- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Пятый раунд пакистано–американского Стратегического диалога

Советник премьер-министра Пакистана по национальной безопасности и иностранным делам Сартадж Азиз и госсекретарь США Джон Керри 13 января 2015 года встретились в  рамках пятого министерского Стратегического диалога Пакистан – США. Предыдущая встреча в этом формате состоялась в январе 2014 года.

Визит госсекретаря США Джона Керри в рамках пакистано–американского Стратегического диалога, по словам пакистанских аналитиков должен был «оценить потенциал и будущие перспективы пакистано-американской дружбы» на фоне развивающихся региональных и глобальных сценариев. Он также указывает на то, что понимание расходящихся и сходящихся интересов двух стран в обстановке динамичного развития ситуации является необходимым условием для того, чтобы оценить долгосрочные перспективы этих отношений. Анализ этих моментов раскрывает возможности того, что «дружба между Пакистаном и США» должна остаться  важным фактором во внешней политике Пакистана в обозримом будущем, но «было бы ошибкой испытывать чрезмерные ожидания развития этих отношений в сторону их окончательного улучшения в силу эволюции региональных и глобальных сценариев».

Так, на наш взгляд, немного завуалированно и осторожно пакистанские аналитики оценивают результаты визита Джона Керри в Исламабад и его переговоров с Сартаджем Азизом и премьер–министром Навазом Шарифом. Что  же нового привнес пятый раунд Стратегического диалога между Пакистаном и США в двусторонние отношения и каков прогноз развития этих отношений в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Если следовать официальному документу, опубликованному Госдепартаментом США – «Совместному заявлению США и Пакистана по результатам Стратегического диалога» вскоре  после визита Джона Керри в Пакистан[1] [1], то «…Джон Керри выразил свою высокую оценку тем жертвам, которые понесли пакистанские военные и гражданские лица в борьбе против терроризма и экстремизма, и также высоко оценил решимость Пакистана и меры,  предпринятые им с целью энергичного обуздания терроризма в целом Он приветствовал заверения Пакистана о его стремлении ликвидировать все прибежища для террористических и криминальных сетей. Наращивая свои  усилия на конкретных результатах, достигнутых в ходе операции «Зарб-е-Азб», два лидера обсудили усилия Пакистана с целью укрепления государственного управления страной, расширения экономического развития, а также облегчения возврата и реабилитации временно перемещенных лиц (ВПЛ) в зоны племен (прежде всего, этнических пуштунов – авт.). Секретарь Керри подтвердил продолжение американской помощи для поддержки этих усилий  и взял от имени США обязательство  выделить 250 миллионов долларов для оказания помощи в деле возврата и реабилитации ВПЛ и продолжить обсуждение по этому вопросу по мере необходимости». Здесь новым моментом в пакистано-американских отношениях  является как раз относительно небольшая сумма, выделяемая США на нужды помощи беженцам и временно перемещенным лицам из пакистанской Зоны племен, но она показывает, что Вашингтон придает все больше возрастающее значение дальнейшему улучшению своих связей с Пакистаном.

Рассмотрение вопросов пакистано–американских отношений в рамках пятого раунда Стратегического диалога между Пакистаном и США шло по рабочим группам, таким как: экономика и финансы, вопросы обороны, вопросы работы органов охраны правопорядка и антитеррористических мер, вопросы безопасности, стратегической стабильности и ядерного нераспространения, а также вопросы энергетики. В этой связи, в ходе переговоров в рамках пятого раунда Стратегического диалога обе стороны подтвердили свои обязательства провести в 2015 году первую сессию Рабочей группы по вопросам образования, науки и технологии. Они также признали важность продолжающегося сотрудничества между Вашингтоном и Исламабадом по выделению финансовой помощи Пакистану согласно положениям закона США, известного как «Закон Керри -Лугара- Нанна»

В рамках рассмотрения вопросов повышения роста экономики Пакистана обе стороны, как отмечается в приведенном документе Госдепа США «признали важность расширения двусторонних связей в области торговли и инвестиций, как ключевых для устойчивого, сбалансированного и продолжительного партнерства». Вспоминая   дискуссии в Совете по Рамочному соглашению между  Пакистаном и США по торговле и инвестициям (Trade and Investment Framework Agreement (TIFA) Council) на встрече в Вашингтоне в мае 2014 года,  обе стороны взяли обязательства работать в направлении отлаженного и эффективного выполнения Сов- местного плана действий (Joint Action Plan). Этот план  был принят на встрече в рамках TIFA. В этом отношении, Пакистан, возобновил свое стремление к отношениям с США, основанным на торговле и инвестициях, а не только на финансовой помощи, а также подчеркнул свое желание добиваться большего доступа для пакистанских товаров на американский рынок.

Кроме того, согласно документу Госдепа США «обе стороны также выразили удовлетворение деятельностью  Американо–пакистанского совета женщин и приветствовали предстоящее открытие Центра женского предпринимательства в Исламабаде (Women’s Entrepreneurship Center) …..», что также является новым в развитии пакистано–американских связей.

