- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Конгресс США о проекте ближневосточного бюджета на 2016 год

Недавно Администрация США вынесла на рассмотрение Конгресса проект бюджета на 2016 год, где одно из ключевых мест занимают программы помощи и поддержки ближневосточных стран. Подкомитет по делам Ближнего Востока и Северной Африки Палаты представителей Конгресса США во главе с председателем Илеаной Рос-Лейтинен на специально созванном слушании подробно рассмотрел запрашиваемый бюджет, обсудив его целесообразность.

В своем вступительном слове И.Рос-Лейтинен отметила, что Ближний Восток и Северная Африка – это регион, который по-прежнему переживает период нестабильности, и чья безопасность находится под вопросом. Учитывая большую вовлеченность США в дела данного региона, следует со всей серьезностью подойти к вопросу формирования бюджета. В то же время не стоит забывать о том, что бюджет формируется из денег налогоплательщиков, а значит, статьи расходов должны быть понятными  и не должны дублироваться.

«Хотя для решения проблем и конфликтов на Ближнем Востоке потребуется много лет, мы все знаем, что американское вмешательство является необходимым для достижения стабильности и баланса в регионе, таких, которые будут защищать наши национальные интересы и способствовать экономическому прогрессу», — заявила Илеана Рос-Лейтинен.

На слушание были приглашены Энн Патерсон, помощник госсекретаря по делам Ближнего Востока, и Пейдж Александр из ближневосточного бюро Агентства по международному развитию США.

По словам Энн Патерсон, помощника госсекретаря по делам Ближнего Востока, США и впредь будут способствовать достижению мира и стабильности на Ближнем Востоке, поскольку «это работа, которую США не могут бросить в силу своих обязательств и поддержки Израиля». В связи с этим госсекретарь Джон Керри будет вести активную работу с новым правительством Израиля, а Администрация президента Барака Обамы продолжит выступать против попыток Палестины призвать Израиль к ответственности с помощью Международного уголовного суда.

По мнению Э.Патерсон, довольно оптимистично складывается ситуация в Тунисе, где годом раньше была принята новая конституция и проведены выборы. Также можно говорить о некотором прогрессе в Алжире и Марокко. Тем не менее, эти страны, как и другие страны региона, остро нуждаются в помощи и поддержке США. Стоит отметить, что закрытие американских посольств в Ливии и Йемене вовсе не говорит о том, что Вашингтон более не намерен сотрудничать с данными странами: закрытие произошло из соображений безопасности персонала.

Сирия, по ее словам, по-прежнему остается страной, вызывающей наибольшие опасения у США. Ситуация в данном государстве лишь ухудшается за счет активных действий «Исламского государства» (ИГ), число беженцев растет с каждым днем, обостряя ситуацию в соседних странах. США намерены и впредь оказывать гуманитарную помощь сирийскому народу, поддерживать умеренную оппозицию и вести боевые действия против ИГ.

Что касается Ирана, помощник госсекретаря по делам Ближнего Востока заявила, что Вашингтон намерен не только продолжать переговоры с Тегераном касательно его ядерной программы, но и поддерживать иранский народ в его стремлении решить проблему с нарушением прав человека в стране.

«В проекте бюджета на 2016 год запрашиваются средства, необходимые для поддержания национальных интересов США, осуществления основных целей и задач, необходимых Вашингтону для обеспечения национальной безопасности, а также для того, чтобы оставаться в глазах стран региона надежным партнером. Чтобы защитить наших региональных партнеров и наши интересы мы должны использовать все возможные средства, включая дипломатические и экономические, а в случае необходимости и военный потенциал», — сказала Э. Патерсон.

Пейдж Александр из ближневосточного бюро Агентства по международному развитию США заявила, что в случае утверждения запрашиваемого бюджета АМР получит дополнительные средства и возможности для осуществления программ помощи и поддержки стран региона.

«В настоящее время регион переживает тяжелые времена: практически в каждой ближневосточной стране имеются экономические и политические проблемы, существует реальная угроза безопасности. На протяжении многих лет АМР США оказывает поддержку нуждающимся в данных странах, способствует развитию экономики и становлению политических институтов. Проект бюджета АМР на 2016 год был составлен в соответствии с основными нуждами ближневосточных стран, в частности, АМР считает необходимым вкладывать в развитие института гражданского общества, продвижение демократических реформ и снижение уровня бедности в странах региона. Сама работа АМР носит двусторонний характер – агентство взаимодействует не только с правительствами ближневосточных стран, но и с населением», — заявила П.Александр.

Если говорить непосредственно о проекте бюджета, то запрашиваемая сумма составляет 7,3 миллиарда долларов, что значительно превышает бюджет 2014 года, например, который составлял 351,1 миллион. Запрашиваемый бюджет включает в себя 1,8 миллиардов долларов для борьбы с группировкой ИГ, поддержку умеренной оппозиции в Сирии (255 миллионов) и стабилизацию ситуации в соседних странах (355,4 миллиона для Ирака, 210,5 миллионов для Ливана и 1 миллиард для Иордании). Данные цифры, по словам Энн Патерсон, помощника госсекретаря по делам Ближнего Востока, «отражают необходимость США заняться решением ряда конфликтов в регионе наряду с осуществлением программ помощи и поддержки, которые позволят им достигнуть свои долгосрочные цели за счет экономических и правовых реформ, поддержки прав человека и развития политической системы в странах ближневосточного региона».

