- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Коридор «Север-Юг»: ОБЗОРНЫЙ ВЗГЛЯД

На сессии Европейского Союза в Хельсинки, которая состоялась в 1993 года, Министры транспорта и путей сообщения государств ЕС, помимо восточно-западных коридоров, и в особенности, несмотря на наличие коридора TRACECA и его европейской сети, выдвинули вопрос создания отдельного коридора, которому было дано условное наименование «Коридор-9». Согласно разработанным проектам, этот коридор, называемый также «Север-Юг», может обеспечивать транзитную связь стран Северной Европы, Скандинавии и России, со странами бассейна Персидского залива, Индийского океана и Юго-Восточной Азии через Иран. Он может обеспечивать перевозку товаров от портов Европейских и Северо-Европейских стран, таких как Амстердам, Гамбург, Копенгаген, Стокгольм и Хельсинки, в Москву и Санкт-Петербург; и дальше через порты Северного Каспия направляет грузопоток в порты стран Средней Азии: Казахстана, Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана и далее, а также, может идти в южные иранские порты в Персидском заливе (Бендар-Аббас, Бендар-Имам, Бушир, Чахбахар и далее). Линия этого коридора может продолжаться до Индии и Шри-Ланки и дальше в Малайзию, Сингапур, Индонезию и далее.

Большая часть стран Азии и Европы уже сейчас может успешно вести торговлю и производить обмен товарами по коридору «Север-Юг». Перевозка товаров по этому маршруту осуществляется в два раза быстрее, чем через Суэцкий канал. Этот факт и то обстоятельство, что в Средней Азии образовались новые независимые государства, а также появившиеся новые рынки в бассейне Персидского залива и регионе Индийского океана, имеет большое значение для Европы и Азии. В настоящее время экспортеры из стран Персидского залива, Индийского океана и даже Юго-Восточной Азии направляют свои товары в Центральную, Северную Европу и Россию с использованием морских и океанских путей. На сегодняшний день сложилась следующая торговая практика: загруженные на борт судна товары проходят через Индийский океан, Аравийское море, Аденский залив, Красное море и Суэцкий канал и поступают в акваторию Средиземного моря. Товары для Центральной Европы, российских регионов и Украины перевозятся в порты Одесса, Ильичевск и Новороссийск через Черное море; товары для Северной Европы, Северной России и Скандинавских государств и Прибалтики перевозятся через Гибралтарский пролив, Атлантический океан, пролив Ла-Манш и Балтийское море в северные порты Европы такие, как Хельсинки и Санкт-Петербург.

Очевидно, что перевозка товаров по этим морским путям обходится очень дорого и с большой задержкой.

Учитывая выше изложенное, международный транспортный коридор «Север-Юг» является важным соединительным звеном транзитной перевозки товаров между Азией и Европой.

Перевозка товаров по данному коридору, большая часть которого пролегает через территорию Ирана, обойдется дешевле и намного быстрее, чем через Суэцкий канал. Особенности и преимущества коридора «Север-Юг» такие как значительно короткий путь, низкие транспортные тарифы, экономия времени и также возможность осуществления товарооборота комбинированными транспортными средствами, делают «Север-Юг» очень привлекательным для бизнеса.

Согласно планам коридор «Север-Юг» начинается от региона Индийского океана и далее через южный иранский порт «Бендер-Аббас», проходит по территории Ирана шоссейным путем и железной дорогой, доходит до северных портов Ирана Энзели и Амирабад, затем через Астрахань и Лаган следует в Россию. С расширением национальной железнодорожной сети и прокладкой участка линии Казвин-Астара, появилось возможность организовать ответвления в направлении стран Средней Азии и восточной России. Дальше товары могут перевозиться автомобильным и железнодорожным транспортом в Москву и Санкт-Петербург, а оттуда — в скандинавские страны и Северную Европу. Перевозка товаров по этому маршруту обойдется дешевле на 30 % своих аналогов, а плечо подвоза по длине существенно короче, чем бывший маршрут.

Страны Юго-Восточной и Центральной Азии, Среднего Востока, бассейна Персидского залива, Северной Европы, присоединяясь к этому коридору, будут пользоваться преимуществами дешевой, быстрой комбинированной перевозки товаров между Азией и Европой.

Этот транзитный коридор имеет еще другое преимущество: перевалочные пункты и многочисленные пересечения с различными существующими линиями, в том числе с TRACECA и АЛТИД, что дает возможность перегрузить товары и направить их в восточные и западные стороны Коридора.

12 сентября 2000 года и Санкт-Петербург Министры транспорта Ирана, России и Индии подписали Соглашение о международном транспортном коридоре «Север-Юг». Это Соглашение преследует важные экономические и политические цели:
1. Развитие транспортных отношений.
2. Повышение доступности к международным рынкам.
3. Повышение объема обороти товаров и пассажиров.
4. Обеспечение безопасности поездок, защиты окружающей среды.
5. Координация транспортной политики и разработка соответствующих нормативных актов.
6. Обеспечение равных условий для экспедиторов.
7. Обеспечение тесных экономических и политических связей стран Европы и Азии.
Для достижения вышеуказанных целей страны — подписавшие Соглашения — обратили внимание на следующее:
1. Уменьшаются сроки перевозок через собственную территорию.
2. Уменьшаются расходы перевозки.
3. Упрощаются и унифицируются оформление перевозочных и товарных документов и административные процедуры в перевозке товаров и пассажиров.

