- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

США пытаются установить контакты с руководством «Талибана»

Как сообщила в пятницу американская телекомпания «Фокс ньюс», спецслужбы  США безуспешно пытались завербовать в качестве информаторов пятерых талибов, которых выпустили в прошлом году из специальной тюрьмы на американской базе Гуантанамо (Куба) в обмен на освобождение из плена движения «Талибан» американского сержанта Боуи Бергдала. В США никак не прокомментировали это сообщение, из чего журналисты сделали вывод о том, что американская разведка потерпела очередное фиаско. Вербовка информаторов в условиях их тюремного заключения является классикой жанра, и было бы странным, если бы ЦРУ США не пыталась сделать этого. Более того, работа с тюремным контингентом имеет свою специфику и организовывая тюрьму на американской базе на территории Кубы американские спецслужбы, безусловно, имели планы по т.н. «внутрикамерной разработке». Совершенно очевидно, что вместе с «лицами, подозреваемыми в террористической деятельности» в тюрьме в Гуантанамо имеется свой штат осведомителей – «наседок», которые «подсвечивают» ситуацию изнури. Это обязательное условие грамотной работы с такого рода контингентом, поскольку одни лишь «интенсивные допросы» могут в такой ситуации результата и не дать. Допросы с пристрастием имеют смысл и эффективный КПД только в случае, если следователи могут проверять часть информации через альтернативные и надежные источники. В Гуантанамо же попадали люди, в отношении которых возможно и имелись данные об их участии в исламистском сопротивлении, но никакой конкретики об их связях и деятельности американцы либо не знали, либо знали обрывочно и по минимуму. В такой ситуации альтернативными источниками информации становятся «наседки», коими американская тюрьма в Гуантанамо тюрьма «засеяна» по максимуму. Кстати, часть из них под благовидным предлогом «отсутствия доказательств» освобождается, им платится даже «компенсация за ущерб», что фактически является их зарплатой.

Освобожденные талибы, были отправлены в Катар и наверняка рассматривались американцами, как потенциальные кандидаты на вербовку, поскольку с высокорангированными источниками в рядах исламистов у американцев действительно все очень туго. Вернее, у них практически нет собственных источников информации, которые были бы приобретены самостоятельно, без «дружеской помощи» или наводки коллег из арабских стран, прежде всего, КСА и Иордании. Само по себе это не означает автоматически, что эти источники не принесут пользу, но сам факт их «засвеченности» у партнеров вызывает подозрение в возможной работе на двух хозяев. С переданными на связь подобного рода источниками всегда существует опасение того, что они могут передавать дозированную и одобренную их «первоначальными кураторами» информацию. А это никогда и никакой спецслужбе не нравилось. Нынешняя ситуация таким образом совершенно не исключает того, что кто-то из пятерых талибов все-таки был завербован. Или, по крайней мере, он сделал вид, что завербован. Ранее американцы уже не раз имели дело с такими подставами, достаточно вспомнить историю с одним из приближенных к Усамы бен Ладену в лице аль-Либи, или историю с подрывом агентом-двойником резидентуры ЦРУ США в Хосте. Если это так, то и утечка в «Фокс Ньюс», и ставшие публичными подробности переговоров Вашингтона и Дохи в отношении места пребывания освобожденных из Гуантанамо талибов являются операцией прикрытия своего источника. Собственно, недаром речь уже идет об отправке талибов из Катара в Афганистан «под домашний арест», откуда они могут довольно свободно просто сбежать. К части этой комбинации можно отнести и саму историю с обменом пленного американского сержанта. Напомним, что многие американские законодатели были недовольны тем, что Белый дом своевременно не уведомил Конгресс США о планах обмена Бергдала на талибов. Кроме того, исполнительную ветвь власти обвиняли в том, что она, в нарушение давнего принципа Вашингтона, пошла на переговоры с террористами. Если все эти выкладки верны, то надо поздравить американцев с тем, что они наконец-то занялись агентурной работой «в долгую», что требует терпения без всякой надежды на успех. Но по иному ничего не получится, если действительно поставить себе цель долгосрочного внедрения. Другой вопрос состоит в том, что в «Талибане» сидят не дураки, и всех людей, которые побывали в тюремном заключении будут подвергать «фильтрации» и долгое время не допускать к принятию ключевых решений. Так что, даже если завербованный, в конце концов, и окажется «дома», то первой оперативно значимой информации от него надо ждать не ранее чем через год. При этом вероятность подставы и начала игры с американцами со стороны разведки талибов (и, между прочим, пакистанских спецслужб) и «завербованного» также очень велика, и никаких гарантий на этот счет никто дать не может.

Еще один вариант — это договоренность американцев с кем-то из бывших заключенных об особых функциях. То есть, проще говоря, создание устойчивого канала обмена информацией между руководством ЦРУ США и руководством «Талибана». Чаще всего именно под так устанавливается контакт с высокопоставленным эмиссаром повстанческих движений, что дает ему некий выбор и моральную убежденность в том, что он выполняет «благородную миссию». Просьба ЦРУ к катарским властям «подержать» бывших освобожденных талибов на своей территории еще какое-то время, может быть обусловлена и ожиданием позитивного ответа со стороны руководства талибов в Пакистане, и определением формата и способов поддержания такого рода неофициальных отношений. А американцы испытывают серьезный недостаток связей такого уровня, которые им необходимы для «сверки часов» и корректировок тех или иных моментов. Или, по крайней мере, доведения нужной им информации до руководства талибов по тем или иным вопросам. До этого США пользовалось посредническими услугами Катара, и этот канал время от времени давал сбой, а кроме того контролировался Дохой, что американцев не устраивало.

Необходимость поддержания такого канала обмена информацией обусловлена еще и тем, что США не только сохраняют свое присутствие в Афганистане, но и планомерно наращивает его. Контингент американцев будет составлять порядка десяти тысяч человек, и в его обязанности будет входить и силовое прикрытие полевых резидентур ЦРУ США и баз беспилотников. При этом основной упор будет делаться на раскол движения «Талибан» и плотную работу с его «политическим крылом», которое уже несколько раз открыто выступало за достижение мирного компромисса с нынешними афганскими властями по вопросу инкорпорации в государственные структуры. Только таким путем, как полагают в Вашингтоне. можно достичь относительной политической стабильности в Афганистане и сохранить нынешний режим в Кабуле.