- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Ливане: апрель 2015 г.

Ситуация в Ливане в апреле 2015 года продолжала оставаться сложной и характеризовалась следующими основными моментами: продолжающейся угрозой террористических проявлений, неурегулированностью президентского кризиса, осложнением отношений между движением «Хизбалла» и движением «Мустакбаль», расколом в христианской общине страны, связанным с борьбой за президентский пост.

Одним из индикаторов острого политического кризиса в Ливане стало расхождение позиций основных политических сил страны по поводу событий в Йемене. Движение «Хизбалла» еще в конце марта решительно осудило саудовскую военную операцию в Йемене, встав на сторону повстанцев-хоуситов. Отвечая на вопросы телеканала «Аль-Эхбарийа» лидер движения «Хизбалла» Хасан Насралла приветствовал будущее заключение соглашение по иранской ядерной программе между Ираном и «шестеркой» отметив, что выход ИРИ из международной изоляции сделает эту страну богаче и могущественнее. «Иран сможет еще эффективнее поддерживать дело палестинского сопротивления», — отметил Насралла. Он отметил, что подписание соглашения, без сомнения, будет иметь большое влияние на дела всего региона. Вместе с тем, по его сведениям, «американцы пытались наряду с ядерной проблемой навязать Ирану за столом переговоров обсуждение региональных вопросов, но иранцы на это не пошли».

Необходимость невмешательства Ливана в региональную политику, которую отстаивает Коалиция 14 марта, Насралла назвал «большой ложью». Он подчеркнул, что силы, препятствующие вмешательству «Хизбаллы» в сирийский конфликт, сами его разжигают. По его мнению, гражданская война в Сирии началась четыре года назад в результате прямого вмешательства Саудовской Аравии, Катара и Турции. «Президент Башар Асад в 2011 году был готов начать демократические реформы в стране, но внешнее вмешательство и террористический заговор сорвали этот процесс» — заявил Насралла. Основной причиной ввода вооруженных формирований «Хизбаллы» на территорию Сирии в апреле 2013 года он назвал то, что «Сирия является одной из немногих стран в регионе, проводящих независимую внешнюю политику».  Он отметил, что боевые действия, которые ведет «Хизбалла» в приграничном регионе Каламун, направлены на обеспечение национальной безопасности Ливана. Потери «Хизбаллы» в конфликте он оценил как «меньшие, чем ожидалось». Насралла вновь   резко осудил политику Саудовской Аравии в регионе. По его мнению, не Иран оккупирует Сирию, а КСА оккупирует Бахрейн и пытается оккупировать Йемен. «Проблема состоит в авторитарном мышлении саудовского режима. Он не уважает права народов», — отметил Насралла. Отвечая на вопрос о планах движения в отношении поддержки палестинского сопротивления, Насралла констатировал, что «Хизбалле» в одиночку невозможно будет освободить Палестину. «Здесь мы должны быть реалистами», — сказал ливанский политик.

Политика «Хизбаллы» в апреле была подвергнута жесткой критике как со стороны ее противников из движения «Мустакбаль», так и со стороны американцев. 6 апреля заместитель госсекретаря США Энтони Блинкен, находясь в Бейруте, на встрече с премьер-министром Ливана Таммамом Саламом подверг «Хизбаллу» резкой критике. Он констатировал, что «Поддержка Асада «Хизбаллой» служит только продолжению конфликта и страданий, способствуют притоку новых добровольцев в «Исламское государство» и сирийских беженцев в Ливан. Таким образом, действия «Хизбаллы» приносят вред Сирии и Ливану».

