- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Речь короля Сальмана бен Абдель Азиза: приоритеты саудовской внутренней и внешней политики

10 марта 2015 г. король Сальман бен Абдель Азиз выступил с речью в эр-риядском дворце Аль-Ямама перед членами королевской семьи, высшими государственными и религиозными деятелями, депутатами Консультативного совета и армейской элитой. В Саудовской Аравии эта речь рассматривается как изложение программы деятельности нынешнего монарха в сфере внутренней и внешней политики.

Прежде чем говорить о содержании речи, стоило бы обратиться к некоторым деталям ее «технического» обрамления.

Выступая во дворце Аль-Ямама, король обращался не только к представителям политического, религиозного и военного истеблишмента, но и ко всем саудовцам, — речь шла о «гражданах и гражданках», «братьях и сестрах», «сыновьях и дочерях» и «благородных гражданах родины». Нынешний правитель последовательно вписывал себя в галерею своих предшественников на троне, заявляя о себе как об их правопреемнике, в том числе, и с точки зрения принципов саудовского государственного устройства: «Король Абдель Азиз, да благословит его Господь, и его сыновья заложили основы этого государства. Они укрепили его единство, следуя путем благородного шариата и Сунны лучшего из Пророков, да молится о Нем Господь и приветствует Его. Десятилетия, прошедшие с момента основания государства и вплоть до эпохи правления Служителя Двух Благородных Святынь короля Абдаллы бен Абдель Азиза, да благословит его Господь, ваше государство, хвала Господу, твердо идет дорогой роста и развития, опираясь на чистую вероисповедную доктрину, сохраняя самобытность общества и неизменность основ его жизни».

Законность пребывания на троне нового сына Ибн Сауда определялась, в первую очередь, тем, что он провозглашал свое намерение и далее продолжать курс отца и своих братьев-предшественников: «Моя цель – трудиться, опираясь на неизменные принципы, положенные в основу созидания этого благородного государства уже в эпоху его объединения, придерживаться благородного исламского шариата, сохранять единство страны, защищать ее безопасность и стабильность. Моя цель – трудиться на благо созидания, завершая то, что было заложено предшествовавшими мне королями, да благословит их Господь, всемерно содействуя всестороннему, всеобъемлющему и взвешенному развитию всех регионов королевства, реализуя справедливость для всех граждан и открывая перед ними путь к осуществлению их законных чаяний и надежд в рамках законов государства и его начинаний». Чтобы завершить формирование образа подлинно мусульманского (и действительно законного) правителя был необходим последний (но не менее важный) штрих: «Господь облагодетельствовал эту страну честью служения Двум Благородным Святыням. С момента своего возникновения королевство исполняло этот ответственный долг, служа исламу, отвечая чаяниям мусульман быть спокойными, легко и надежно выполняя обряды хаджа и умры».

Подлинно мусульманский правитель провозглашал, что предметом его неустанных забот будет «каждый гражданин, живущий в любой части нашей дорогой родины». Он заявлял, что для него «нет различий между гражданами и регионами», декларируя свою устремленность к тому, чтобы «содействовать всем им в деле служения родине». Король Сальман бен Абдель Азиз говорил, что он поручил министру внутренних дел принцу Мухаммеду бен Наефу «вновь довести до сведения губернаторов провинций, что они должны принимать граждан и выслушивать их мнения, как и сообщать в государственные инстанции о высказываемых гражданами идеях и предложениях, которые будут служить родине и содействовать благополучию ее сынов».

Монарх подчеркнуто декларировал свое стремление «противостоять всему, что вносит разлад между гражданами», «покончить с разделением общества, наносящим ущерб национальному единству». По его словам, «сыны отчизны должны быть равны в правах и обязанностях», а средства массовой информации «обязаны, что отвечает учению благородной религии, давать возможность гражданам выражать свое мнение в отношении недопустимости того, что вносит разлад во взаимоотношения между различными сегментами общества», став, таким образом, «инструментом укрепления национального единства и национальной идентичности». В свою очередь, обязанность членов возглавляемого монархом правительства определялась как «деятельность на благо достойной жизни граждан», как «служение гражданину», как «неустанная борьба с коррупцией и коррупционерами». Общество же, «сыны и дочери королевства», должно «совместными усилиями» противостоять тем, «кто покушается на безопасность и стабильность».