В том, что касается сотрудничества в области обороны и безопасности, согласно совместному заявлению США и Пакистана «оба лидера (госсекретарь США Джон Керри и советник Азиз – авт.) обсудили продолжающиеся усилия Пакистана по борьбе с терроризмом в стране. Госсекретарь Керри выразил поддержку продолжающимся операциям пакистанской армии в Зоне племен и достигнутому к настоящему времени прогрессу в этих действиях пакистанских военных. Керри и Азиз пришли к согласию, что помощь США в области безопасности была и остается эффективной и хорошо распределенной в целях оказания помощи Пакистану в его усилиях по борьбе с терроризмом»

Очень важным моментом, обсуждавшимся на этом раунде Стратегического диалога явились вопросы предотвращения распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и средств их доставки как среди отдельных государств, так и негосударственных акторов. В документе Госдепа США говорится о том, что «Пакистан и США придают очень большую важность ……..[этому вопросу]. США и Пакистан совместно выступают в деле достижения целей резолюции СБ ООН 1540, и оба государства постоянно поддерживают и выполняют соответствующие резолюции СБ ООН».

«США также приветствовали, — говорится далее в документе, — продолжающиеся усилия Пакистана по гармонизации своего контроля в области торговли стратегическими товарами, а также теми товарами, которые относятся к многосторонним режимам контроля за экспортом. Более того, США испытывают полное доверие к режиму ядерной безопасности в Пакистане и высоко оценивают активное участие Пакистана в международном сообществе, включая и предоставление площадки в Пакистане для деятельности МАГАТЭ по обучению специалистов этой международной организации в пакистанском Центре эффективных мер по ядерной безопасности (Nuclear Security Center of Excellence), включая его активное участие в Саммитах по ядерной безопасности….». Дело в том, что включение этого пункта в совместное заявление хоть и не является самым новым событием, но важно само по себе, с точки зрения того, что Вашингтон, оказывая помощь Пакистану в поддержании эффективного режима ядерной безопасности и подтверждает свое доверие к системе контроля за этими элементами стратегических активов Пакистана. Хотя многие аналитики и эксперты в области контроля за ядерной безопасностью высказывают опасения в недостаточных мерах со стороны Пакистана в том, что касается строгого режима ее соблюдения и недопущения попадания стратегических активов Пакистана в руки негосударственных акторов, таких, как международные террористические группировки.

В том, что касается вопросов регионального сотрудничества, в документе Госдепа США говорится  о том, что «….Керри приветствовал возобновление и усиление сотрудничества между Пакистаном и Афганистаном, включая недавний визит президента Ашрафа Гани Ахмадзая в Пакистан. Секретарь Керри приветствует также продолжение диалога и сотрудничества между обеими сторонами, признавая важность сотрудничества и стабильности Афганистана, Пакистана, а также всего региона (АфПак – авт.)»
Также крайне важным пунктом, на наш взгляд, является включение в официальный документ Госдепа следующего пункта, в свете вывода основного контингента войск США и сил НАТО в декабре 2014 года – «Обе делегации признали, что процесс  мира и примирения, включающий усилия самих афганцев и проводимых самими афганцами по их реализации являются важными для достижения долгосрочного мира, стабильности и прогресса в Афганистане и в регионе в целом. Они приветствовали призыв нового афганского правительства к афганскому движению «Талибан» и всем вооруженным группам оппозиции по преодолению разногласий посредством политических средств. Советник по национальной безопасности и иностранным делам подтвердил, что Пакистан продолжит свои усилия по облегчению усилий афганского правительства для достижения мира и примирения (в Афганистане- авт.)». Здесь, на наш взгляд Вашингтон признает ключевую роль Пакистана в разрешении  внутриафганского кризиса, в особенности после декабря 2014 года.

И, наконец, завершая наш анализ официального документа Госдепа в его разделе, озаглавленном как «Прочные взаимоотношения между США и Пакистаном» следует отметить, что в нем говорится, что «Советник по иностранным делам Азиз и секретарь Керри подтвердили свое обязательство к продолжению выстраивания долгосрочного и прочного партнерства между Пакистаном и США, базирующимся на прочной дружбе между народами двух стран, которая важна не только в интересах двух стран, но также является жизненно необходимой для мира, стабильности и процветания всего региона. Подтверждая, что оба государства – Соединенный Штаты и Пакистан преданы демократии, правам человека, свободе и уважению международного права, оба лидера вновь подтвердили свое обязательство по углублению и повышению уровня взаимоотношений между народами США и Пакистана. Обе стороны взяли на себя обязательство встретиться вновь на министерском уровне в рамках Стратегического диалога  в 2016 году».

В этих словах, на наш взгляд, отражено стремление обеих сторон к продолжению улучшения их взаимоотношений которые еще два-три года назад находились на самой низшей точке. Но с выводом войск США из Афганистана в декабре прошлого года Исламабад, как уже было отмечено нами выше, вновь стал ключевым стратегическим партнером Вашингтона по урегулированию острого внутриафганского кризиса.