Статья бюджета, отведенная борьбе с ИГ и стабилизации ситуации в Сирии, хотя и не является самой большой, но имеет огромное значение для американской внешней политики.  Из 355,4 миллионов долларов на поддержку Ирака Администрация планирует выделить 250 миллионов для поддержки иракской армии в борьбе с ИГ; 72,5 миллиона – на восстановление стабильности в зонах, отвоеванных у ИГ, развитие демократических институтов и гражданского общества, поддержку проведения основных экономических реформ. Эти средства, по мнению Администрации, должны быть направлены на восстановление единства внутри страны и усиление боеспособности Ирака для дальнейшей борьбы с ИГ. Также дополнительные 32,9 миллионов необходимы для прочих расходов, связанных с вопросами безопасности.

Сумма, запрашиваемая для поддержки умеренной сирийской оппозиции, объясняется желанием США найти «ту силу, которая сможет противостоять угрозе ИГ и экстремизма в стране и регионе, а также создать условия, необходимые для политической трансформации, столь необходимой для завершения конфликта».

Основная часть бюджета, согласно проекту, отводится для Израиля и Палестины, что подчеркивает «американскую приверженность обязательствам перед Израилем». Общая сумма составляет 3,1 миллиард долларов, из которых 442 миллиона будет направлено на поддержку Палестины и ее возможностей по выполнению обязательств по безопасности перед Израилем, а также на поддержку палестинского народа и развитие экономики страны. Однако размеры помощи Палестине все еще находятся под вопросом, поскольку Администрация намерена пересмотреть данные цифры в связи с попытками Палестины привлечь Израиль к ответственности через  Международный уголовный суд, что негативно сказывается на переговорном процессе между конфликтующими сторонами.

«Поддержка Вашингтоном сектора Газы и Западного берега реки Иордан сыграла значительную роль в продвижении демократии и процветания как для израильтян, так и для палестинцев. Удалось улучшить сотрудничество двух стран в  вопросах сферы безопасности, усовершенствовать медицинскую, образовательную и экономическую сферы в Палестине», — добавила П.Александр.

Для продолжения осуществления программ помощи и поддержки в Египте Администрация запрашивает 1,5 миллиард долларов. Данная сумма будет распределена на борьбу с террористическими группировками на Синайском полуострове, предупреждение распространения угрозы, исходящей из конфликта в Ливии, а также от оппозиционных групп внутри страны. Также средства будут направлены на обеспечение безопасности Суэцкого канала и соблюдение израиле-египетского мирного договора. Поскольку экономический рост и стабильность тесно взаимосвязаны, то США намерены уделить особое внимание развитию частного сектора в Египте. В связи с этим Вашингтон будет способствовать проведению экономических реформ в Египте, улучшению бизнес-климата в стране, увеличению объемов двусторонней торговли, созданию рабочих мест. В то же время США будут и дальше способствовать продвижению прав человека в Египте.

Иордания – еще один стратегически важный партнер для США, в связи с чем Администрация просит выделить по 1 миллиарду долларов на осуществление программ помощи и поддержки в 2016 и в 2017 годах. Эти средства пойдут на удовлетворение краткосрочных потребностей Иордании, связанных с сирийским кризисом и ростом цен на энергоресурсы. Также часть средств будет направлена на помощь в проведении экономических и политических реформ, улучшение систем здравоохранения, образовательной системы и укрепление сил иорданской армии. В частности, АМР США планирует уделить особое внимание улучшению инфраструктуры в школах и больницах, созданию водоочистительных соотужений.

Как уже было отмечено, американские посольства в Йемене и Ливии временно приостановили свою работу. Тем не менее США продолжат активную работу в данных странах. Для восстановления политических институтов в Йемене, решения проблем с нехваткой продовольствия и решения базовых потребностей йеменского народа Администрация запрашивает 114,4 миллионов долларов. Для Ливии, находящейся на грани новой гражданской войны, между различными экстремистскими группировками, Администрация запрашивает 20 миллионов долларов. Эти деньги будут направлены на осуществление наиболее приоритетных задач в сфере безопасности и государственного управления. Пейдж Александр отметила, что сама ливийская сторона остается приверженной программам АМР, несмотря на ситуацию в стране.

Ливан в настоящее время также испытывает значительные трудности в связи с ростом нестабильности в регионе, а также из-за большого притока беженцев из Сирии. На территории государства действуют экстремистские группировки, периодически совершаются террористические акты против мирного населения. Администрация просит увеличить финансовую помощь Ливану до 210,5 миллионов долларов, направив ее на поддержку ливанской армии и снижение экономического давления из-за массового притока беженцев.

В случае с Марокко основные опасения США связаны с вопросом безопасности в стране. Для этих целей, а также для поддержки марокканской экономики, молодого населения страны, систем образования и здравоохранения Администрация запрашивает 31,6 миллионов долларов.

«Выделение данных средств необходимо, чтобы еще раз подчеркнуть значимость Марокко для США. Марокко является одним из ключевых партнеров США вне НАТО, который поддерживает США в антитеррористических и миротворческих операциях», — добавила Э. Патерсон.

Запрашиваемые средства для Туниса также превышают бюджеты предыдущих лет и составляют 134,4 миллиона долларов. Администрация планирует распределить данные средства на поддержание безопасности в стране и на границах, борьбу с терроризмом, укрепление тунисской армии, улучшение экономической ситуации в стране.

Основные вопросы конгрессменов касались контроля над использованием запрашиваемых средств, подотчетности акторов, получивших доступ к деньгам и проблемы дублирования программ помощи и поддержки. Приглашенные докладчики заверили, что данный вопрос будет строго контролироваться, а выделенные средства будут использованы исключительно по назначению.