- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О развитии ситуации в Йемене после завершения военной операции «Буря решимости»

Саудовская Аравия заявила о завершении в Йемене военной операции «Буря решимости». Эр-Рияд в этой связи поспешил объявить, что операция «завершилась победой». При этом примечательно, что король Сальман фактически синхронно с объявлением об окончания операции заявил о том, что в Йемен направляются подразделения Национальной гвардии. Более того, уже после того, как официально саудовские ВВС «завершили» свою  операцию, силы коалиции четыре раза бомбили различные цели в Йемене. Скажем сразу, что бомбардировки будут продолжаться и впредь, но в гораздо более скромных масштабах. За все время операции «Буря решимости» было совершенно около 2400 самолето-вылетов. Параллельно с информационными сообщениями об окончании военной операции появились и другие, из которых следует, что основные возмутители спокойствия повстанцы-хоуситы в египетском раунде переговоров не участвовали и его основных тезисов не разделяют. Но это противоречит декларации «технического президента» А.М.Хади, согласно которым он должен в самое ближайшее время вернуться в столицу страны, а также освобождение хоуситами бывшего министра обороны Йемена. Вся неясная ситуация требует определенных комментариев, но вначале пройдемся по пунктам соглашения, которое было достигнуто, в том числе и при посредничестве Йеменской социалистической партии (ЙСП) и согласовано и с хоуситами, и с Тегераном через ливанскую «Хизбаллу», о чем мы уже сообщали ранее.

Итак, соглашениями в Каире предполагается, что в Йемене устанавливается перемирие, А.М.Хади возвращается на днях в Сану, и воссоздается некая бывшая вертикаль управления страной. Во многом конечно условно, поскольку после произошедшего распада йеменских силовых структур говорить об этом можно с большой  натяжкой. Хоуситы должны в этой связи освободить все государственные и административные здания и передать арсеналы оружия армии. С этим могут быть вопросы. Особенно если учесть, что йеменская армия фактически развалилась, а наиболее боеспособная ее часть лояльна бывшему президенту А.А.Салеху. Его клятвы Эр-Рияду о том, что он сделает все возможное, чтобы они перешли в подчинение законным властям, пока остаются только словами. Отметим при этом, что «вывод» вооруженных отрядов хоуситов из столицы страны, скорее всего, приведет к тому, что с улиц исчезнут их вооруженные блок-посты, но физически они в городе присутствовать безусловно будут. Само движение должно будет трансформироваться в политическую партию, которая («Хизб аль-Хак») в принципе уже существовала, но была сильно ослаблена физической ликвидацией ряда ее лидеров в силу чего фактически никакой эффективной роли не играла. Примечательно, что ряд «умеренных» лидеров хоуситов до сих пор находятся под фактическим домашним арестом, а во главе движения находятся ярко выраженные «ястребы». Гарантом выполнения обязательств по египетскому соглашению выступил лично генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Этот факт четко иллюстрирует тот момент, что хоуситы точно участвовали в переговорном процессе и знакомы с его решениями. Многие обозреватели сходятся во мнении, что А.М.Хади так быстро в Сане не появится, а вернется и обоснуется на первых порах в Адене. Тема Адена и Таиза является для Саудовской Аравии сейчас самой актуальной, поскольку оба эти стратегических центра, несмотря на все заверения об установлении над ними контроля отрядами, лояльными А.М.Хади, по-прежнему находятся в большей части под контролем хоуситов. Так что под пунктом соглашения «о выводе отрядов хоуситов из городов» прежде всего имеются ввиду Таиз и особенно Аден. Туда же теоретически в первую очередь может быть введен и контингент саудовской Национальной гвардии, но пока присутствие саудовских войск на йеменской территории не зафиксировано.

Сам А.А.Салех и члены его семьи по согласованию с Эр-Риядом беспрепятственно уезжают в эмиграцию в Оман, что совсем недалеко от Йемена и позволяет бывшему президенту в случае необходимости влиять на ситуацию. Снова рискнем высказать мнение о том, что об окончательном уходе А.А.Салеха в политическое небытие можно будет уверено говорить только после его физической кончины. Условия соглашения также не упоминают возвращение в страну братьев Ахмаров, а сводный брат А.А.Салеха Мохсен аль-Ахмар назначается на пост военного атташе в йеменское посольство в КСА, что является «утешительным призом», и не более того. То есть традиционные лидеры партии «Ислах» по-прежнему выключены из активного политического процесса. Причем по договоренности с Саудовской Аравией это период «малой активности»  партии «Ислах» должен продлиться примерно пять лет, что мотивируется необходимостью минимизировать влияние в стране глобального движения «Братья-мусульмане», которые по-прежнему расцениваются Эр-Риядом в качестве одной из угроз национальной безопасности.

Премьер-министр Йемена Х.Бахах становится вице-президентом и наделяется крайне расширенными полномочиями, сравнимыми с президентскими. Таким образом, начинается процесс передачи власти новому «техническому президенту», так как А.М.Хади, безусловно, себя сильно скомпрометировал и поддержкой среди основных племенных и политических сил в стране не пользуется. Уроженец Хадрамаута Х.Бахах характеризуется как «государственник» и сторонник единства страны. Хадрамаут же является йеменской провинцией  с сильным саудовским влиянием и серьезной прослойкой крупной буржуазии, тесно связанной с северным соседом бизнес-связями. Весомой подпоркой для нового премьера (и фактически нового президента) станет предусмотренный каирским соглашением запуск процедуры вхождения Йемена в ССАПГЗ, что открывает перспективы свободного рынка и максимальной либерализации сферы трудовой миграции из Йемена в аравийские монархии. Это должно снять, по оценке Эр-Рияда, вопрос роста социальной напряженности в стране и минимизировать остроту проблемы безработицы местного населения. Соглашением также предусмотрено и начало немедленных гуманитарных операций.

Обозреватели также сходятся во мнении, что каирское соглашение безусловно носит промежуточный и компромиссный характер для всех участников внутрийеменского конфликта. За скобками остается и тот факт, что Эр-Рияд достигает еще одной цели, помимо перечисленных выше. Он максимально ослабляет практически все политические силы в Йемене, что в том числе вновь отправляет в долгий ящик вопрос «спорных территорий». Эта тема будет, безусловно, заморожена, что в принципе устраивает саудовское руководство. Напомним, что согласно йеменско-саудовскому договору, который подписал еще А.А.Салех, окончательная передача этих территорий под юрисдикцию КСА возможно только после последовательного парафирования соглашения тремя президентами Йемена. Пока кроме А.А.Салеха его никто не парафировал, и это обстоятельство Эр-Рияд сильно нервировало.