7 апреля движение «Мустакбаль» в своем официальном заявлении провозгласило, что новым врагом Ирана, «большим шайтаном» являются уже не США, а арабы. «Раньше иранцы категорически не хотели садиться за стол переговоров с США и называли их большим шайтаном. Теперь они полны решимости договорится с американцами и нормализовать отношения с ними, а новым большим шайтаном для них является арабский мир и, прежде всего, Саудовская Аравия». В заявлении отмечается, что «Иран должен прекратить экспорт своей революции и фанатизма и отказаться от бесплодных мечтаний об империи». 14 апреля один из лидеров движения «Мустакбаль» Мустафа Аллюш призвал своих коллег отказаться от диалога с «Хизбаллой» в связи с «грубыми нападками, которые позволил шейх Хасан Насралла в отношении Лиги арабских государств и Саудовской Аравии, а депутат от «Хизбаллы» Мухаммед Раад в отношении Саада Харири».

В то же время есть признаки, позволяющие говорить о том, что ведущие ливанские политики не хотят переходить через «красные линии» и прерывать начавшийся диалог. В ливанской политической элите существует понимание того, что политический и социально-экономический кризис в стране диктуют необходимость создания сильного правительства и выборов дееспособного президента. Например, спикер ливанского парламента Набих Берри 10 апреля попросил участников полемики смягчить тон взаимных обвинений. «Кампании взаимных обвинений увеличивают напряженность вместо того, чтобы уменьшать его. Мы просим «Хизбаллу» и движение «Мустакбаль» смягчить тон полемики и не опускаться до оскорблений. В самом Ливане есть достаточно острых проблем, которые можно обсудить вместо того, чтобы вступать в ожесточенный конфликт из-за Йемена», — отметил патриарх ливанской политики.

Апрель был отмечен активизацией попыток маронитской церкви и Ватикана преодолеть президентский кризис в стране. 10 апреля патриарх маронитской церкви Бешара ар-Раи, являющийся по совместительству кардиналом католической церкви, на пасхальном обеде в честь посла Франции в Бейруте, подверг критике генерала Мишеля Ауна и его союзников из Коалиции 8 марта за срыв заседаний парламента и избрания президента, что «ставит под угрозу стабильность в стране и негативно отражается на христианской общине». Папский нунций в Бейруте Габриеле Каччиа предпринял серию встреч с христианскими и мусульманскими политиками из Коалиций 8 и 14 марта. По сообщению газеты Orient le Jour, Коалиция 14 марта и ее лидер Саад Харири в принципе не против избрания на высший государственный пост Мишеля Ауна, но обставляют это рядом невыполнимых условий, среди которых разрыв отношений Ауна  с «Хизбаллой» и назначение на высшие посты в системе безопасности ставленников движения «Мустакбаль». В частности, сторонники Саада Харири пытаются отговорить М.Ауна от идеи назначить командующим армией в случае прихода к власти своего зятя Шамеля Рукуза. Папский нунций Г.Каччиа жестко критикует христианские партии «Свободное патриотическое движение» и «Ливанские силы» за неумение найти компромисс и ослабление позиций христианской общины в Ливане. По информации ливанских источников, Ватикан склоняется к поддержке кандидата, который не был бы выдвиженцем ни Коалиции 8 марта, ни движения «Мустакбаль». В качестве желательного будущего президента рассматривается нынешний командующий ливанской армией генерал Жан Кахваджи.

Апрель был месяцем внешнеполитической активности в Ливане. 12-13 апреля с официальным визитом побывал король Испании Филипп VI. Король Испании провел встречи с премьер-министром Ливана Таммамом Саламом, спикером парламента Набихом Берри, а также побывал на юге Ливана, где встретился с испанским военным контингентом, несущим службу в рамках Сил ООН по поддержанию мира на юге Ливана (UNIFIL). 16-17 апреля в России с визитом побывал лидер Демократической партии Ливана эмир Таляль Арслан. Т.Арслан является представителем одного из древнейших аристократических родов Ливана. Будучи одним из лидеров общины друзов, он находится в жесткой конкуренции с лидером ПСП Валидом Джумблатом. Демпартия Ливана входит в состав Коалиции 8 марта, руководимой «Хизбаллой». В Москве Т.Арслан встретился с депутатами Госдумы и Совета Федерации России, провел пресс-конференцию в агентстве РИА-Новости, в ходе которой полностью поддержал правительство Башара Асада в Сирии. Т.Арслан назвал сирийскую вооруженную оппозицию «агентами международного империализма». При этом он высказался за отмену конфессиональной политической системы в Ливане, которая, по его мнению «порождает только постоянные политические кризисы, коррупцию и мафиозный стиль управления государством».