Подписание Соглашения о международном коридоре «Север-Юг» между Ираном, Индией и Россией является доказательством того, что Запад и Восток не могут добиться своих интересов в «конфронтационных взглядах друг на друга».

Короткие и дешевые пути укрепляют дальше узы исторических отношений азиатских и европейских народов. Международный Транспортный Коридор «Север-Юг» существенно преобразует шоссейную, железнодорожную и морскую перевозку между Азией и Европой.

Территория Исламской Республики Иран с расширенной сетью инфраструктуры шоссейных и железных дорог, морских коммуникаций, созданием необходимых возможностей в северных и южных портах, организацией путей сообщения и упрощением выполнения транзитных процедур в самые кратчайшие сроки с минимальными затратами, привлекает внимание азиатских и европейских стран в области перевозки товаров. Увеличивая инвестируемые объекты в южных и северных портах и других местах страны, Иран принимает меры для привлечения иностранных инвестиций. Потенциальные возможности Ирана в транзитной перевозке товаров с развитой сетью широких автомобильных и железных дорог, морских и воздушных коммуникаций достойны особого внимания, о которых много говорилось на страницах «Востоковедного сборника» и «Ближний Восток и современность».

Учитывая важное географическое расположение Ирана и значение его роли в международном транспортном коридоре «Север-Юг», политическую и общественную стабильность, международные организации и заинтересованные страны в проекте коридора «Север-Юг», в особенности Россия и Индия, назвали Иран страной, пользующейся «доверием» и именно по этому Секретариат международного транспортного коридора «Север-Юг» впервые был создан именно в Иране.

Учитывая особенности коридора «Север-Юг», который охватывает страны региона Индийского океана страны Юго-восточной Азии и бассейна Персидского залива вплоть до Центральной Азии и России и даже Центральной Европы, участие стран, находящихся вдоль коридора, не только укрепляет их позицию на международном рынке, но и повышает их национальные доходы. Участие новых членов в Коридоре «Север-Юг» приведет к повышению значения их роли в экономических и политических отношениях со странами Европы и Азии, и преобразует их экономику.

В настоящее время, многие страны Азии и Европы находятся па пороге вступления в Коридор «Север-Юг». Международный транспортный коридор «Север-Юг» является самым коротким, подходящим и дешевым путем дли перевозки товаров между Азией и Европой и даст возможность для удобной перевозки товаров в скандинавские и европейские страны. Он укрепляет древние узы связей восточных и западных народов и с точки зрения экономики выгоден всем предпринимателям Азии и Европы.

Вопрос наземной перевозки в Азии и Океании, планирование ее координационного развития начал привлекать мировое внимание в конце 60-х годов двадцатого века.

Первую международную организованную деятельность в этой области начала Экономическо-Социальная Комиссия ООН для Азии и Тихого Океана (ЭСКАТО ООН). ЭСКАТО заинтересовал вопрос создания трансазиатской железной и шоссейной дороги, которая смогла бы установить торговую связь между европейскими и азиатскими странами. По не которым причинам этот проект не увенчался успехом.

К средине восьмого десятилетия обстановка во многом изменилась. Экономический рост восточных и юго-восточных стран Азии вдвое превышал средний мировой уровень, и объем торговли этих стран в течение этого десятилетия достиг одной трети от общего мирового. Экономические изменении в Азии, одновременно с распадом централизованных экономических систем, привели к тому, что ЭСКАТО ООН в начале 90-х годов, в целях ускорения оборота товаров между Азией и Европой, выдвинула вопрос фундаментального развития дорожной сети так называемой «АЛТИД» (ASIAN LAND TRANSPORTATION INFRASTRUCTURE DEVELOPMENT).

В проекте АЛТИД ЭСКАТО были предложены три коридора: северный, южный, центральный.

Все эти коридоры были восточно-западными. Северный коридор протянулся параллельно Сибирской железной дороге через Казахстан, Россию. Беларусь до Европы.

Центральный коридор протянулся через Туркменистан, Каспийское море (порты Туркмен-баши и Баку), Кавказ до восточных портов Черного моря (Поти и Батуми), и дальше соединялся с Центральной Европой.

Южный коридор протянулся через Туркменистан, северную часть Исламской Республики Иран (ИРИ), Турцию и Болгарию, дальше в другие города Европы.

Изменения 90-х годов, в том числе создание новых республик в Азии и Восточной Европе, создание новых рынков в Азии и Европе, проблемы связанные с инвестицией трассы АЛТИД, заинтересовали Европейский Совет. В 1993 году, ЕС выдвинул проект создания транспортного коридора Европа-Кавказ и Средняя Азия, который проходит через Каспийское и Чёрное море, под сокращенным названием TRACECA (TRANSPORT CORRIDOR EUROPE CAUCASUS ASIA). Этот коридор тоже был восточно-западного направления и приблизительно совпал с Центральным коридором АЛТИД.

Европейская часть коридора, включившая в себе десять ответвлений по Центральной и Южной Европе, образовала комбинационную перевозку.

Изменения 90-х годов можно разделить на два определенных периода. В первом периоде преобладающее место занимали три транспортных коридора АЛТИДА, а во втором периоде транспортный коридор TRACECA стал более деятельным. А коридор «Север-Юг» свяжет их в единый транспортный и торговый узел.