- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О состояния дел в области атомной энергетики в Пакистане

Недавно обнародованные планы правительства  Пакистана о строительстве новых АЭС встречают все более растущую критику со стороны  «антиядерного лобби» страны, которое заметно активизировалось после катастрофы на АЭС «Фукуксима» в Японии в марте 2011 года. Как считают пакистанские эксперты, эти голоса пакистанского «антиядерного лобби» «созвучны голосам противников Пакистана», опасения которых по поводу состояния в области ядерной безопасности и физической защиты ядерных объектов «не представляют собой реальной оценки существующего положения дел».  Т.н. «антиядерное лобби» в Пакистане представляет     собой составную  часть всемирного «антиядерного лобби», которое  осуществляет свою деятельность по противодействию  планам расширения строительства новых АЭС в Европе и Азии. Причем пакистанское «антиядерное лобби» — это часть, прежде всего, центральноазиатского антиядерного движения, с центром в Казахстане, которое  объединяет физиков–ядерщиков, интеллектуалов и часть представителей профессионалов в ядерной   области, особенно  тех, которые получили соответствующее специальное образование в вузах Европы и Америки. В Пакистане видными активистами «антиядерного лобби» являются три известных ученых — физиков по образованию, которые занимаются проблемами, относящимися к ядерной энергетике и ядерному нераспространению – д-р Первез Худбхой (Prevez Hoodbhoy), профессор Университета им. Каиде-азама  в Исламабаде, известный физик –ядерщик и публицист, часто печатающийся в пакистанских СМИ Зия Миан (Zia Mian), а также А.Х. Наяр (A.H.Nayar). В марте 2014 года в пакистанском издании американского журнала «Ньюсуик» (Newsweek Pakistan, номер от 17 марта 2014 года)  они опубликовали свою  статью  под названием «Ядерная  тень над  Карачи» (The Nuclear  Shadow  over Karachi), в которой подвергли резкой критике планы правительства премьера Наваза  Шарифа по строительству новых АЭС в Карачи,  крупнейшем городе Пакистана и глубоководном морском порту  на  Макранском  побережье  Аравийского моря,  с населением в   20 миллионов жителей. В данной статье были использованы материалы этих авторов, а также статьи   известного пакистанского эксперта-аналитика  Мохаммада Умара (Mohammad Umar) «Пакистану пора развивать атомную энергетику» (Time for Pakistan to Go Nuclear), опубликованной им в газете  5 мая 2015 г. в англоязычной газете «Дейли Ньюс» (The Daily News)

В ноябре 2014 года в г. Карачи, премьер–министр Пакистана в торжественной обстановке объявил о начале строительства двух новых АЭС – КАНУПП – II (KANUPP –II, Karachi Nuclear Power Project-II) и КАНУПП –III (KANUPP–III), которые будут способны производить 1100 MW электроэнергии каждая.  При этом строительство меньших по мощности энергоблоков АЭС уже идет полным ходом, и, как ожидается, два из них – ЧАШМА –III (CHASMA–III) и ЧАШМА–IV (CHASHMA –IV) в г. Чашма войдут в эксплуатацию к 2016 году. Все эти АЭС являются частью плана правительства Пакистана довести к 2030 г.  производство электроэнергии в стране до общей мощности в 8900 MW.  В свою очередь, эти планы являются первым шагом амбициозного плана Пакистанской Комиссии по атомной энергии (PAEC)  по строительству 32 АЭС , которые будут вырабатывать 40000 мегаватт электроэнергии на восьми площадках в Пакистане. Каждая площадка будет иметь четыре АЭС электрической мощностью в 1100 мегаватт каждая. Имеются сообщения, что правительство страны обсуждает с Китаем сделку на строительство трех  АЭС в Музаффаргархе (Muzaffargarh), около Мултана (Multan), и одной или больше АЭС в местечке Ахмадпур Ист (Ahmadpur East), вблизи Бахавалпура (Bahawalpur); причем были выделены еще шесть площадок под строительство АЭС.

Изначально, в стране праздновали начало строительства двух новых АЭС в Карачи, после того, как Наваз Шариф объявил о начале реализации этого проекта с бюджетом в 6,5 миллиарда долларов, что для такой страны, как Пакистан, является очень крупными инвестициями в атомную энергетику. Однако, в последнее время в Пакистане все чаще стали звучать голоса  т.н. «антиядерного лобби», представители которого называют «глупыми» торжества по случаю запуска этого проекта. По мнению пакистанских экспертов, таких, как вышеупомянутый Мохаммад Умар в частности, на самом деле  «те, кто выступает против реализации этого проекта, являются глупыми людьми»

В конце апреля   с.г. все новости, касающиеся объектов атомной энергетики Пакистана, сконцентрировались на возможном вредном воздействии ядерных реакторов на экологию. При этом такие мнения представителей пакистанского «антиядерного лобби»  впервые прозвучали еще сразу после катастрофы на АЭС «Фукусима» в марте 2011 года.  Сегодняшние выступления представителей «антиядерного лобби» в стране, по мнению пакистанских экспертов, «являются самой последней попыткой манипулировать восприятием общественностью Пакистана планов по дальнейшему развитию атомной энергетики в стране путем распространения слухов и лжи». Пакистанские эксперты ссылаются на то, что атомная энергетика «является самым чистым и наиболее экологичным источником энергии, доступным к настоящему времени». Действительно,  АЭС не осуществляют выбросов углекислого газа в атмосферу, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду в отличии теплоэлектростанций, использующих в качестве топлива каменный уголь, при сжигании которого образуется углекислый газ.  Кроме того, общеизвестным фактом является то обстоятельство, что атомная энергия является самым дешевым источником энергии.

