 процентов. Число детей, посещающих школу, возросло с 900 тысяч в 2002 году до 8 миллионов».

В Пакистане также удалось добиться внушительных успехов: была значительно улучшена сфера энергетики, построены дороги и дамбы.

Сэмплер отметил, что наделение правами женщин и девочек является одним из приоритетов американской политики в Афганистане и Пакистане, поскольку это является необходимым условием для создания демократического общества.

Так, в Афганистане АМР США развернуло программу Promote (помогать, поддерживать), рассчитанную на пять лет. Цель данной программы – улучшить доступ к образованию афганских женщин, способствовать их вовлечению в экономическую и политическую сферу, формирование у них активной гражданской позиции, а также защита прав женщин. В Пакистане АМР инициировало Программу гендерного равенства, направленную на улучшение доступа женщин к системе правосудия и сокращение случаев бытового насилия.

«Три года назад АМР сместил акцент своих программ в Афганистане и Пакистане со стабилизации и развития инфраструктуры на создание основ для устойчивого долгосрочного развития. Основными принципами такого развития должны стать подотчетность правительств, мобильность, эффективность и низкая затратность реализуемых программ».

В случае Пакистана АМР США считает необходимым оказывать поддержку правительству и армии Пакистана в проведении военных операций в Северном Вазиристане, развитии гуманитарных проектов, укреплении государственных институтов.

Помимо всего прочего АМР США работает совместно с Государственным департаментом для развития и укрепления региональных экономических связей между Афганистаном, Пакистаном и их соседями. АМР помогает данным странам заложить основы эффективного экономического сотрудничества и торговли, обеспечивает техническую поддержку при реализации различных проектов, оказывает помощь в борьбе с нелегальной торговлей, в том числе людьми.

Первый заместитель специального представителя США в Афганистане и Пакистане Джаред Бланк в начале своего выступления сказал: «Мы начали нашу операцию в Афганистане в 2001 году, поскольку именно в этой стране был спланирован теракт 11 сентября. Мы остаемся здесь сегодня потому, что понимаем насколько это необходимо — предотвратить подобные атаки в будущем».

«Мы помогли Афганистану, ближневосточному региону и миру в целом стать безопаснее. Мы помогли правительству Афганистана создать необходимые условия для обеспечения в стране безопасности, улучшения системы образования и увеличения уровня занятости населения».

Несмотря на достижение прогресса по ряду направлений, по мнению Бланка, необходимо сфокусироваться на том, что фактически останется неизменным после завершения международной миссии. Джаред Бланк считает, что еще с июля 2013 года основную роль в обеспечении безопасности в стране играет армия Афганистана, а не международная коалиция. Поэтому нельзя утверждать, что в данной области произойдут кардинальные изменения.

Также неизменными частично останутся проблемы, с которыми Афганистан пытается бороться сейчас, а именно коррупция, наркотрафик и борьба с повстанцами. Однако важно отметить, что новая администрация уже предприняла ряд мер для борьбы с наиболее насущными проблемами, например, с отмыванием денег и дискриминацией женщин.

«Сейчас все взгляды направлены на Гани и Абдуллу. Люди ждут, что они смогут осуществить заявленное в своей программе и превратить Афганистан в успешное государство. Если посмотреть на те шаги, которые Гани и Абдулла уже предприняли с момента вступления в свои должности, то можно с уверенностью утверждать, что они твердо намерены реализовать все обещанное. Это чрезвычайно важно. И это говорит о наличии потенциала для трансформации Афганистана», — заявил Джаред Бланк.

«Экономические проблемы также долгое время будут оставаться тяжелым бременем для Афганистана. Хотя международное сообщество и впредь планирует оказывать поддержку данной стране, правительство Афганистана должно провести реформы, необходимые для создания благоприятного инвестиционного климата, развития частного предпринимательства и обеспечения рабочими местами населения, в частности, молодежи» -добавил он.

Немаловажными вопросами являются дефицит бюджета Афганистана и зависимость страны от иностранной финансовой помощи.

«Как уже было отмечено Дональдом Сэмплером, Афганистан находится в центре наименее экономически интегрированного региона в мире. Инициатива «Нового Шелкового пути» может значительно ускорить экономическое и политическое развитие Афганистана и других центральноазиатских стран. Региональное сотрудничество также должно способствовать улучшению безопасности в данной зоне».

Говоря о Пакистане, Бланк также согласился с конгрессменами, что двусторонние отношения США и Пакистана одновременно несут в себе множество перспектив и сложностей, но в целом, стабильность Пакистана является одним из ключевых интересов США. Первый заместитель специального представителя США в Афганистане и Пакистане назвал большим успехом прошедшие в стране выборы и многочисленные военные операции в Северном Вазиристане.

Стоит отметить, что слушание Конгресса проходило до трагических событий 16 декабря в Пешаваре, поэтому прозвучало так много заявлений об улучшениях в сфере безопасности и борьбе с талибами. На практике отказалось, что возможности талибов были в некой мере приуменьшены, а заявления США о скорой победе над «Талибаном» преждевременны.

«Необходимо приложить все усилия для улучшения отношений между Пакистаном и Афганистаном, что будет способствовать развитию обеих стран и стабилизации ситуации в регионе. Хотя правительства Афганистана и Пакистана выразили готовность к налаживанию диалога, потребуется еще много времени, прежде чем их отношения выйдут на новый уровень продуктивности и эффективности», — подытожил Бланк.

Наконец, Джеймс Соулес из Агентства по контролю за применением законов о наркотиках в своем выступлении детально коснулся проблемы наркотрафика.

«В отчете от 30 октября 2014 года говорится о том, что производство опиума в Афганистане достигло рекордно максимального значения. Ежегодная незаконная торговля на афгано-пакистанской границе достигает около 160 тонн героина и 80 тонн опиума. Данные наркотические вещества поставляются в Европу, Россию, Иран, Центральную и Юго-Восточную Азию, Китай и Африку. Примерно 42 процента опиума из Афганистана проходит транзитом через Пакистан», — заявил Соулес.

«В настоящее время Афганистан производит примерно 80 процентов от общего объема наркотиков в мире. Производство опиума подрывает экономическое и политическое развитие страны, способствует процветанию коррупции и организованной преступности».

«То, что между наркотрафиком Афганистана и повстанческими группами существует прямая связь, — давно известный факт. В частности, «Талибан» активно использует производство опиума для подрыва стабильности в стране, поэтому успех борьбы с подобного рода группировками во многом зависит от того, как быстро удастся прекратить производство и незаконную торговлю наркотиками в регионе».

По словам Соулеса, Агентство по контролю за применением законов о наркотиках ведет активную работу на местности, в частности занимается отслеживанием мест незаконного производства наркотиков, поиском лиц, вовлеченных в торговлю и производство. С выводом войск миссия Агентства также сократится, однако речи о полном прекращении консультирования и оказания помощи не идет.

В целом Палата представителей Конгресса США сошлась на мнении, что необходимо оказывать помощь Афганистану и Пакистану, однако стоит пересмотреть ее объемы. Они отметили, что 2015 год станет тяжелым испытанием для данных стран и региона в целом, поскольку проверит на эффективность сформированные политические, экономические и военные институты Афганистана и Пакистана, а также способность данных стран продолжать идти по пути реформ без посторонней помощи. Стоит отметить, что общая оценка конгрессменов носит положительный оттенок, и они считают, что, несмотря на имеющиеся проблемы, Афганистан и Пакистан смогут продолжить переход к демократическим, стабильным, процветающим государствам.