Апрель в Ливане был ознаменован годовщинами двух печальных событий: 40-й годовщины начала гражданской войны и столетней годовщины геноцида армян. Оба этих события являются знаковыми для ливанской истории. В церемонии памяти жертв гражданской войны, проведенной 13 апреля, приняли участие бывший премьер-министр Ливана, лидер движения «Мустакбаль» Саад Харири и лидер ПСП Валид Джумблат. По словам С.Харири, «Мы не для того закончили гражданскую войну, чтобы позволить сжечь себя в горниле разгорающихся рядом арабских конфликтов. Мы не сможем защитить себя, если будем сами бросаться в этот огонь». Несомненно, эти слова были завуалированной критикой движения «Хизбалла», ведущего боевые действия в Сирии. Валид Джумблат охарактеризовал гражданскую войну в Ливане как «войну чужих на нашей территории». Он также отметил: «Я  не буду продолжать дальше, так как сам был участником тех событий, возглавляя одну из враждующих фракций. Больно говорить, но тогда все мы руководствовались фанатизмом и ненавистью. Мой завет сыну Тимуру и другим молодым политикам состоит в следующем: избегайте насилия и невежества».

Определенные разногласия в политической элите Ливане вызвала сотая годовщина геноцида армян в Османской империи. В Ливане проживает 250 тысяч армян. Многие из них являются потоками армянскими семейств, бежавших из Малой Азии и Северной Сирии, спасаясь от геноцида. В Бейруте функционируют три армянских политических партии: «Дашнакцутюн», «Рамгавар» и Гнчак». Многие этнические армяне являются представителями политической и деловой элиты страны. В частности, представитель дашнаков Артур Назарян возглавляет министерство энергетики в нынешнем правительстве Ливана. 21 апреля на заседании ливанского правительства министры-христиане потребовали от кабинета министров сделать 24 апреля (день Геноцида) нерабочим и траурным днем. Это предложение вызвало отрицательную реакцию со стороны министров от движения «Мустакбаль» Нухада Машнука (МВД) и Ашрафа Рифи (Министерство юстиции) и безразличную реакцию со стороны премьера Таммама Салама. Лидер дашнаков и бывший министр Панос Манджян заявил, что вместе с представителями других армянских партий посещал до этого Т.Салама и просил его почтить день геноцида должным образом. Однако премьер-министр Ливана отказал на том основании, что «память геноцида армян в Турции может встретить противоречивую реакцию в ливанском обществе. Национального консенсуса на эту тему не существует». Министр образования Ливана Элиас Бу Сааб (маронит) своим волевым решением освободил ливанских школьников от занятий в день Геноцида, чем вызвал недовольство некоторых своих коллег. Бывший министр в правительстве Ливана и лидер партии Катаиб (1988-2005 годы), этнический армянин Карим Пакрадуни, отец которого выжил во время Геноцида, солидаризировался с позицией министра образования. Он заявил, что уважение памяти жертв геноцида не зависит от решения отдельного премьер-министра. «Все христиане Ливана в знак солидарности закроют 24 апреля школы и офисы. Сделает это и значительная часть мусульман, сочувствующая невинно убиенным во время первого геноцида двадцатого столетия», — отметил Пакрадуни. Патриарх маронитской церкви Ливана Бешара ар-Раи 28 апреля посетил Ереван, где принял участие в церемонии памяти жертв Геноцида армян, проводившейся правительством Армении. Перед отбытием в Армению, в Бейрутском аэропорту он призвал турецкое правительство принести официальные извинения за массовые убийства армян во время Первой мировой войны.