Если говорить о перспективах дальнейшего улучшения и развития пакистано–американских отношений после пятого раунда Стратегического диалога, то можно констатировать, что, по мнению пакистанских аналитиков [  Javid Husain, Calculus of Pakistan-US relations, January 20, 2015/ The Nation ]совпадение стратегических интересов двух стран следует рассматривать в четырех областях.

Первая область – это  проблема терроризма. Со времени террористических атак против США 11 сентября 2001 года Вашингтон поставил своей основной внешнеполитической стратегической задачей борьбу против международного терроризма для гарантирования безопасности как самих себя, так и своих союзников. Пакистан, как отмечают пакистанские аналитики, сам является жертвой терроризма. Начало военной операции «Зарб-е-Азаб»  против террористов, включая т.н. «Сеть Хаккани» (Haqqani network), а также принятие Исламабадом Национального плана действий для борьбы с терроризмом после кровавой атаки на школу в Пешаваре 16 декабря 2014 года, помогли устранению некоторых сомнений США в способности Пакистана эффективно бороться с террористическим группировками у себя в стране. Пакистанские аналитики считают, что по проблеме борьбы с терроризмом сейчас имеется большее взаимопонимание между Исламабадом и Вашингтоном, чем это было в прошлом. Но до сих пор у Вашингтона имеются некоторая сдержанность и сомнения в отношении Пакистана по его борьбе с джихадистскими организаций, действующими против Индии.

Восстановление прочного мира и стабильности в Афганистане является второй областью, в которой, по мнению пакистанских аналитиков, обе страны могут сотрудничать друг с другом к их взаимной выгоде. На наш взгляд, Вашингтон и Исламабад уже достаточно давно сотрудничают между собой по урегулированию внутриафганского кризиса, хотя что касается прямых переговоров представителей США с т.н. «умеренными талибами», то не всегда американцы приглашают на них своих пакистанских партнеров. Вашингтон приветствовал сближение Пакистана и Афганистана, наметившееся в результате визита в Исламабад президента Ашрафа Гани Ахмадзая в ноябре прошлого года. Пакистан, как мы уже говорили выше также согласился участвовать в деле восстановления мира и национального примирения в Афганистане с упором на политическое урегулирование внутриафганского кризиса. На наш взгляд, сейчас как никогда, Вашингтон заинтересован в Пакистане для решения этой проблемы, В третьих, как отмечают пакистанские аналитики, Вашингтон имеет устойчивый и продолжающийся интерес к политической стабильности и экономической состоятельности Пакистана, который является де-факто ядерной державой и занимает стратегическое положение на пересечении регионов Южной Азии, Западной или Юго-Западной Азии, а также Центральной Азии. Выше уже отмечался интерес обеих стран в поддержании режима ядерного нераспространения, которому Вашингтон придает большое значение. Что касается Пакистана, то он рассчитывает на помощь Вашингтона, который имеет огромное влияние в столицах разных государств по всему миру и в смысле поддержания международной безопасности,  и что касается доступа к мировым финансовым учреждениям, в займах и кредитах которого сегодня так заинтересован Пакистан.

Наконец, США, также как и Пакистан имеют особый интерес в поддержании мира и стабильности в Южной Азии, где находятся две де-факто ядерные державы – Индия и Пакистан, которые часто находятся в состоянии конфронтации, иногда принимающей угрозу вооруженного конфликта, который может развиться до конфликта с применением ядерных вооружений, чего пытаются не допустить США. Таким образом, США хотели бы, чтобы между Пакистаном и Индией сохранялся диалог и обе страны стремились к снижению постоянной напряженности в их взаимоотношениях. Это прозвучало в реплике госсекратаря США Дж Керри, который озвучил это находясь с визитом в Индии, призвав обе страны к возобновлению конструктивного диалога. Однако, по мнению пакистанских аналитиков, есть одна сфера расхождения интересов США и Пакистана – это вопрос сдерживания Китая. Вашингтон в этом плане обхаживает Индию, а Пакистан не желает участвовать в этой большой игре, поскольку для Пакистана  КНР является проверенным «всепогодным» другом и союзником. Индия, же по мнению пакистанских аналитиков, является мощным конкурентом Китая на Азиатском континенте,  а также как и Китай — растущей державой XXI века, которая может блокировать расширение его влияния в Южной  Азии и регионе Индийского океана.

На наш взгляд, если говорить о прогнозах дальнейшего развития пакистано–американского сотрудничества, то можно  сказать, что в кратко-срочной и среднесрочной перспективе эти отношения буду развиваться по восходящей линии, что и продемонстрировал пятый раунд Стратегического диалога в январе 2015 года. До следующего раунда Стратегического диалога между США и Пакистаном в январе 2016 года, эта тенденция будет сохраняться, если не произойдет резкого ухудшения обстановки связанной, прежде всего,  с обострением внутирафганского кризиса.

1.U.S.-Pakistan Strategic Dialogue Joint Statementь Media Note Office of the Spokesperson Washington, DC, January 13, 2015 http://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2015/01/235881.htm [2]