Наиболее острой проблемой, вызывающей опасения в области ядерной безопасности, которая увязывается с этим проектом, является идея того, что боевики «Аль-Каиды» или пакистанского движения «Талибан»  каким-то образом получат контроль над этими установками (ядерными реакторами), либо используя инсайдеров, либо захватив эти объекты.. По мнению пакистанских экспертов, «эти идеи абсурдны». Они ссылаются при этом на то обстоятельство, что пакистанские военные полностью контролируют  ситуацию в области ядерной безопасности и физической защиты ядерных объектов  в стране и несут ответственность за охрану всех ядерных активов Пакистана, включая и охрану гражданских ядерных объектов.  Однако вышеупомянутые «антиядерщики»,такие как Первез Худбхой,  считают, что в Пакистане имеется необходимость проявлять озабоченность по поводу риска преднамеренного саботажа или террористической атаки на ядерные установки. И хотя официальные лица Комиссии по атомной энергии Пакистана отрицают такую возможность – и есть надежда, что они правы – эта проблема нуждается в том, чтобы ее воспринимать серьезно.

Ведь, считают эти авторы, хорошо организованные и хорошо вооруженные религиозные (исламские) террористы, часто с помощью инсайдеров, уже успешно атаковали даже сильно охраняемые военные объекты. Этот список включает места, в которых нападение ожидалось в военное время, и поэтому они должны были быть  серьезно охраняемыми – включая Генштаб сухопутных войск Пакистана, базу ВМФ в Мехране (Mehran), а также базу ВВС страны в Камре (Kamra).  И если силы безопасности страны не могут защитить свои собственные базы, трудно понять, как они смогли бы успешно защитить какую-либо АЭС.

При этом, высказывая такие опасения, большинство представителей «антиядерного лобби» также ссылаются на то, что Пакистан не подписал Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО),  очередная Обзорная Конференция  которого сейчас проходит в г. Нью – Йорк. Таким образом, Пакистану запрещено вести торговлю с поставщиками ядерного оборудования и технологии.  Именно по этой причине,  Пакистан не может покупать ядерные реакторы у КНР, поскольку КНР является членом Группы ядерных поставщиков – ГЯП (Nuclear Suppliers Group, NSG – международной группы стран, состоящей из 48 членов, которые поставляют ядерную технологию и оборудование). Деятельность КНР в этой области должна соответствовать международным законам, регулирующим продажи и торговлю ядерными материалами и оборудованием. Однако пакистанские эксперты ссылаются на пример, Индии, которая «как известно, также является неучастником  ДНЯО, но недавно получила доступ к ядерной технологии и оборудованию от США (в силу реализации т.н. «ядерной сделки», подписанной между Индией и США в 2008 году- авт.)». Одобренные Конгрессом США поставки ядерной технологии и оборудования Индии призваны развивать гражданскую атомную энергетику этой страны. Пакистанские эксперты подчеркивают, что «Китай,  традиционный союзник Пакистана, дал ясно понять, что, если США сделали исключение для Индии (которая, согласно условиям сделки с США разделила свою ядерную деятельность на мирную и военную, и продолжает наращивать свой ядерный потенциал-авт.), то Китай мог бы сделать то же самое для Пакистана».

Далее пакистанские эксперты отмечают, что «США навязывают международной общественности мнение, что Пакистан будет использовать свою гражданскую ядерную программу для увеличения своих мощностей по производству ядерных зарядов.  Наш единственный  интерес состоит в том, чтобы увеличить наши мощности по производству электроэнергии», – утверждают они.

Кроме того, пакистанские эксперты не согласны с представителями «антиядерного лобби», выражающими озабоченность по поводу конструкции ядерного энергетического реактора, который Пакистан закупает у Китая. Этот реактор,  известный под названием  ACP-1000, является новой разработкой, и многие в Пакистане выражают обеспокоенность, что китайцы используют КАНУПП – II в качестве испытательного полигона, и это может привести к катастрофе. Реальное положение дел заключается в следующем: американская компания  Westinghouse сконструировала реактор ACP -1000 для Китая и в настоящее время сооружает четыре АЭС с использованием этих реакторов в КНР. Реакторы этого типа также будут использоваться для строительства АЭС в Карачи. Они успешно прошли серию специальных тестов  и были одобрены к использованию Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) в Вене.

