- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о вынесении смертного приговора экс-президенту АРЕ М.Мурси

16 мая Уголовный суд Каира вынес смертный приговор экс-президенту АРЕ Мухаммеду Мурси. Ему и еще ста пяти его соратникам вменяется в вину бегство из тюрьмы в дни революционных событий января-февраля 2011 года.

Дело связано с так называемым «Большим побегом», который по заявлениям прокуратуры стал возможным благодаря помощи палестинского исламистского движения ХАМАС. Следствие считает М.Мурси причастным к беспорядкам в тюрьме Вади ан-Натрун, в которой он содержался и откуда сбежал.

Помимо этого, суд также приговорил к смертной казни за «шпионаж и государственную измену в пользу иностранного государства» 16 бывших руководителей «Братьев-мусульман» в том числе «серого кардинала» Хейрата аш-Шатера, духовного наставника исламистов Мухаммеда Бадиа и его заместителя Мухаммеда аль-Бельтаги, а также бывшего спикера парламента Саада аль-Кататни.

Cледует отметить, что решение суда является предварительным, т.к. согласно египетскому законодательству все смертные приговоры в стране предварительно должен утвердить или отклонить верховный муфтий. Окончательное оглашение приговора назначено на 2 июня.

Один из лидеров «Братьев-мусульман» Амр Дарраг назвал решение суда политическим и призвал международное сообщество предпринять действия, а представитель ХАМАСа Сами Абу Зухри назвал решение суда «шокирующим».

Как и следовало ожидать, немедлено последовала и международная реакция на приговор.

Разумеется, наиболее жестко осудил египетское правосудие ныне главный «адвокат» «Братьев-мусульман» — президент Турции Р.Т.Эрдоган. Неоднократно призывавший ранее освободить «всенародно избранного президента» М.Мурси, турецкий лидер назвал решение о его казни «возвращением во времена прежнего режима» и «превращением страны в Древний Египет».

Более того, Эрдоган обвинил страны Запада в том, что они не выступили против «государственного переворота», совершенного под руководством нынешнего президента Абдель Фаттаха ас-Сиси и сейчас также остаются сторонними наблюдателями.

В свою очередь пресс-секретарь турецкого президента Ибрагим Калын заявил, что Анкара намерена использовать все возможные международные механизмы, чтобы добиться отмены смертного приговора и уже проводит консультации с Саудовской Аравией, Катаром и другими странами Персидского залива для решения этого вопроса. Он также добавил, что приведение в исполнение приговора «ввергнет весь Ближний Восток в хаос».

Помимо этого сотни жителей Стамбула приняли участие в акции протеста против смертного приговора М.Мурси, организованной рядом «неправительственных организаций» Турции. Демонстранты прошлись по улицам города, скандируя «Мурси, мы с тобой», «Судьи — убийцы».

Призвала провести новое рассмотрение дела «в гражданском суде с полным набором судебных гарантий» также правозащитная организация Amnesty International. Организация подчеркнула, что «чрезвычайно нечестный суд» демонстрирует «полнейшее несоблюдение прав человека». Правозащитники заявили, что отсутствие у М.Мурси адвоката, представляющего его интересы во время следствия, превращает суд в фарс, основанный «на пустых и не имеющих силы процедурах».

В свою очередь, реакция Вашингтона была более сдержанной. В заявлении Госдепа говорится лишь то, что США «глубоко обеспокоены смертным приговором, который противоречит международным обязательствам Египта и нормам права».

Надежду на то, что смертный приговор экс-президенту Египта и его сторонникам будет пересмотрен при апелляции, выразила глава дипломатии ЕС Ф.Могерини. Она также указала, что судебный процесс не соответствовал обязательствам Египта в рамках международного права. По словам Ф.Могерини, египетские власти обязаны обеспечить права обвиняемых, честный процесс и независимое расследование, «согласно международным стандартам», особо отметив, что Евросоюз выступает принципиально против смертной казни.

Из «сильных мира сего» косвенную поддержку нынешнему египетскому режиму выразил, пожалуй, лишь Китай, традиционно заявив, что решение суда – это «внутренне дело Египта».

Египетский МИД подверг критике осуждения и комментарии в отношении смертного приговора. В заявлении ведомства говорится, что «непозволительно комментировать решения или приговоры египетского суда, так как это во всех отношениях является неприкрытым вмешательством во внутренние дела страны».

Также в Каире «удивлены тем, что эти страны защищают тех, кто причастен к террористической деятельности, но в то же время игнорируют и не торопятся делать заявления по поводу убийства накануне террористами трех судей в городе Эль-Ариш». Спустя несколько часов после оглашения предварительного решения в отношении М.Мурси и его соратников, в городе Эль-Ариш на севере Синайского полуострова экстремисты расстреляли микроавтобус, в котором находились судьи. Три представителя правосудия скончались на месте, еще несколько были доставлены в больницу.

По словам египетских экспертов, нападение стало ответом на смертный приговор лидерам «Братьев-мусульман».

Сейчас в экспертном сообществе активно ведутся дискуссии, каким же будет окончательный вердикт. Многие склонны полагать, что если нынешнее решение суда будет исполнено, то это очень скажется на и без того сложной ситуации с безопасностью как в самом Египте, так и в регионе в целом.

Впрочем, если египетские власти все же всерьез решили расправиться со своими главными оппонентами, то время они для этого выбрали очень подходящее.

Вряд ли администрация Б.Обамы, принявшая в конце марта решение поставить Египту партию вооружений, передача которых была приостановлена после свержения М.Мурси в июле 2013 г., а также продолжить выделение ежегодной военной помощи АРЕ в размере 1,3 млрд дол., будет из-за Мурси идти на резкое обострение отношений с Каиром.

В преддверии финальных июньских переговоров по иранской ядерной программе у американского президента большие проблемы по куда более серьезному вопросу: как наладив отношения с Тегераном не нажить врагов в лице Эр-Рияда и «израильского лобби» США, а также сохранить хрупкое региональное равновесие в треугольнике КСА-Иран-Израиль.

Судя по всему не вступится за осужденных «братьев» и «затаившийся» до лучших времен Катар.

Вот только расправившись с умеренными исламистами, режим А.Ф.ас-Сиси рискует своими руками расчистить политическое поле для значительно более опасного соперника – близких к «Исламскому государству» радикалов, влияние которых на «египетской улице», на фоне тяжелейшей ситуации в экономике, растет стремительными темпами.