Один из самых сложных партнеров России на Ближнем Востоке – Саудовская Аравия –предлагает ей взаимовыгодное сотрудничество в стратегически важных сферах и странах. Однако на этом пути имеется целый ряд «подводных камней».
Май ознаменовался для России появлением перспектив для серьезного развития ее бизнес-проектов на Ближнем Востоке. Саудовская Аравия, прежний исторический противник расширения влияния Москвы в регионе, демонстрирует готовность не просто нормализовать двусторонние отношения, отягощенные былой конфронтацией по Афганистану и Чечне, но и стремится к реальному партнерству с ней.
Эр-Рияд «пускает» Москву в Египет
Соответствующими индикаторами служит проведение целого ряда знаковых мероприятий, фактически наложившихся по времени друг на друга, как в Саудовской Аравии, так и за ее пределами, в тех странах, где влияние Эр-Рияда является особенно заметным.
Среди них особенно выделяется состоявшийся 25 – 27 мая визит представителей российских властей и бизнеса в Египте под председательством министра торговли и промышленности Дениса Мантурова, результатом которого стало заключение серии соглашений, подразумевающих заметное расширение сотрудничества, касающегося в этой стране создания производства легковых машин («Автоваз»), а также продаж гражданских самолетов и др.
В целом же характер достигнутых соглашений, подразумевающих создание российской индустриальной базы фактически в зоне Суэцкого канала, одной из важнейших мировых транспортных артерий, имеет стратегическое значение.
Не случайно, что тогда же Египет направил России заявку о готовности реализовать совместную зону торговли со странами, входящими в пророссийский интеграционный проект ЕАЭС и перейти в двусторонних расчетах на национальные валюты.
Кроме того, активно развивается двустороннее сотрудничество и по другим важным направлениям: в условиях нынешнего снижения производительности украинского агросектора Египет интересуется увеличением закупок российского зерна с нынешних 4 млн тонн пшеницы до 7 млн тонн, он одновременно подтверждает готовность заметно расширить взаимодействие с Москвой по линии совместных проектов в сфере машиностроения и энергетики.
Каир не только интересует увеличение поставок российских нефтепродуктов с нынешних 1.4 до 2 и более млн тонн, но и проведение компаниями из России дополнительной разведки нефти и газа.
И хотя до сих пор их успехи на данном направлении были незначительными, Египет (особенно его западная часть) является перспективной в этом отношении страной.
Также официальный Каир, уже подписавший соглашение с «Росатомом» на строительство АЭС на своей территории, выражает желание возвести еще как минимум одну атомную станцию.
И, наконец, стороны продолжают активно развивать военно-техническое сотрудничество (ВТС), наглядным свидетельством чему служат совместные учения ВМФ двух стран в Средиземном море, состоявшиеся в начале июня.
Все это позволяет Каиру и Москве рассчитывать на увеличение в ближайшие годы двустороннего товарооборота с нынешних 4.62 млрд до более 12 млрд долларов.
Таким образом, характер и объем соглашений свидетельствует о том, что с момента развала СССР отношения между Москвой и Каиром находятся в своей наивысшей точке. Это подтвердил февральский визит в египетскую столицу президента России Владимира Путина, когда стороны подписали десятки взаимовыгодных соглашений, благодаря которым сейчас Москва развивает уже достигнутые успехи.
Для России налаживание связей с АРЕ представляется особенно важным: в силу географического фактора (Египет находится на пересечении сухопутных путей из Азии в Африку и контролирует стратегически важные судоходные маршруты из Персидского залива в Европу), объемов людских ресурсов, мощи вооруженных сил является одним из ключевых государств арабского мира. Соответственно, налаживание с ней отношений позволяет Москве хотя бы частично вернуть здесь свое влияние и, соответственно, использовать это в интересах бизнеса.
Важно, что за кулисами данных сделок и обсуждений, фактически «возвращающими» Москву в Египет после того, как Вашингтон в 1978 г. добился перемещения Каира в американскую орбиту, находится Саудовская Аравия, которая вместе с ОАЭ несет на себе значительную финансовую «нагрузку» по экономической стабилизации Египта в условиях продолжающейся «арабской весны».
Необходимо напомнить, что египетский правящий режим тесно связан с КСА и ОАЭ, его важнейшими союзниками на Аравийском полуострове, выступившими внешними гарантами реализации сотрудничества Москвы и Каира финансово и политически. Соответственно, «эксклюзивный допуск» России в Египет — страну, фактически находящуюся на саудовско-эмиратском «содержании», вовсе не является случайным.
Впрочем, судя по всему, сторонам, в том числе и представителям КСА и ОАЭ как поручителям данной сделки, еще предстоит проделать большую работу для того, чтобы она была воплощена в жизнь.
Важным моментом при оценке этих во многом предварительных договоренностей служит то, что пока в открытом информационном пространстве, по сути, нет точно выверенных данных по выделяемым на подобные проекты ресурсов. Это в том числе свидетельствует о том, что пока договоренности по Египту скорее «виртуальные», чем реальные.
