- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Документированные заметки о невозможности разрешить суннитско-шиитский конфликт как религиозный. Часть 1

Из Ирака с удручающей регулярностью приходят сообщения о терактах против шиитов, чаще всего – против паломников, прибывших из Ирана. Эти теракты осуществляются по такой «схеме»: террорист-смертник смешивается с толпой – либо в мечети (что маловероятно: сейчас вход в мечети охраняется и неорганизованных чужаков не пропускают внутрь), либо около мечети, либо во время каких-то массовых сборищ и – взрывает т.н. «пояс шахида». Или террорист-смертник взрывает начинённый взрывчаткой автомобиль.

В первой половине мая 2015 года шиитские паломники массово направлялись в Багдад к «золотой» мечети-усыпальнице Мусы аль-Казыма, которая называется «мечеть аль-Казымайн», т.е. «мечеть двух аль-Казымов», т.к. она построена поверх усыпальницы (араб. маркад) имама Мусы аль-Казыма и второй усыпальницы – внука Мусы имама Казыма аль-Джавада (о чём свидетельствуют два позолочённых купола), —

image001 [1]

За год эту мечеть — двойную усыпальницу посетили 10 миллионов паломников. В первой половине мая 2015 года для охраны паломников в одном только Багдаде было выделено 72 тысячи полицейских. (Важно помнить, что Министерство внутренних дел в Ираке полностью контролируется шиитами, и этих полицейских можно и нужно рассматривать как шиитскую общинную самооборону.) Но всё равно имели место теракты против паломников, приведшие к гибели нескольких десятков и ранениям нескольких сотен человек. Ответственность за эти теракты в последнее время берёт на себя «Иракское государство», которое «зачищает» Багдад от шиитов — таким образом готовится к захвату («освобождению», в терминологии «Исламского государства») Багдада, который планируется сделать столицей «Халифата», если раньше не «освободят» Дамаск. Запугивая шиитов, «Исламское государство» стремится реализовать в Багдаде «Мосульский вариант», при котором город покинула бóльшая часть жителей и все военные – без боя.

С полной уверенностью допустимо утверждать, что, если и когда «Исламское государство» захватит Багдад, его боевики и сапёры сравняют «золотую мечеть» (ещё одно название «мечети аль-Казымейн»), и не только её, с землёй. Как они это сделали в Мосуле, где они уничтожили не только шиитские мечети (хусейнии), но и суннитские мечети, построенные, как верят мусульмане, на усыпальницах пророков Ислама как истинного Единобожия. В июле 2014 года в Мосуле были уничтожены — буквально стёрты с лица земли мощными взрывами суннитские мечети – пророка Юниса (библейского Ионы, того самого, который побывал в чреве Кита), пророка Шита (библейского Сифа) и пророка Джирджиса (Св. Георгий христиан). Потому что они являлись, по утверждению построивших их, усыпальницами (араб. маркад) этих пророков, и мусульмане поклонялись там не Единственному и Единому Аллаху, а телам этих людей.

Заявляя себя строгими единобожниками (араб. муваххидун), сторонники «Исламского государства» уничтожают любые объекты поклонения. А в том, что касается мечетей, построенных на усыпальницах и поклонения похороненным там пророкам Ислама, сподвижникам Пророка, шиитским имамам, суфийским вали, то ИГовцы в своём мечетеборстве ссылаются на завет Пророка Мухаммада, сделанный им незадолго до смерти: «Воистину, те кто был до вас, делали из могил пророков и праведников мечети, так не делайте же из могил мечети. Воистину, я запрещаю вам это» (хадис приводится в «Сахихе» Муслима, т.е. почитается достоверным — не сочинённым кем-то, а принадлежащим именно Пророку; есть и другие хадисы Пророка того же смысла и содержания). Что касается шиитских мечетей-хусейний, то в этом случае ИГовцы ссылаются на другой завет Пророка Мухаммада: «Когда у них умирает праведный человек или праведный раб Аллаха, они сооружают на его могиле масджид (мечеть, место поклонения. – А.И.) и рисуют в нём эти изображения. Эти творения (т.е. эти люди. – А.И.) занимают наихудшее место перед Аллахом». У мусульман принято считать, что в этом, тоже достоверном хадисе Пророка (приводится в двух «Сахихах» — аль-Бухари и Муслима), речь идёт о христианах с их иконами. Но в хусейниях в обязательном порядке вывешиваются изображения имама Хусейна —

image002 [2]

К тому же хусейнии строятся чаще всего рядом с гробницами, т.к. их главное религиозное предназначение – проведения траурных мероприятий в день ашура – оплакивание Хусейна, внука Пророка Мухаммада, сына Имама Али.

Но тут есть очень серьёзная религиозная проблема, ужесточающая и обостряющая противостояние шиитов и суннитов. Шииты не верят, что этот хадис, как и многие другие, в достоверность (религиозную истинность) которых верят сунниты, является обязывающим мусульманина. Безоговорочным авторитетом для них являются их Имамы, начиная с Имама Али Ибн-Аби-Талиба (и включая того же Мусу аль-Казыма). А к Пророку Мухаммаду у них отношение неоднозначное. Часть шиитов верила и верит, что Коран через посредство Архангела Гавриила (Джибриля) был ниспослан Аллахом Имаму Али. Но Али Ибн-Аби-Талиб и Мухаммад были абсолютно похожи один на другого, как на этой персидской книжной миниатюре книги XV века «Хвар-намэ» (Пророк Мухаммад справа, Имам Али слева, Архангел Гавриил на заднем плане), —

image003 [3]

Они были так похожи один на другого («как два ворона», говорили шииты; и исламские доксографии описывают секту «воронитов», араб. гурабия от «вóрон», араб. гураб, основным положением вероучения которой было утверждение об абсолютном сходстве Пророка Мухаммада и Имама Али). И Архангел Гавриил, который должен был передать Коран Имаму Али, совершил ошибку – обознался и передал Коран в форме аятов Мухаммаду.

Записи аятов, которые делали Сподвижники Пророка, собрал в одной книге (Коране) второй Праведный Халиф (по версии суннитов) Омар. Но шииты верят, что Омар умышленно не включил в текст Корана Завет Аллаха относительно того, что Имам Али должен наследовать Пророку Мухаммаду в качестве Имама и Халифа. И ещё раньше Сподвижники Пророка, замолчав этот Завет Аллаха, сделали первым Праведным Халифом Абу-Бакра, узурпировав тем самым Халифат у Имама Али Ибн-Аби-Талиба. Затем власть перешла к Осману. И только после этого халифом, четвёртым Праведным Халифом, по версии суннитов, стал Али Ибн-Аби-Талиб. И в типовое оформление колонн паломников входят изготавливаемые массовыми тиражами, и тоже типовые, транспаранты, хоругви и знамёна, в которых проклятию подвергаются все три Праведных Халифа (по версии суннитов), а Омар – целых пять раз, —

image004 [4]

image005 [5]

На привалах шиитские паломники выдают эти тексты как «кричалки». По дороге они на асфальте краской из баллончиков выписывают имена первых трёх Праведных Халифов Абу-Бакра, Омара и Османа (это — по версии суннитов, для шиитов они никакие не «Праведные Халифы», а «узурпаторы»), а также Айши, супруги Пророка Мухаммада, и некоторых ближайших сподвижников Пророка – чтобы потоптать эти имена, —

image006 [6]