Китайские и пакистанские власти считают,  что извлекли урок из Фукусимского ядерной катастрофы в 2011 г.,  аварии на Чернобыльской АЭС  в 1986 г. и катастрофы на американской АЭС «Три Майл Айлэнд», и внедрили все возможные меры безопасности в конструкцию этих АЭС. Ведь Пакистан   уже имеет сорокалетний опыт эксплуатации АЭС в Карачи . В целом, объем производимой электроэнергии на уже действующих АЭС в Карачи и в Чашме приближается к  2000 MW.

Однако Пакистан по-прежнему испытывает острую нужду в электроэнергии, отмечают пакистанские эксперты, приветствуя продолжение работ  по строительству КАНУПП – II и КАНУПП – III.   По мнению автора поставка ядерных реакторов для вышеупомянутых АЭС в Карачи и их сооружение при техническом содействии КНР  поможет Пакистану  снизить нехватку электроэнергии в стране. Нехватка электроэнергии имеет место  частично из-за роста численности населения  Пакистана, а также в силу индустриализации и урбанизации.  Пакистан является наиболее урбанизированной страной в регионе Южная Азия – более чем 40% населения страны являются городскими жителями.  По мере дальнейшего увеличения численности населения Пакистана, возрастут его потребности в дешевой электроэнергии.  «Мы должны строить больше АЭС, если мы хотим, чтобы Пакистан был стабильным и финансово обеспеченным государством», — заключают пакистанские эксперты.

На наш взгляд, по мере того, как пакистанское руководство пытается реализовывать свои планы по развитию мирной атомной энергетики, в стране наблюдаются все более растущие противоречия между сторонниками строительства новых АЭС и их противниками из числа «антиядерного лобби». В связи с этим любопытно, что наличие в стране «антиядерного лобби» пока мало известно аналитикам по Пакистану. В то же время  о «антиядерном лобби» в соседней Индии известно многое.  – в особенности, когда в связи со строительством новых энергоблоков на АЭС в Кундакуламе были организованы мощные выступления местного населения. Сооружение новых энергоблоков  осуществляется при содействии российских государственных компаний (РАО «Росатом», «Атомстройэкспорт и др.). Тем не менее, антиядерное движение в Пакистане,   все более набирает силу.  Как уже говорилось, это движение появилось в Пакистане (так же как и в Индии и в других странах, развивающих атомную гражданскую отрасль) практически сразу после аварии на АЭС в Фукусиме, как часть общего тренда на сворачивание строительства новых АЭС в мире. Однако, по мере того, как наблюдающийся  т.н. «ядерный ренессанс» все же преодолел «фукусимский барьер» и снова набрал обороты, представители «антиядерного лобби» в Пакистане продолжают выражать   опасения в связи с расширением атомной программы страны по поводу возможных последствий для экологии и населения. Что само по себе свидетельствует, что этот тренд с некоторым опозданием по времени теперь охватил и Пакистан. А ведь 17 лет назад, когда Пакистан (вслед за Индией) провел испытания ядерного оружия и стал ядерной державой де-факто, пакистанское население встретило это событие с ликованием, Видимо, в ближайшие годы мы еще не раз станем свидетелями выступлений противников развития атомной энергетики в Пакистане,  ссылающихся на фукусимскую аварию. Также нам представляется, что в Пакистане  движение против строительства новых АЭС еще может быть связано с общей критикой политики правительства премьера Наваза Шарифа. Однако, на наш взгляд, реализация планов нынешнего пакистанского руководства по наращиванию объемов производимой на АЭС электроэнергии будет продолжаться, вне зависимости от выступлений пакистанского «антиядерного лобби». Скорее всего, нынешнее пакистанское руководство при помощи своего испытанного союзника – Китая   — будет осуществлять программу расширения строительства и ввода в эксплуатацию новых атомных энергетических реакторов по вполне объяснимым причинам, отмеченным выше.

Кроме того, Китай, который осуществляет строительство новых атомных энергоблоков в Пакистане, будучи весьма заинтересованным  не уступать пакистанский атомный рынок, будет подталкивать пакистанское руководство к реализации его программы развития гражданской атомной отрасли. Что же касается опасений по поводу того, что Пакистан мог бы использовать строительство новых АЭС для возможного наращивания своего военного ядерного арсенала, то они не выдерживают критики – по условиям китайско-пакистанских соглашений о строительстве объектов гражданской атомной отрасли   все новые АЭС будут находиться под гарантиями МАГАТЭ. Это положение является обязательным условием для Китая,  как члена ГЯП и МАГАТЭ. Вопрос же о возможном попадании чувствительных ядерных объектов на территории Пакистана в руки международных террористов и исламских радикалов не однозначен: с одной стороны, его решением заняты пакистанские военные и чиновники КАЭП, а также внешние державы – США, с другой стороны нет полной уверенности, что такое событие не может иметь место в Пакистане, где террористические акты становятся все более регулярными и дерзкими, а террористы- все более организованными и хорошо вооруженными. Так что проблема ядерной безопасности и физической ядерной безопасности в Пакистане все более становится актуальной.