Саудовская Аравия готова «открыться» для российских компаний
Параллельно Эр-Рияд предпринимает другие шаги, свидетельствующие о серьезности его намерений в отношении Москвы: он заявляет о стремлении развивать совместные энергетические проекты в том числе на российской территории. Так, например, об этом открыто заявил 3 июня министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими, особо отметивший, что Эр-Рияд ждет четких предложений с российской стороны.
Все это происходит на фоне проведенного в Джидде расширенного бизнес-форума российских и саудовских компаний, претендующем на то, чтобы стать отправной точкой для начала комплексного бизнес-сотрудничества между двумя странами.
Учитывая тот факт, что присутствие отечественных компаний в соответствующем секторе королевства до сегодняшнего времени имело эпизодический характер (исключениями являются «одиночные» проекты «Лукойла-Оверсиз» и «Стройтрансгаз»), сейчас стороны демонстрируют готовность к коренной смене параметров взаимодействия, способной реально усилить роль Москвы на Ближнем Востоке.
Впрочем, пока говорить о достижении заметных успехов России на данном поприще как о состоявшемся факте говорить рано. Ведь столь заметный пересмотр отношений между двумя антагонистами был обусловлен политическими изменениями в регионе и мире, а именно усиливающимися трениями Саудовской Аравии с бывшим гарантом ее безопасности – США.
Говоря о российских перспективах в Саудовской Аравии, необходимо напомнить, что 26 мая на личной встрече в Джидде с представителями правительства и местного бизнес-сообщества король Сальман провозгласил «открытость» саудовского рынка и экономики, а также курс на углубление связей с иностранными компаниями.
По сути, это еще одно подтверждение готовности Эр-Рияда к «либерализации» или диверсификации своих политико-экономических отношений и сигнал другим странам, включая Россию, разделить те объемы средств, которые ранее «эксклюзивно» доставались компаниям из достаточно узкого списка западных стран, особенно США.
На фоне этого Российско-Саудовский деловой совет и Совет торгово-промышленных палат Саудовской Аравии подготовил проведение в Джидде 26 – 28 мая (то есть параллельно с «мероприятием» самого короля) так называемое «роуд –шоу российских регионов».
Иными словами, речь идет о попытке создания реальной бизнес-площадки двух стран, наличие которой позволит выстраивать «многоуровневые» отношения, максимально расширяющие возможности для негосударственных (или «окологосударственных»), в том числе и региональных структур.
Данное мероприятие имело и важную политическую часть – по итогам мероприятия было решено в самое ближайшее время реанимировать деятельность Российско-Саудовской межправительственной комиссии. О соответствующем решении уже были уведомлены Министерство экономического развития и МИД РФ.
Также Эр-Рияд положительно отреагировал на предложение представителей российской делегации выбрать своих членов Российско-Саудовского делового совета и состав группы российско-арабского бизнес-диалога. Он должен состояться в рамках запланированного на 2015 г. саммита данного форума в Казани 16 июня. По имеющейся информации, Эр-Рияд направляет достаточно серьезную делегацию, в состав которой в том числе входят лица, влияющие на процесс принятия решений в королевстве.
Возможные «жертвы» расширения российско-саудовского сотрудничества
Для России возможность налаживания экономических связей с былыми «недругами» из региона Персидского залива также является благоприятной политической возможностью реально ответить США за «политику» (украинский кризис и последовавшие за ним санкции).
Важным моментом здесь служит то, что Кремль может хотя бы частично пожертвовать некоторыми своими прежними интересами ради налаживания бизнес-отношений с таким состоятельным в плане финансовым и влиятельном политически партнером как Саудовская Аравия.
О серьезности отношения к предлагаемым Эр-Риядом проектам с российской стороны свидетельствует и ряд «косвенных» признаков. Так, например, после прозвучавших в апреле 2015 г. заявлений Москвы и Тегерана относительно возобновления ранее замороженной сделки на поставку ЗРК С-300 Исламской Республике сейчас ее реализация вновь затормозилась. Не случайно, что Иран уже выражал недовольство по этому поводу.
На фоне этого саудовские источники сообщают о заметном снижении уровня поддержки со стороны Москвы союзному Тегерану сирийскому режиму Башара Асада, который активно пытается свергнуть Эр-Рияд. В подтверждение этого они приводят якобы имеющие место факты вывода из подконтрольных официальному Дамаску районов (в частности, из Латакии) российских военных специалистов.
Подобный вариант действительно нельзя исключать ввиду заметного ослабления режима Асада, утратившего в первой половине 2015 г. контроль над значительной частью территории страны и в этих условиях России остается лишь выгодно «продать» то, чего она в обозримой перспективе все равно лишится. Тем более, что после «сдачи» сирийского химического арсенала отношение к Москве в САР стало более противоречивым, чем раньше.
Между тем, военные ресурсы Дамаска для продолжения «войны истощения» ограничены и теперь заботы о его спасении (особенно финансового характера) практически полностью ложатся на Иран.