В своей речи король Сальман бен Абдель Азиз не мог не коснуться болезненной проблемы сегодняшней Саудовской Аравии – цен на нефть. По его словам, «происходивший в последние годы рост цен на нефть оказал положительное влияние на развитие саудовского хозяйства». Это не означало, однако, что и в прошлом и, тем более, сегодня страна не нуждалась в диверсификации источников доходов и экономики. Нынешнее же положение в еще большей степени, как он подчеркивал, требует движения в этом направлении: «Мы должны построить сильную экономику, — подчеркивал монарх, — базирующуюся на прочной и диверсифицированной основе, создающую новые рабочие места в государственном и частном секторе, поощряющую развитие малого и среднего предпринимательства. Будущие годы, — считал он необходимым заявить, — будут временем укрепления роли промышленного сектора и сектора услуг в национальной экономике».

Конечно, продолжал далее монарх, «ситуация на рынке нефти и снижение цен на нефть влияет на доходы королевства». Однако, по его словам, эта ситуация не должна отрицательно сказываться на «процессе развития», — «с Божьей помощью, мы продолжим разведку месторождений нефти, газа и других природных богатств на территории королевства». Но самое важное в этом разделе его речи состояло в том, что нынешнее снижение доходов государства «не отразится на предоставлении гражданам медицинских услуг», «будут найдены срочные практические способы, чтобы обеспечить гражданам достойное жилье», и, наконец, «продолжено развитие среднего и высшего образования как средства реализации планов развития и потребностей рынка труда». Равным образом государство и в дальнейшем будет развивать практику «отправки молодежи на учебу в лучшие иностранные университеты», поскольку молодежь – «капитал, вкладываемый в будущее отечества».

Обращаясь к национальному предпринимательству, король Сальман бен Абдель Азиз говорил: «Вы – партнеры по развитию. Государство будет поддерживать частный сектор с тем, чтобы он и далее вносил свой вклад в развитие национальной экономики». Не обходя вниманием (что естественно в нынешней ситуации значительных внутренних и внешних вызовов) и вооруженные силы, монарх заявлял: «Отважные сыны всех родов вооруженных сил! Вы сердце родины, вы ее защитники! Каждый из вас находится в центре моего внимания и моей заботы. Родина высоко ценит ваши усилия и ваш ратный труд. Да благословит вас всех Господь! Мы будем и далее укреплять вашу мощь, чтобы вы и далее, по воле Божией, оставались защитниками родины и обеспечивали покой и безопасность граждан».

Наконец – внешняя политика.

Эта сторона деятельности государства, по словам монарха, будет и в дальнейшем основываться на «положениях нашей благородной религии, призывающей к любви и миру». Это означало, как подчеркивал король Сальман бен Абдель Азиз, что «королевство будет и далее следовать положениям международных соглашений, договоров и хартий, уважая принципы суверенитета, невмешательства во внутренние дела, последовательной защиты арабских и исламских интересов в международных институтах». Первоочередной задачей в этой связи провозглашалась поддержка «палестинского народа в реализации им законных прав на создание независимого государства со столицей в Благородном Иерусалиме», а также «поддержка арабской и исламской солидарности» как способа «противостояния грозящим угрозам и вызовам».

Развивая эти положения, глава саудовского государства заявлял, что его страна будет и далее «содействовать миру и стабильности во всем мире, укреплению принципов справедливости и мира, следуя путем диалога и решения разногласий мирными методами и способами». Это предполагало, что саудовская внешняя политика будет исходить из «отказа от применения силы и насилия, а также любых действий, наносящих ущерб миру и безопасности». Рассматривая терроризм как «мировую гадину», монарх подчеркивал, что его страна «будет бороться со всеми формами и проявлениями терроризма и экстремизма» до тех пор, «пока они не будут окончательно искоренены». В этой связи она будет «сотрудничать со всеми братскими и дружественными странами и с международными институтами». Король отмечал: «Мы – часть мира. Мы живем теми же проблемами и теми же вызовами, которыми живет и остальной мир, и мы также несем ответственность за их решение. Мы будем, если позволит Господь, эффективно содействовать решению насущных проблем, включая вопросы охраны окружающей среды, поддержки устойчивого развития, работая совместно с международными организациями и институтами, а также с нашими партнерами в мире».