- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Что стоит за обострением ситуации в Йемене

События в Йемене зеркально отражают кризис политической системы государства. Блокирование повстанцами-зейдитами (хоуситами) и военнослужащими из подразделений Республиканской гвардии, лояльных бывшему президенту страны А.А.Салеху, фактически всех правительственных зданий в столице, включая президентский дворец и резиденцию премьер-министра, явилось крайней точкой назревшего дефицита центральной власти страны. Об участии в последних событиях людей бывшего президента СМИ в своих сообщениях не упоминают, а между тем это очень важный момент. Отметим, что столица (как и значительная часть северных провинций страны) уже давно находится под фактическим контролем хоуситов, которые начали свою ползучую экспансию сразу же после разгрома племенного ополчения Хашед, действовавшего под эгидой братьев Ахмаров, постепенно распространяя ее на центральные районы и морской порт Ходейду.

Причиной нынешнего обострения ситуации следует искать в следующем. Хоуситы и сторонники А.А.Салеха таким образом выразили свое недовольство проектом новой конституции, который должен был быть опубликован как раз аккурат в день восстания «для всенародного обсуждения». А именно таким термином практически все внутренние и внешние эксперты обозначают произошедшее. Похищение хоуситам накануне выступления в Сане главы президентской администрации Бен Мубарака в принципе укладывается в общую логику, поскольку именно он считается основным архитектором нового проекта конституции. Отметим, что это похищение уже второе за последние полгода. Первое было мотивировано неприятием кандидатуры Бен Мубарака в качестве будущего премьера, на чем настаивал президент А.М.Хади. Тогда последний «дал слабину», а на Востоке слабости не любят, и оппоненты действующего лидера страны вновь продемонстрировали силу. При этом за Бен Мубарака, как уроженца провинции Шабва, уже вступилась местная племенная верхушка, угрожающая прекратить поставки на север электроэнергии и нефти. При этом хоуситы выдвинули ультиматум исламистам в Шабва, требуя в течение ближайших суток возобновить поставки электроэнергии. В противном случае они угрожают начать наступление на эту провинцию. Примерно такая же ситуация сложилась и в Маарибе, являющейся традиционной зоной добычи углеводородов и генерирования основного объема электроэнергии в стране. Там в настоящее время сконцентрировались основные силы тех, кого принято называть «джихадистами». Это радикальные приверженцы исламистской партии «Ислах», салафитской «Ансар аль-нур», а также сторонников «Аль-Каиды Аравийского Полуострова». Они готовы дать «решительный бой» зейдитам в случае их дальнейшего наступления на Маариб.

При этом хоуситы и салеховцы недовольны новым проектом конституции, каждый по своей причине. Хоуситы возмущены намерением руководства страны пролоббировать проект будущего административного устройства страны, предусматривающкго деление  на шесть «больших провинций». Причем в северную планируется включить области, которые и так контролируют зейдиты без выхода к морю. То есть, хоуситы должны отдать порт Ходейда, который является их основным логистическим каналом для пополнения арсеналов вооружения и боеприпасов. Одновременно, базируясь в Ходейде, хоуситы контролируют логистические каналы контрабанды и миграционные потоки, что кардинальным образом в лучшую сторону изменяет их финансовую составляющую. Хоуситы продолжают настаивать на разделе страны по границам некогда существовавших независимых йеменских государств. Это дает им возможность распространять свое влияние и на не чисто «зейдитские» районы страны. Они нацелены на получение верховной власти в стране.

Али Абдалла Салех и его окружение критикуют новый проект конституции за статью, которая запрещает занимать пост президента страны военным, уволившимся менее чем за десять лет до проведения выборов. Это прямой отсыл к сыну бывшего президента Ахмеду, который еще два года назад командовал Республиканской гвардией. Напомним, что намерение А.А.Салеха передать свой пост по наследству своему сыну стал основной причиной «йеменской революции». Естественно, что сейчас отказываться от этой своей идеи-фикс бывший президент не собирается.

В нынешней ситуации реальна опасность возникновения масштабной гражданской войны по линии «зейдиты-шафииты». То есть на межконфессиональной основе, и в очень малой степени – на идеологической. Любое продвижение зейдитов на юг вызовет закономерную реакцию шафиитов, которые начнут объединяться именно по этому признаку. Вашингтон в этой ситуации вновь оказывается в сложном положении, поскольку одной рукой поощряя хоуситов на борьбу с салафитами, а другой – поддерживая режим А.М.Хади как основного союзника в контртеррористической борьбе, он пытается усидеть на двух стульях. Несомненно, что работать с хоуситами для американцев более проблематично, чем с А.М.Хади. Но последний явно утерял инициативу и остался без надежных внутрийеменских союзников, что гарантировало бы стабильность федеральной власти. Общий фронт всех политических сил, включая центральную власть, против партии «Ислах» привел к ее резкому ослаблению и ликвидации естественного противовеса хоуситов. Иных в настоящее время внутри самого Йемена не существует, и это приводит к растущему влиянию зейдитов, что объективно начинает вызывать серьезную озабоченность Эр-Рияда. Особенно с учетом тесных связей между руководством хоуситов и Тегераном. Вашингтон в данном случае находится в растерянности, поскольку приход к власти откровенно проирански настроенных хоуситов в глобальную стратегию Белого дома не укладывается, а ставка на А.М.Хади чревата рисками его скорого ухода в политическое небытие со всеми негативными для американского военного присутствия в стране последствиями.