- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Может ли Пакистан вступить в Группу ядерных поставщиков в ближайшем будущем?

По сообщениям пакистанских СМИ Пакистан начал «дипломатическое наступление» с целью лоббирования правительств западных стран, а также Китая своего вступления в престижную Группу ядерных поставщиков (ГЯП – Nuclear Suppliers’ Group – NSG). В настоящее время членами этой группы являются 48 стран. Исламабад начал эту кампанию в ответ на то, что еще в 2010 г. Вашингтон объявил о своей поддержке вступлению Индии в эту организацию. В настоящий момент связи Исламабада с Вашингтоном переживают самый низший уровень развития, в силу того, что, как считают в США, Пакистан «продолжает поддерживать международный терроризм». Пакистан же выступает против вступления Индии – своего традиционного антагониста в регионе Южная Азия — в ГЯП, в то же время пытаясь еще больше укрепить свои отношения с азиатским союзником – КНР.

Администрация президента США Барака Обамы объявила о своей поддержке членства Индии в четырех режимах, имеющих отношение к ядерному нераспространению – Группе ядерных поставщиков (ГЯП или NSG), Режиму Контроля над ракетной технологией  (РКРТ или MTCR), т.н. Австралийской группе (Australian Group), целью которой является уменьшить распространение химического и биологического оружия, а также Васенаарских Соглашений (Wasenaar Agreement), многонациональной группы по контролю за передачей обычных видов вооружений и технологий «двойного назначения».

Пакистан хочет заключить с США такое же соглашение в области гражданского атома, которое Вашингтон заключил с Индией в 2008 году (т.н. индийско-американская «ядерная сделка»), для того, чтобы способствовать удовлетворению своих растущих потребностей  в энергии. Как утверждает Исламабад, предоставление Индии членства в четырех ключевых многосторонних режимах экспортного контроля, «еще больше дестабилизирует обстановку  в южноазиатском регионе, в котором расположены две де-факто ядерные державы – Индия и Пакистан». Он также считает, что вступление Индии в ГЯП сделало бы легитимным ее статус, как государства, обладающего ядерным оружием (ОЯГ) де-юре , при этом Пакистан «остался бы единственным государством –парией, не имеющим права осуществлять ядерную торговлю в гражданской области с членами ГЯП».

Однако в Вашингтоне с большой осторожностью относятся к этому желанию Исламабада, в основном потому, что  пакистанский ученый ядерщик – д-р Абдул Кадир Хан (Abdul Qadeer Khan) в 2004 году признался в передаче «ядерных секретов» Северной Корее, Ирану и Ливии. В то время в мире разразился крупный скандал по поводу функционирования нелегальной сети ядерного трафика д-ра Абдул Кадир Хана, которая вовлекла в себя многие азиатские и западные страны,   коммерческие компании и организации. Впоследствии,  бывший тогда президентом Пакистана генерал Первез Мушарраф постарался замять этот скандал и посадил Абдул Кадир Хана под домашний арест, а затем помиловал его. В 2009 году этот пакистанский физик–ядерщик, считающийся «отцом пакистанской атомной бомбы» и национальным героем Пакистана, который помог своей стране стать ядерной державой, заявил, выступая по национальному радио, что он «признает свои ошибки и хочет жить как частное лицо» и приносить пользу Пакистану» (информация получена автором из радиопередачи в эфире британской радиостанции Би-Би-Си с участием А.К.Хана).

Как считает индийский аналитик – Удай Бхаскар (Uday Bhaskar) – эксперт по безопасности и стратегическим вопросам,  — «Маловероятно, что Пакистан, с его сомнительной репутацией в области ядерного распространения, будет принят в ГЯП. Если посмотреть на ситуацию в этой области в Пакистане за последние 30-35 лет, то мы увидим, что Пакистан сыграл очень большую роль в ядерном распространении. Мы говорим о нелегальной сети ядерного трафика д-ра Абдул Кадир Хана, пакистано –северокорейских и пакистано – иранских связях, а также о нелегальной передаче сетью А.К.Хана чувствительной ядерной технологии КНДР, Ирану и Ливии. В настоящее время при существующих обстоятельствах  репутация Пакистана, как страны «поддерживающей терроризм»,  страны считающейся колыбелью терроризма, а также то, что Пакистан часто называют «Уолмартом ядерного распространения» («Уол март – крупная сеть дешевых супермаркетов в США – авт.), ни в кой мере не характеризует Пакистан, как «ответственное государство»».  Однако, совсем недавно, в конце апреля с.г. пакистанский премьер-министр Наваз Шариф в интервью западным СМИ заявил,  что «Пакистан – ответственное государство, и из него больше не исходит угроза ядерного распространения или ядерного терроризма». Тем не менее, на  наш взгляд, не исключено, что в Пакистане могут по-прежнему функционировать т.н. « параллельные сети нелегального ядерного трафика», которые остались в стране после раскрытия сети д-ра А.К. Хана.

В то время, как Пакистан выступает против фаворитизма, проявляемого к Нью-Дели со стороны США  в области гражданской ядерной энергетики, он продолжает свои усилия для дальнейшего развития ядерной программы страны, как военной,  так и гражданской, причем, как считают аналитики, с помощью Пекина. Он имеет три действующих предприятия по наработке плутония  в Хушабе (Khushab); четвертый завод по производству плутония находится в стадии строительства. В настоящее время, в Чашме (Chashma) и Карачи (Karachi)  с помощью Китая строятся две новые АЭС, в тоже время Исламабад объявил о строительстве в ближайшем будущем еще трех подобных АЭС.