И все эти индикаторы могут свидетельствовать о влиянии «саудовского фактора». Судя по всему, в Москве более высоко оценивают перспективы взаимодействия с Эр-Риядом, чем с Тегераном, исходя не только из экономических перспектив, но и руководствуясь соображениями собственной безопасности.
Необходимо напомнить, что многие теракты, ранее совершенные на территории РФ, в той или иной мере были делом рук саудовских спецслужб или их «филиалов». Теперь же их активность в России резко снизилась и расширения дальнейшего двустороннего взаимодействия позволит Москве рассчитывать на ликвидацию прежней ситуации уязвимости.
Влияние активизации российско-саудовского сотрудничества на отношения России и Катара
И, наконец, наметившийся прорыв на саудовско-эмиратском направлении создает перспективы и для реального улучшения экономико-политических связей с другой проблемной для России страной региона – Катаром.
Так, например, параллельно развитию российско-саудовского диалога Доха, являющаяся серьезным конкурентом Эр-Рияда за влияние в исламском мире, также демонстрирует интерес к действиям России на Ближнем Востоке.
Так, 23 – 24 мая в катарской столице состоялось «альтернативное» саудовским «встречам» мероприятие, в котором участвовали ряд российских экспертов и политологов, участвующих в формировании общественного мнения в России, а именно – форум по теме «Россия в арабском мире», затронувший вопросы взаимоотношений Москвы со странами региона, включая Египет и Саудовскую Аравию.
Это также служит индикатором относительно появления возможной отправной точки для начала аналогичного развития двусторонних связей с Катаром, до недавнего времени являвшегося конкурентом России в энергетической сфере и оппонентом в плане международно-политическом. Особенно в том случае, если Эр-Рияд пожелает инвестировать средства в те газовые проекты, интерес к которым ранее выражала Доха.
Риски
Вопрос лишь в том, сможет и успеет ли Россия в условиях стремительно нарастающей дестабилизации всего региона воспользоваться данной ситуацией в практическом плане?
Так, привязка России к тому же египетскому проекту в условиях дальнейшего ухудшения ситуации в стране и регионе создает для нее серьезные перспективные риски, чреватые не только инвестиционными, но и имиджевыми потерями.
Не случайно, что на фоне подобной активизации Эр-Рияда заметно вырос уровень террористической опасности и в самой Саудовской Аравии. Это особенно заметно на примере целой серии терактов, произошедших на ее территории в мае, приписываемых «Исламскому государству» и направленных в том числе на возбуждение религиозной ненависти между саудовскими шиитами и суннитами.
Судя по реакции саудовского руководства, данные «предупреждения со стороны» официальный Эр-Рияд намерен игнорировать. Соответственно, следует ожидать дальнейших попыток дестабилизации Саудовской Аравии и демонстрации России как ее возможному новому партнеру наличия возможностей реально этому помешать.
При этом одним из весомых аргументов для России воздержаться от «форсированного» улучшения отношений с Саудовской Аравией и ОАЭ служит то, что в качестве поручителей соответствующих бизнес-сделок (например, по Египту) они пока выдвигают коммерческие, но не государственные структуры, что снижает гарантии их реализации.
Говоря о рисках, российской стороне необходимо осознавать, что по мере дальнейшего отхода Саудовской Аравии от стратегического партнерства с США вызовы королевству будут только расти.
Соответственно, почва для реализации российско-саудовского взаимодействия выглядит еще достаточно зыбкой. Тем более, что российские «возможности и предложения» не являются эксклюзивными для Эр-Рияда (за исключением определенного сегмента ВТС) и могут быть заменены ее конкурентами.
Учитывая же объемы средств, прежде выделяемых КСА на различные проекты как в военной, так и в сугубо «мирной» сферах, ранее почти целиком поглощавшиеся компаниями из западных государств, России следует ожидать активного сопротивления с их стороны.
Важно напомнить, что в 2007 г. Владимир Путин в ходе визита в Эр-Рияд уже подписывал многомиллиардные оборонные контракты с Саудовской Аравией, которые так и не были реально выполнены главным образом по причине противодействия США.
Однако сейчас, в эпоху американского президента Барака Обамы, резко развернувшего внешнеполитический курс своей страны, положение кардинально изменилось. По мере размораживания отношений США с Ираном трения Вашингтона и Эр-Рияда нарастают и изменить ситуацию может лишь приход к власти в Белом доме нового лидера с диаметрально противоположными взглядами.
В лучшем случае это может произойти лишь в конце 2016 г. Именно тогда США изберут нового президента. Однако не факт, что он на 180 градусов изменит курс Обамы.
Тем более к этому времени иранская атомная программа, по всей видимости, будет уже полностью легализована и угроза появления у Тегерана ядерного оружия, чего так опасается Саудовская Аравия, может стать реальностью. Поэтому Эр-Рияд пытается уменьшить издержки для собственной безопасности и продемонстрировать ряду своих бывших партнеров возможности повлиять на данную ситуацию с помощью России.
В любом случае, нынешнее положение дает России более благоприятные возможности для расширения подобного сотрудничества, чем это было в 2007 г.