- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иран: статистика безработицы

В первый день нового 2015 г. по европейскому летоисчислению в Иране были опубликованы официальные цифры безработицы. Это один из важных параметров, описывающих состояние экономики и экономической жизни в стране. Как представляется, обычно государственные инстанции Ирана склонны снижать цифры безработицы.  Вспомним, что в последние недели не раз раздавались победные реляции, особенно из уст президента Х.Роухани, в которых он заявлял о громадных экономических успехах страны, обуздании инфляции, начале экономического роста,  составившего 0,4 %,  и обусловленных этим положительных перспективах в сфере промышленного и социального прогресса, вселяющих оптимизм и свидетельствующих о несомненных успехах его правительства, достигнутых менее чем за полтора года после прихода к власти. Но вот на пороге нового европейского года опубликованы данные государственной статистики, говорящие о том, что цифры безработицы перешли планку в 10% и будут отныне измеряться двузначными цифрами процентов. 1 января иранское государственное ведомство по статистике опубликовало данные по безработице за последние полгода, то есть с лета. Безработица выросла за это время с девяти с половиной до десяти с половиной процентов. Осенью, говорится в отчете,  число полностью безработных в стране «превысило цифру в два с половиной миллиона человек». Как представляется, это число безработных касается только столичного мегаполиса. Углубившись в столбцы опубликованной сводки, можно видеть, что число безработных среди мужчин в декабре составляло чуть больше 8 процентов, а среди женщин – примерно 23 процента. Среди молодежи в возрастной категории от 15 до 24 лет безработные составляют примерно 25 процентов, а возрасте до 29 лет – 21 процент. При этом официальные функционеры, например, в министерстве труда и социальных вопросов говорят о том, что число безработных в стране не превышает 7 миллионов человек, хотя на самом деле, по оценкам независимых аналитиков, оно колеблется в диапазоне от 25 до 27 миллионов.

Что касается цифры в 7 миллионов безработных, то объясняя ее, глава департамента трудоустройства Министерства труда и социальных вопросов д-р Хасан Таи сказал, что к этой категории относят тех,  кто лишен любых доходов. В интервью государственному агентству ИРНА Х.Таи уточнил, что сюда входят те, «кто не работает, не имеет никаких источников пропитания и даже не пытается найти работу». Для обозначения такой категории трудоспособного населения в фарси существует специальный термин «алаф», носящий пренебрежительный оттенок.  Государственные функционеры объясняют высокую безработицу еще и тем, что много рабочих мест занято иностранными рабочими. Особенно это касается индустрии, связанной с добычей и переработкой энергоносителей. Кроме того, многие в Иране сетуют на то, что примерно 1,5 миллиона рабочих мест  «оккупированы» афганцами, до сих пор не вернувшимися на свою родину. Правительственные чиновники видят здесь резерв рабочих мест, ибо процесс отъезда афганцев с каждым днем интенсифицируется.

В эти дни в Иране много говорят о социальных последствиях растущей, как вал, безработицы.  Так, Насер Салехи-Насб, депутат иранского Собрания Исламского Совета (парламента) от провинции Хузестан, выступая на пленарном заседании,  огласил обескуражившие многих своих коллег факты. В округе, который он представляет, на фоне растущей безработицы участились случаи попыток самоубийства молодых людей. В одном лишь городе Мосджеде-Солейман, известном в Иране хотя бы тем, что именно там в начале прошлого века впервые в стране стали разрабатывать нефтяные месторождения, за последнее время зафиксировано 190 подобных случаев. Не все они, к счастью, заканчиваются летальным исходом. Однако уже на истекшей неделе в этом городе отмечено три случая самоубийства, причем их причина всегда одна – безработица, вытекающие отсюда психические явления и расстройства, часто завершающиеся попытками свести счеты с жизнью. Как результат, участившиеся за последнее время случаи  эмиграции. Как сказал депутат, люди уезжают в далекую Австралию или в страны бассейна Персидского залива, в надежде обрести там обеспеченную жизнь.

В Иране всегда считалось, что есть сферы экономики, для которых безработица, возникающая в результате увольнений как следствия оптимизации производства , совсем не характерна. В их числе уверенно называли нефтяную. Но в последние годы это утверждение потеряло силу, ибо в названной области, как и в большинстве других, отмечается застой. Он вызван уменьшением производственной активности в этой прежде процветавшей  сфере экономической жизни. Как видно из данных, озвученных производственным департаментом иранского Министерства нефти на годичной производственной конференции производителей  и экспортеров нефти, газа и нефтехимии, многие основные нефтяные проекты заморожены или значительно снизили производственные показатели. Этому имеются различные причины, в их числе – реализуемые против Ирана экономические санкции, преимущественно затронувшие эту индустриальную сферу, но факт остается фактом – прежде благополучная отрасль, находится в депрессивном состоянии, что и порождает безработицу, продуцирующую, как мы отметили выше, различные  побочные явления. Как написал 1 января интернет-портал IranPressNews, масштабы безработицы просто потрясают. Так, в индустриальном Махшахре, где сосредоточена изрядная часть нефтехимической промышленности, четверть трудоспособного населения потеряла работу и надежду ее найти.

О том, как правительство помогает семьям, лишившимся заработка, выжить в сложившихся условиях, написала в эти дни газета столичная газета «Доньяе Эктесад». Точнее говоря, издание  проинформировала о следующем красноречивом факте: в декабре правительству Башара Асада в адрес Центрального Банка Сирии переведен из Ирана очередной безвозвратный кредит в сумме 750 миллионов долларов. Причина ясна – Сирия перманентно нуждается в финансовой подпитке, единственный верный партнер исламского Ирана требует все новой и новой помощи, которая помогает сирийскому диктатору удержаться на вершине власти,  и именно туда утекают средства, которые нужны для спасения своей отечественной экономики.  Эта сумма, утверждает газета, гораздо больше той,  которая идет на поддержку социальных программ помощи малообеспеченным семьям, страдающим от безработицы.  Из-за этого в стране нередки случаи социального протеста, забастовочной активности. Вот всего лишь один пример. В течение длительного времени не стихает забастовка 900 рабочих вагоностроительного завода в Араке. Поводом к ее началу послужило нежелание владельцев предприятия разговаривать с руководителем стачечного комитета по вопросу увеличения зарплаты и введения социальных гарантий. Рабочие бастуют с 24 декабря, и пока речи ни о каком примирении с администрацией не идет.  Забастовки идут не только в Араке, это перманентная ситуация для многих регионов страны. Еще хуже положение там, где заводы и фабрики просто закрыты ввиду неблагоприятной экономической конъюнктуры. Провинция Керман, которая все эти годы считалась относительно благополучной, и где добывается основная часть производимого в стране золота и других драгоценных металлов, столкнулась с тем, что на фоне пауперизации населения, многие дети бросают занятия в школе, чтобы помогать родителям кормить семью. Это явление распространяется уже по всей стране. По сообщению газеты «Шарк», значительная часть школьников не получает обязательного среднего образования именно по этой причине.