- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Турция: вопрос о вооружении сирийских исламистов

На фоне недавних успехов боевиков «Исламского государства» (ИГ) в Сирии и Ираке, в Турции стал снова активно обсуждаться вопрос о возможном участии Анкары в вооружении сирийских исламистов. Обвинения в адрес турецкого руководства заключаются в том, что в период с конца 2013 года до начала 2014 года турецкая спецслужба MIT доставляла оружие в некоторые районы Сирии, которые в то время находились под контролем радикальных исламистов, в том числе тех, кто впоследствии примкнул к группировке «Исламское государство».

В ноябре 2013 года и в январе 2014 года турецкая полиция задержала четыре грузовика в провинциях Адана и Хатай по подозрению, что они везли оружие в Сирию. 7 ноября 2013 года был задержан первый грузовик. После тщательного досмотра ему был запрещен въезд на территорию Сирии. Информационное агентство Reuters,[i] [1] ссылаясь на свои источники в турецкой прокуратуре и полиции отмечает, что в судебном постановлении в связи с задержанием грузовика 7 ноября 2013 года отмечалось, что грузовик вез металлические трубы, производимые на заводе в турецком городе Конья и являющиеся незаконченными частями минометных установок. Здесь также приводилось заявление одного из водителей, в котором он признался, что и ранее возил подобный груз, доставляя его в район, находящийся в двухстах километрах от военного поста в Рейханлы неподалеку от сирийской территории. Прокурор Озджан Шишман, который отдал приказ о досмотре первого грузовика в ноябре 2013 года, в интервью Reuters заявил, что «проведенное нами расследование показало, что некоторые государственные чиновники помогали с доставкой данного вооружения в Сирию». Как выяснилось позже, отправку грузовиков курировала спецслужба MIT.

19 января 2014 года были задержаны три других грузовика, однако после физического вмешательства сотрудников MIT, сопровождавших груз, они продолжили свой путь в Сирию. Один из водителей грузовиков, подвергшихся досмотру в январе 2014 года, Мурат Кыслакчы заявил, что свой груз он получил в Анкарском аэропорту и что ранее ему также приходилось перевозить похожий груз.

 

Приказ о задержании всех четырех грузовиков был дан местной прокуратурой. Вскоре все те, кто участвовал в задержании грузовиков — порядка 50 человек — были арестованы, включая прокурора Озджана Шишмана (отдал приказ о задержании грузовика 7 ноября 2013 года) и прокурора Азиза Такчи (отдал приказ о досмотре других трех грузовиков 19 января 2014 года). Им вменяются обвинения в оглашении государственной тайны.

Ситуацию с грузовиками власти Турции предпочитают не предавать широкой огласки. Анкара заявляет, что грузовики перевозили гуманитарный груз, предназначенный для сирийских туркменов. Ибрагим Калын, пресс-секретарь президента Р.Т.Эрдогана 20 мая с.г. еще раз повторил официальную позицию Турции по этому вопросу: «Турция никогда не посылала оружие ни одной из воюющих групп в Сирии».

Сам же президент Турции  Р.Т.Эрдоган сказал, что прокуроры не имели никакого права осматривать транспортные средства, принадлежащие MIT. По его мнению, за произошедшим  стоит «параллельное общество» во главе с турецким богословом Ф.Гюленом, проживающим в США. Напомним, что с конца 2013 года в Турции не прекращается открытый конфликт между руководством страны в лице президента Эрдогана и премьера Давутоглу со сторонниками движения «Хизмет» Ф.Гюлена, которые инкорпорированы в судебную и правоохранительную систему Турции и, по мнению Эрдогана, замышляют совершить государственный переворот в стране.

Турецкая оппозиция настаивает на версии о том, что в ноябре 2013 года и январе 2015 года грузовики все-таки перевозили оружие для сирийских радикальных группировок. Более того турецкая оппозиция говорит, что помощь Анкары в виде вооружения сирийские радикалы получают и сейчас. Данные обвинения особенно актуальны в настоящее время в преддверии парламентских выборов в стране, которые запланированы на 7 июня с.г. и на которых будет решаться судьба дальнейшего развития Турции, быть ей президентской или же остаться парламентской республикой, развиваться в формате «Новой Турции» или же сохранить связь с кемалистскими традициями.

Турецкий политолог Семих Идиз разделяет точку зрения, что в своем стремлении поскорее «убрать» сирийского президента Башара Асада Турция способствовала росту радикализма в Сирии. Он отмечает, что и сейчас для Анкары приоритетная задача — это борьба с сирийским режимом, а не с радикалами из «Исламского государства».

В свою очередь отметим, что «новая жизнь» «ситуации с грузовиками» в информационном пространстве Турции, безусловно, является неприятным моментом для президента Эрдогана и его Партии справедливости и развития (ПСР), учитывая, что до выборов осталось менее недели. При этом, как сама «ситуация с грузовиками», так и в целом вся сирийская политика Турции, проводимая ПСР при Эрдогане,  являются мощным «козырем» в руках турецкой оппозиции. Вопрос только в том, насколько умело они смогут этим воспользоваться и насколько снисходителен на этот раз будет турецкий народ к ПСР. Как показывает практика, на популярность ПСР и лично Эрдогана мало что влияет — ни коррупционные скандалы, ни давление на СМИ и оппозицию, ни явные просчеты во внешней политики … И поэтому неожиданных результатов от этих выборов ждать не стоит ….

[i] [2] http://www.reuters.com/article/2015/05/21/us-mideast-crisis-turkey-arms-idUSKBN0O61L220150521