Влиятельный американский «мозговой трест», Совет по международным отношениям (Council on Foreign Relations), в своем недавнем докладе предупредил, что ядерные арсеналы Пакистана в ближайшие пять лет могут быть значительно увеличены  и достигнут уровня 200 ядерных боезарядов к 2020 году, что позволило бы Пакистану обойти по размеру атомного арсенала такую признанную ядерную державу, как Франция, занимающую четвертое место по количеству ядерных боеприпасов.

Пакистан, как указывают  аналитики, также заблокировал начало международных переговоров по Договору о запрещении производства расщепляющихся ядерных материалов  (ДЗПРМ – Fissile Material Cutoff Treaty – FMCT)  на Конференции по разоружению (КР – Conference on Disarmament – CD) в Женеве. Этот договор, в случае его подписания, запретил бы производство расщепляющихся материалов для целей создания ядерного оружия; а именно, плутония и высокообогащенного урана (ВОУ), которые являются ключевыми ингредиентами атомного оружия.  В этой связи, Ресми Кази (Resmi Kazi), ассоциированный научный сотрудник индийского Института оборонных исследований и анализа (Institute for Defense Studies and Analysis- IDSA), заявил,  что такой послужной список Пакистана в области ядерного распространения может «помешать его усилиям вступить в ГЯП». По его мнению « ГЯП не одобрит вступление Пакистана в эту организацию, а также не сделает исключение для него без проверки его послужного списка в области ядерного распространения.   Со стороны ГЯП уже осуществлялись программы работы с Пакистаном для проверки статуса Пакистана в области ядерного нераспространения».  Поэтому он уверен, что ГЯП собирается провести крупный обзор ситуации по Пакистану в том, что касается чистоты его послужного списка в области ядерного распространения. Кроме того, Р.Кази  заявил, что «Пакистан все  еще должен доказать, что он серьезно настроен на борьбу с терроризмом, в т.ч. с трансграничным терроризмом, и как ответственное государство,  должен стремиться к тому, чтобы иметь хорошие отношения со своими соседями»

К вышесказанному можно добавить,  что ядерный Пакистан уже в  течение длительного времени подозревается Западом, прежде всего, США в ведении двойной игры: осуществляя борьбу с боевиками – исламистами ,  он в то же время  поддерживает тех террористов, которые рассматриваются Исламабадом в качестве «стратегических активов», используемых против  своих  конкурентов и соседей – т.е. Индии и Афганистана.

С этим совпадают  мнения индийских аналитиков, несмотря на то, что иногда, говоря о Пакистане, они «сгущают краски» и готовы обвинить его «во всех смертных грехах».  Исламабад действительно имеет плохой послужной список а области ядерного распространения – пример тому — упомянутая деятельность нелегальной сети  д-ра А.К.Хана, а также он не всегда последователен в борьбе с терроризмом на своей территории и пресечении трансграничного терроризма на территории соседней Индии.

Если говорить о прогнозных оценках вероятности вступления Пакистана в ГЯП, то можно согласиться с вышеупомянутыми аналитиками, что это произойдет не скоро. На наш взгляд, сначала Пакистану необходимо разблокировать  переговоры по ДЗПРМ в Женеве. Затем Исламабад должен дать твердые гарантии того, что на его территории не действуют т. н. «паралелльные сети нелегального ядерного трафика», Что же касается т.н. «ядерной сделки Пакистана и США в области гражданской атомной энергетики», то вряд ли уходящая в 2016 году администрация президента Барака Обамы будет что-либо предпринимать.  Новая же американская  администрация, которая придет к власти после президентских выборов в 2016 году, скорее всего,  укажет Исламабаду на необходимость кардинального улучшения американо-пакистанских отношений. В любом случае ясно одно:  Вашингтон не готов и не собирается заключать «ядерную сделку» с Исламабадом.  Не готов заключить ее и Пекин, который пока не оказал, насколько это известно, поддержки Пакистану в его желании вступить  в ГЯП. А если принять во внимание возможный ядерный терроризм и деятельность на пакистанской территории радикальных исламистов, то становится  понятным, что такая сделка с Вашингтоном или Пекином вообще весьма проблематична. Кроме того, как мы писали выше, нужно официальное одобрение ГЯП для вступления Пакистана в эту группу. Однако в ней ведущую роль играют США и их западноевропейские союзники по НАТО. ГЯП и так согласилась со вступлением Индии в свои  члены, в основном под нажимом Вашингтона. В кратко- и среднесрочной перспективе ГЯП вряд ли пойдет на то, чтобы принять Пакистан в свои ряды.  Остается наблюдать, как пойдет реализация индийско – американской «ядерной сделки», каков будет в количественном выражении ядерный арсенал Пакистана, и какими темпами будет наращиваться продолжающаяся в регионе Южная Азия гонка ядерных вооружений. Все эти факторы, а также фактор Китая, или, вернее, его вероятная поддержка Пакистана  будут играть определяющую роль для будущего членства Пакистана в ГЯП.